Двенадцать вечеров с Экклесиастом. Публикация 6

Анатолий Образцов
. И – новые слова.
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.
В этот момент произошло нечто магическое – во всем окружающем меня пространстве вдруг словно спала некая пелена, ушло напряжение. Эффект был потрясающий – все залились безудержным, искрометным смехом – словно услышали и ПОНЯЛИ короткий – но емкий анекдот. Я так раньше никогда не смеялся – просто не умел. В моем смехе всегда присутствовала та или иная доля напряженности – а сейчас ее не было. Тело наполнилось необычайной легкостью – казалось, оно в состоянии оторваться от земли.
Это была чистая радость, для которой совсем не нужны причины. И она роднила людей между собой – появлялась некая сопричастность чему-то светлому и большому. Еще вытирая выступившие слезы, я вдруг ПОНЯЛ.
- Может, еще раз фильм хочешь посмотреть? – Соломон явно наслаждался моим состоянием, потому что оно было и его состоянием то же. – Некоторым и по пять раз мало…..
Если бы они только знали….. – стоп! Это явная ошибка! Они точно знают! И говорят из сопереживания. Ведь моими глазами мою же жизнь перепросматривали все существа в мироздании! Моей жизнью Бог проживал Себя!
Такое внутреннее знание привело к электризации верхней части головы, что всегда у меня соотносилось с НАСТОЯЩИМ, ИСТИННЫМ. Правда, было немного не по себе – слишком уж велика разница – но даже от этих «прохладных» мыслей чувство сопричастности осталось.
И никакой фильм уже не был нужен – легким безусилием я вызвал всю картину моей жизни перед своим взором. Это было что-то потрясающее! Больше всего увиденное напоминало дерево – вот только форма его была слишком причудливой. Ни ствол, ни крону я видеть не мог – но сам был веткой, которая появилась в этом дереве с моим рождением, и закончится в этом виде с уходом – но только для того, чтобы дать начало новой ветке! Получается, что деревом был я сам – только гораздо больший, чем одно материальное проявление. Или это не дерево – а просто еще большая ветвь?!
А каждое событие моей жизни – это срез ветви, ее поперечный вид.  Именно при таком способе рассмотрения возможны разочарования, сожаления и жажда вернуть все – ВСЕ И ТАК ВЕРНЕТСЯ! Теперь же, ощутив аромат цельности, я понял наш смех – в нем содержалась ясность разгадки.
Прямо здесь весь фильм предстал передо мной одним кадром, и каждое событие заняло свое смысловое место. Внешне ничего не изменилось – но полностью трансформировалось мое отношение – и это в третий раз! Одним оно было непосредственно в ходе жизни, совершенно противоположным – в «кинотеатре». И вот теперь из этих противоположностей родилось осознание. Я понимал, что только приближаюсь к чему-то действительно важному. И постарался для себя как-то сформулировать собственные изменения. Получилось нечто вроде толкового словаря, в котором полностью заменен мой оценочный аппарат. Первым деление было «хорошо» и «плохо»; на смену ему пришло «все плохо». И совершенно нелогичным оказалось отсутствие этапа «все хорошо». Но вместо этого произошел уход от оценок вообще. Это не хорошо и не плохо – это просто ЕСТЬ.
В результате препятствия в моей жизни стали ступенями, испытания – помощью, страдания – очищением, а потери – уроком. Все это настолько ново, что полностью поглотило мое внимание – и я не сразу расслышал обращенные ко мне слова Фомы:
- Не боишься, что все это – только иллюзия, и будет забыто при возвращении?
Казалось, простая и понятная фраза – но она произвела во мне целую бурю метаморфоз. Панический страх от представления подобного сменился надеждой, что не могут поступить со мной так жестоко, в свою очередь уступившей место уверенности, что теперь я сам отвечаю за все происходящее – и новый прилив всеобщего веселья. И это действительно было даром Божьим!
Очевидно, некий урок был пройден, потому что ковер ожил, расцветая новым узором, а в воздухе произошло обновление.
Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.
Это уже начало нравиться! Был явный смысл во всем происходящем – и одновременная уверенность, что это не просто эксперимент или чья-то шутка – на самом деле, только сейчас началось то, что можно назвать ЖИЗНЬЮ! И в ней я был сотворцом.
Из недавнего видения меня больше всего поразило дерево. Идея непрерывности моей жизни и ее переплетения с другими жизнями порождала массу пока еще смутных – но очень многообещающих ассоциаций. Чувствовалось, что без помощи новых Попутчиков не обойтись…..
- Почему ты решил, что мы новые? – словно в ответ на мои мысли проговорил Фома. - Ты внимательнее отнесись к дереву – и многое откроется само собой.
Я словно попал в программу, создающую компьютерные презентации. Снова передо мной была моя ветвь, но при этом простым желанием я мог в достаточно широких пределах приближать или удалять ее. Пока я был неумелым оператором – приближением угодил на клеточный уровень, и застыл в изумлении. Сколько перемен! Сколько движения! Как красиво и четко все организовано во мне. Можно было надолго остаться здесь, но что-то прямо изнутри (я подозреваю все того же неуемного Фому) позвало, и следующим неумелым движением я взлетел в Космос, и далеко «под собой» обнаружил прекрасное НЕЧТО, тоже являвшееся ветвью, но уж очень напоминавшую нашу Землю. Не успев осмыслить произошедшее, я совершил новый прыжок, и эта попытка оказалась наиболее удачной – я увидел всю свою веточку сразу, и смог оценить ближайшее ее окружение.
Оказалось, что судьбы тех людей, с кем я сталкивался по жизни, образуют некий узор с моей веткой. Начиналась она с того места, где пересеклись ветви отца и матери; каждое следующее отношение рождало более или менее сложный ветвистый узор. С удивлением я начал распознавать этих людей, вспоминать события – и тут мое внимание привлекли ветви Нафанаила и Фомы – они словно соприкасались с моей, временами чуть ли не срастаясь.
Что-то произошло с моим восприятием, потому что я словно прозрел дополнительное измерение – и в этом измерении дерево преобразилось – каждый род человеческий был на нем ветвью, а само дерево…… Вся ИСТОРИЯ лежала передо мной – и здесь уже не было разделения между мной и моими спутниками; более того, я угадывал еще многих, которым только предстояло присоединиться к нашей необычной кампании.
Оказывается, мир очень прост – но необычайно сложен. Я с необычайным волнением отметил возможности расширения дерева в любых направлениях – даже совершенно непредставимых уму человеческому. В этой глубине и высоте сама Земля была деревом – и в то же время веточкой еще большего дерева….. Дух захватило – и чья-то уверенная рука – оказалось, Нафанаила – вернула меня в зал. Как только Соломон стал доступен моему зрению, а язык смог восстановить свои функции, я буквально возопил: - А КТО ЖЕ САДОВНИК?!
Все трое улыбнулись, и улыбки эти не содержали ни тени иронии. Очевидно, я сказал что-то настоящее……
Мудрый ответил: - Нужно дождаться всходов. Семена своих вопросов ты посеял в собственной душе еще до рождения – и теперь они дают всходы в виде КНИГИ. Все мы – садовники, вот только совершенно не сознаем этого.
Продолжил Нафанаил: - Все мы проживаем отведенные нам годы на ободе колеса времени, который представляет собой линию жизни. Многое из ее содержания ты посмотрел заново. Но нашей встречи в сценарии не было – она происходит уже не на линии….. И если ты будешь внимателен, то многое откроется твоему обновленному взору…..
Слова свои он завершил каким-то широким жестом, от которого в ушах моих зазвенел шум как от ветра – на самом деле, его производило мое собственное тело, несущееся вдаль словно на гигантской Американской горке!
Неописуемый восторг охватил все мое существо – ведь я мчался вдоль собственных линий жизни на настоящей машине времени – вот только машиной такой был я сам. Предстояло еще научиться управлять собой в новом качестве – но никаких тревог во мне не существовало, а переполняющий душу восторг прорвался наружу всепобеждающим криком. Словно эхом отозвались откуда-то голоса моих спутников.
Описать это необычайно сложно, но я постараюсь выделить несколько главных впечатлений.
Первое, что я осознал – это выпадение из жестко детерминированной линии жизни. Как это называется – неважно. Но здесь повышался уровень реальности – но не привычной мне и уродливо ограниченной – но реальности реальной, стоящей за всеми отражениями. Правда, каждый раз такая реальность оказывалась, в свою очередь. Отражением – но все более четким и осознанным.
Стирались многие противоречия и повышались вероятности. Уже нельзя было с определенностью сказать «могу» или «не могу»; даже вопрос «Кто я?» не имел однозначного ответа.
Явно менялся масштаб времени. Те события, которые я еще мог наблюдать на только что покинутой линии жизни, ускорялись многократно. Несомненно, что скоро я должен охватить одним взором то, что называлось «жизнь», и что-то должно было быть до нее, и – после…..
А пока происходящее на ободе начало принимать вид своеобразной паутины – это моя судьба переплеталась с судьбами других людей; при этом некоторые только слегка соприкасались между собой, тогда как другие завязывались в сложный узел, меняя направление сразу нескольких «ободков». Колесо в колесе, которое в колесе – так это звучало в Библейском тексте.
С огромным удивлением я смог обнаружить, что уже встречался с людьми, которых сейчас узнал Соломоном, Фомой и Нафанаилом – и бездарно упустил эти моменты.
А перспектива все росла, и с затаенным дыханием я ожидал начала и конца. Но их не последовало – на месте рождения и смерти образовалось нечто подобное входу и выходу из подземного перехода. Но истоки уходили вглубь колеса – туда, где я сейчас пребывал.
Чем дальше от обода я находился, тем больший его участок мог обозревать.
И везде пребывало то, что составляло основу меня – сущность. Вот я в древнем Египте, одновременно (с нынешней позиции времени) – в Гомеровской Греции, Ведической Индии и во множестве других форм, обличий, персонажей. Все это – я. Это больше всего напоминало некий сбор урожая – крупицы опыта добывались в каждом проявлении, и лишь мое линейное сознание препятствовало восприятию этого.
Я стремился к Центру – Он манил меня новым уровнем понимания….. Последнее, что я успел увидеть – грандиозная картина множества ободов жизни, на самом деле составлявших Единство. После этого картина померкла, и вновь я сумел собрать впечатления в кругу друзей.
- Тебе еще рановато глубже – С доброй улыбкой произнес Соломон, - Энергии мало. Но это только пока. Но и увиденного достаточно….
- Да, друзья, увиденного не просто достаточно – теперь во мне появился некий фундамент, на котором можно будет строить. И я готов к новым краскам узора.
Словно в продолжение моих слов, ковер ожил, а новые буквы наполнили пространство тихой мелодией своего рождения….