3. Благодарненское реальное училище. 1915 г

Владимир Пузиков
БЛАГОДАРНЕНСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
1915 - 1920 гг.

А. В. Марченко принимал деятельное участие в значимых для села Благодарного делах. Так, 21 февраля 1915 года в помещении Благодарненского общественного собрания обсуждались организационные вопросы по созданию в селе вольной пожарной дружины. В собрании приняли участие 40 человек. Организаторами создания дружины были: председатель уездного земского съезда Николай Дмитиревич Зарецкий, председатель уездной управы Александр Николаевич Мальцевский и почетный потомственный гражданин Вячеслав Петрович Шевченко.
На этом собрании в состав ревизионной комиссии были избраны «…заведующий отделом народного образования при земской управе А. В. Марченко, бухгалтер земской управы Ф. Ф. Шаховский и провизор Ф. В. Витман». [3]

Чиновник А. В. Марченко, несомненно, принимал меры по открытию в Благодарном земского реального училища с правительственными правами. Училище открывалось на базе действующей частной прогимназии (ныне – Благодарненская средняя школа № 1), принявшей детей на обучение в сентябре 1911 года.

В. М. Забелин писал: «…29 февраля 1915 года в Тифлисе состоялось заседание попечительского Совета, на котором был рассмотрен вопрос о предоставлении Благодаринскому частному среднему учебному заведению 2-го разряда прав правительственного учебного заведения.

Деятельное участие в нем принял председатель земской управы А. Н. Мальцевский, который телеграфировал о положительном результате, о том, что прогимназия получила право частного среднего учебного заведения с курсом реального училища, и в связи с этим имеет право открыть в новом учебном году 5 и 6 классы.

Благодарненцы с радостью встретили это сообщение. Многие рассуждали так: «Действительно, село Благодарное, с огромным народонаселением, и прилегающие села в средних учебных заведениях как-то обойдены. А нужда в них сильная: как прогимназия, так и высшее начальное училище, щедро субсидируемые земством, крайне переполнены. Вся трагедия заключается в том, что, окончив эти учебные заведения, дети совершенно не имеют возможности получить среднее образование, не говоря уже о получении высшего, ехать же для этой цели в губернские города не позволяют обычно средства их родителей…» [3]

И вот мечта жителей Благодарненского уезда сбылась. С 1 сентября 1915 года в селе начало работать реальное училище. Его первым директором был назначен старший брат Александра Васильевича Марченко – Иван Васильевич Марченко.
На открытие училища приехал из Тифлиса Попечитель Кавказского учебного округа тайный советник Н. Ф. Рудольф. Затем он принял участие в работе съезда народных учителей Ставропольской дирекции народных училищ, открывшегося в Благодарном.

В учебный 1915-1916 год в реальное училище за парты сели 89 учеников, в том числе: 43 мальчика и 46 девочек. По сословиям учащиеся распределялись следующим образом: дети мещан и купцов – 12 человек, дворян и чиновников – 9, духовенства – 7, казаков – 1, местных крестьян – 56, иногородних – 1. Обучение было платным, но родительские взносы покрывали только третью часть расходов на выплату жалованья учителям, служащим и содержание училища. Недостающие суммы покрывались за счет субсидий уездного земства и внебюджетных поступлений.

Директор учебного заведения И. В. Марченко начал перестраивать жизнь училища на новый лад. Большое внимание он уделял трудовому воспитанию, самодеятельности и саморазвитию учащихся. Газета «Северный Кавказ» 18 декабря 1916 года сообщала: «…Школа, бывшая доселе при казенном режиме, не сразу пошла по этому пути, но к концу года дело наладилось, и многие начинания Марченка увенчались полным успехом». [11]

Влиятельным членам распорядительного совета училища методы руководства нового директора не нравились. Известный благодарненский купец Слепков Иван Яковлевич говорил:
- Марченко завел «бабьи» порядки! Жестче и строже надо спрашивать с учителей и учеников… Демагогия развращает учеников.
Слепкова поддержали члены совета С. В. Витман и Г. А. Ермилов. Они подыскивали на должность директора новую кандидатуру. Им оказался преподаватель математики и естественной истории К. В. Дубняков, на их взгляд, человек твердый и решительный. К тому же он открыто и прямолинейно выказывал принципиальное несогласие со стилем и методами работы Ивана Васильевича Марченко.

17 октября 1915 года в России праздновали чудесное спасение Александра III и царского семейства. Накануне, на утренней школьной линейке Марченко объявил:
- Господа, учащие и учащиеся! Завтра на утренней молитве помянем радостное событие. А потом приступим к урокам, как всегда! Будут ли возражения?
Противников распорядка дня, объявленного директором, не было. Но, вдруг, слово попросил Дубняков:
- Господа! Завтра праздник. Моих уроков можете не готовить! На мои уроки можете не являться!
После этой выходки Дубнякова состоялось его объяснение с директором. Но Дубняков своей вины не признал и на следующий день в училище не явился. Его видели вместе с семейством почтенно идущим в Сретенский храм на праздничную службу.

***

В первом наборе Благодарненского реального училища 1915-1916 учебного года училась Лизенко Нина Малахиевна, жительница села Елизаветинского Благодарненского района, которая 20 мая 1963 года написала свои воспоминания в краевую газету «Ставропольская правда»:
- Александр Васильевич и Иван Васильевич Марченко работали в селе Благодарном педагогами. Иван Васильевич состоял директором реального училища, ныне – Благодарненская средняя школа № 1. Я была из бедной крестьянской семьи. Отец мой хорошо рисовал, но для его обучения у родителей не было средств, чтобы его послать в художественную школу. Ведь в семье воспитывалось семеро детей. Поэтому отец батрачил, из сил выбивался, чтобы прокормить семью, снять для меня угол в селе Благодарном и оплатить за мое обучение.

Иногда он подрабатывал живописью, рисовал портреты зажиточных крестьян, но большого дохода его промысел не приносил. Питалась я впроголодь, порой перебиваясь хлебом да водой. Но мое сильное желание учиться, даже голод побеждало!
В реальном училище интересно была построена учебная и воспитательная работа. Действовали разнообразные кружки: естественно-научный, литературный, трудовых навыков. Сад, что теперь разросся  в средней школе села Благодарного, был посажен нами при директоре Иване Васильевиче Марченко. До этого двор зарастал бурьяном. Я помню и сейчас, где растет мое деревце. А как мы любили слушать Ивана Васильевича и Александра Васильевича, когда они выступали на естественно-научном или литературном кружках. Они отлично читали произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Не знаю, кому как, а я сидела и слушала, как очарованная.

До глубины души меня взволновал один эпизод из жизни реального училища. Встречали Новый 1916 год. Прекрасная елка стояла посредине школьного зала, вокруг елки устроены всякие игрища. И вот, стою я на первой в своей жизни елке, такая маленькая, щуплая, в ситцевом платьице, в старых ботиночках, и вдруг вижу, как Иван Васильевич, что-то шепнул своему брату, заведующему отделом образования земской уездной управы Марченко Александру Васильевичу, и громко крикнул:
- Кто угадает, как зовут эту куклу?
А кукла была прекрасная, у нее глаза открывались и закрывались.
Иван Васильевич подошел ко мне, присел, положил руки на мои плечи, смотрит мне в глаза и шепчет:
- Ага…
- Агата! – произнесла я имя куклы полностью.
А директор училища встал и громко объявил:
- Вот кто отгадал! Нина! Ей куклу и вручим!
Разве я могу забыть такое теплое отношение ко мне, простой крестьянской дивчине…

Однажды отец пришел пешком из села Елизаветинского в село Благодарное, а это 12 верст по бездорожью, и принес в мешке печеный хлеб для меня. Его увидел наш директор Иван Васильевич. Он поздоровался с отцом за ручку, поговорил с ним и подсказал, какие документы следует оформить, чтобы с меня не брали плату за обучение. С того времени я обучалась за счет средств земской управы. Для нашей семьи это было большим облегчением! [2]

Иван Васильевич Марченко не вынес давления со стороны распорядительного комитета, закончив учебный год, подал в отставку и уехал в Москву. Новым директором назначили К. В. Дубнякова. Члены распорядительного комитета радостно обсуждали событие:
- Теперь мы забрали в свои руки не только учеников, но и учителей!
Местный аптекарь Витман восклицал:
- Дубняков! Вот верное средство излечить училище от всех ее бабских пороков!

В первый день работы в должности директора реального училища К. В. Дубняков прочитал часовую лекцию о школьных порядках. Вот некоторые из них:
- Все ученики должны иметь самый приличный вид! В сапогах не ходить, ботинки чистить кремом «Servus». Волосы стричь под первый, второй и третий номер. Но никак не под нулевой…

Свое мнение Дубняков имел о чтении учениками книг, журналов и газет:
- Господа! Прежде всего, уроки! А остальное все само вам приложится!
Дубняков, окончивший духовную семинарию, пересыпал свою речь цитатами из Святого Писания. Члены распорядительного комитета новыми порядками в училище были довольны. [11]

Н. М. Лизенко продолжила свой рассказ:
- Но мало, очень мало мне пришлось видеть Марченко Александра Васильевича в форменном учительском сюртуке. На его широкие плечи и коренастую фигуру время надело солдатскую серую шинель, грубые сапоги и серую шапку. От великих забот заскуластилось еще больше его лицо, засинели еще сильнее его синие глаза. Как живые стоят они и сегодня передо мною, эти замечательные педагоги, учителя мои, дорогие наставники – Александр и Иван Марченко. Оба они коренастые, широкоплечие, небольшого роста, ясноглазые. В их глазах было много душевной силы, а в обращении с людьми – душевности, уважительного отношения к собеседникам.

В 1919 году, во время оккупации Благодарненского уезда белогвардейцами, моего отца каратели избивали плетьми за поддержку советской власти, за связь с большевиками. В 1922 году отец мой умер от голода, уснул от истощения и больше не проснулся.

И в советское время тяжело жилось нашей семье. Но мы, молодые, не падали духом, а шли смело вперед по проторенной широкой дороге за нашими маяками, дорогими педагогами – братьями Марченко! [2]

Владимир Пузиков
Василий Соколов
г. Благодарный
12 октября 2014 г.