Любимов пахан-режиссер в законе

Воловой-Борзенко
ЛЮБИМОВ — ПАХАН-РЕЖИССЕР В «ЗАКОНЕ»
(Критика на стихотворение «Памяти Юрия Любимова» Владимира Чибрикова)

Умер великий режиссер, изгнанный дважды своим театром на Таганке, изгнанный своей страной, но покаявшейся и вернувшей его в новую Россию. На его смерть был написано это стихотворение. Казалось бы печальное послание нам ныне живущим, но то как оно написано ввергает в бездну ужаса и возмущения...

Наполняйте хрупкие стаканы,
Хрупкие как наши времена.
Потерял театр на Таганке
Главаря, вождя и пахана.

Когда я прочитал первые две строчки, они мне понравились. Такой неожиданный образ «хрупких стаканов», как бы передавался к хрупкости человеческой жизни, и перенос их на "времена", тоже выливался в широкое обобщения, но когда я прочитал последующие строчки, то они вызвали недоумение... С какого бодуна поэт сделал Любимова "вождем", "главарем" и "паханом"?.. Он что "вождь" мирового пролетариата?.. "Главарь" банды разбойников?.. "Пахан" братвы?.. Это что за издевательство над великим режиссером?.. Который первый открыл нам Высоцкого?.. Вот так из короля театральной сцены поэт одним махом превратил в короля воровской сходки... Погрузи в мир низменный и запретный. Мир высших муз, которому служил Любимов погрузили на дно человеческого общества, кинули к отбросам, ворам, мошенникам, убийцам. Оказывается он есть их «пахан»...

Он чуть-чуть не дотянул до сотни.
Девяносто семь, - ну разве это срок.
Его встретит там теперь Высоцкий,
А вдвоём сподручнее на "скок".

97 — разве это срок?.. Это значит сидит у нас Любимов на зоне 97 лет с рождения, а "зона" для него и родная Таганка, и Россия, и весь земной шар... Вот "братки" его и утешают, "ну разве это срок?.." Ты вот до ста не дотянул, тогда бы и отметили юбилей твоего пребывания в тюрьме народов, ведь весь мир для тебя был тюрьма, изгнанника страны, и всюду была для тебя колючая проволка — границы, которые ты не мог пересечь, чтобы вернуться в страну.

И они сорвутся без оглядки
С этой зоны, как из-под венца,
Чтобы жил театр на Таганке,
Чтобы жил без срока, без конца!

Это значит, что с "зоны" - тюрем и лагерей побегут "зеки" и устремляться на Таганку, и скажут, ты наш пахан-режиссер в «законе». Теперь править тебе без срока и без конца, мы будем сидеть и в партере и ложе, и смотреть твои спектакли. И будем продолжать таганскую традицию твоих постановок спектаклей, и не дай Бог, новый режиссер на йоту отойдет от твоей постановки, на лоскутки порежем и пальцы обухом топора отшибем!..

И отправит Путин телеграмму,
Евтушенко тоже позвонит.
Мол, не плачь, ЛЮБИМая Таганка,
Не грусти и Бог тебя храни!..
6 октября 2014 г.

И конечно позвонят из своих «зон» и «блатных хат» воры в законе и скажут, ты не плач Таганка, теперь ты под нашей крышей, Бог тебя хранит, а мы охраняем!..


После написания статьи Владимир Чибриков мне сообщил, что это не он развил тему "пахана", не говоря уже о том, что надо всегда указывать, что тема уже была развита другим поэтом, дабы не обвинили в плагиате... Вот эти строки.

К 10-летию театра на Таганке

Не пик, и не зенит, не апогей!
Но я пою от имени всех зеков -
А эти десять лет - не путь тюремного этапа:
Они - этап нелегкого пути.
За пахана! Мы с ним тянули срок -
Наш первый убедительный "червонец".

Еще мы пьем за спевку, смычку, спайку
С друзьями с давних пор - с Таганских нар -
За то, что на банкетах вы делили с нами пайку,
Не получив за пьесу гонорар.

(В.С.Высоцкий)

Все что я написал о недопустимости приравнивания "блатных" к "творцам" относится и к Высоцкому. Мы находимся в Храме Муз, а не в колонии строго режима. Высоцкий поступил по-хамски, таким образом сочинив стихи. Это высшей степени недопустимо. При всем моем уважении к Высоцкому, я говорю, не надо тащить "свиней" в Храм. Здесь царят чистота, свет, целомудренность, а не законы красной или черной "зоны". Категорически неприемлемо это ни с какой позиции, ни с шуточной, ни с серьезной. Эта тема преклонения перед кланами, ворами, мафией уже чуть ли не с молоком матери впитывается в наше общество. Мы слушаем блатные песни Круга, с захватывающим интересом следим за фильмами про воров и бандитов, в жизни мы преклоняемся, потому что культ силы нам внушает трепетное уважение. И теперь эта "крутизна" добралась до искусства и стала свои порядки устанавливать. Хватит. Позор Высоцкому и Автору, который вместо того, чтобы пресечь это направление, наоборот возродил.