Чеглок

Алексей Арс Чернышев
 
   

(Из серии рассказов для детей «Записки любителя природы»)

   

 

      



Как-то раз летним воскресным днём я прогуливался вдоль дороги. Извилистой тёмно-серой лентой она пролегала через лесной массив. Лес, преимущественно, состоял из лиственных пород. Дубы, липы, осины и берёзы стояли великанами и на лёгком ветру шумно игрались своими густыми широкими кронами. Могучую стену чащи предваряли небольшие молодые деревца. Особенно красиво выглядели ивы, а в некоторых местах сказочный вид лесу придавал ясень.
    
Когда мне, вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, удавалось вырваться в лес, я брал с собой фотоаппарат – подарок на пятнадцатилетие. Это была почти профессиональная фотокамера «Зенит». Этим летом я осваивал цветную фотографию, а дома у меня была оборудована собственная фотолаборатория. Там я и проявлял плёнки, и печатал фотографии (невероятно интересно, кстати, наблюдать за волшебством – проявлением изображения на фотобумаге). Я с большим удовольствием фотографировал разные моменты в природе…
    
Проходя по небольшому мосту через ручей, среди зарослей я заметил небольшую птичку с жёлтым окрасом и чёрными крыльями. Это была иволга. Она немного покачивалась на веточке густого кустарника у дороги. Мне показалось, что она как-то грустно и задумчиво смотрела на обросшую травой обочину, где местами ещё просматривалась утрамбованная пыльная щебень. Лишь подойдя ближе, я увидел, что её взгляд был устремлён на двух лежащих птиц – погибших соколов. Видимо, они случайно были сбиты каким-то автомобилем, оставшись лежать у дороги с широко расправленными крыльями, будто бы замерли в полёте и остались навечно неразлучной парой!
    
Что произошло? Почему небольшая птичка так внимательно рассматривала погибших птиц? Это целая история. Но прежде, чем я её расскажу вам, давайте вспомним о соколах – поистине удивительных птиц, о которых поколениями слагались легенды.

Соколы превосходные охотники. Несмотря на то, что они немного меньше по размеру, чем орлы или ястребы, без труда и очень умело ловят свою добычу. Некоторые виды соколов считаются самыми быстрыми птицами и могут развивать скорость в момент охоты более двухсот километров в час! К сожалению, ряд видов этих птиц находится на грани исчезновения. Почти все они различаются размерами и внешним видом, строением клюва – у каждого разная расцветка перьев и разные рисунки. Благодаря этому необыкновенно красивому строению перьев и сочетанию цветов их легко можно отличить от других хищных птиц.      Соколы очень умные птицы и грозные охотники. Именно такое уникальное их свойство полюбилось людям. Были времена, когда они охотно использовали этих птиц в охоте на дичь. Благодаря своенравному характеру среди соколов выделяли благородных ловчих птиц: сапсанов, кречетов, балобанов. В старину их очень ценили, и стоить они могли целое состояние! Соколиная охота считалась царской забавой: не каждый, даже самый знатный человек, мог позволить себе такое развлечение.

Видимо, эти две несчастные птички так увлеклись охотой, что не заметили опасности. Люди не всегда видят трагедии в природе, не придают им значения: всё дело в том, что мы не считаем себя частью природы. Мы так сильно увлечены своими проблемами, своим устройством жизни, что стараемся не замечать живой природы, поэтому нам и нет дела: а что там происходит в жизни животных, птиц и насекомых? Мы единственные, кто считает себя высшим творением. Нам кажется, что мы наделили свою жизнь духовным смыслом, а на деле тешим себя лишь обычным самолюбием. Кто знает, что ощущала тогда иволга, сидя на веточке и всматриваясь в трагедию этих двух несчастных птиц? Может, она по-своему, как-то по-птичьему, испытывала сожаление, сопереживала?
Немного погодя иволга вспорхнула и улетела в лес...

Безусловно, птицы испытывают все прелести полёта: ощущение пространства, чувство высоты. Возможно, человек тоже может ощущать что-то подобное, скажем, сидя в кабине летящего самолёта. Однако у человека нет собственных крыльев. Вот, скажем, когда птица парит, она как бы наполняет свои крылья воздухом, ощущая мягкость и упругость восходящего потока. Она зависает на высоте, расправив крылья, и может в это время даже немного отдохнуть.
    
Природа так распорядилась, что в мире много разнообразных птиц – от самых маленьких до гигантов, которые впечатляют своим экзотическим видом и размерами. Не все птицы хорошо летают и могут легко стать добычей. Жизнь у них протекает по-разному, и ареал обитания у каждого вида птиц разный. Многие из них относятся к перелётным, но есть и те, которые предпочитают селиться в одном месте и никуда не мигрируют. Есть и такие экземпляры, которых и птицами-то трудно назвать. Вот, скажем, пингвин. Он, скорее, похож на маленького тюленя, чем на птицу! А страус? В природе немало птиц, которые не умеют летать, но всё равно они – птицы. Есть даже мнение, что птицы – это прямые потомки динозавров! И действительно: стоит только посмотреть, как курица мчится на своих двоих, вытянув голову вперёд, как тут же мысль приходит: ну, типичный тираннозавр!
    
Большое разнообразие птиц можно встретить в джунглях Африки, Южной Америки. Они могут сильно отличаться от остальной живой природы своей насыщенной и удивительной жизнью.
    
Для тяжёлых птиц самое трудное – это взлететь. Оно и понятно: оторваться от земли – нелёгкая задача! Нам кажется, что для них это не составляет особого труда, но взлёт требует множества усилий и энергии. Удержать свой вес в воздухе и постоянно ускоряться не так-то просто. Если посмотреть видео взлёта, скажем, журавля или цапли в замедленной съёмке, то можно увидеть, как птица с трудом борется с гравитацией. Но, взлетев, она тут же пытается использовать восходящие потоки в качестве вспомогательного лётного инструмента. А дальше – дело техники.
    
Восходящий поток, идущий от поверхности земли, это нагретый от солнечного жара воздух, который поднимается вверх до самых облаков. Для любой птицы важно поймать этот воздушный поток, и тогда она легко, без особого усилия, наберёт высоту. Это как природный лифт, обеспечивающий доставку на любую высоту птичьего полёта.
    
Нет ничего красивее, когда птица приземляется! Это самый сложный трюк с технической точки зрения полета. Нужно обладать настоящим лётным профессионализмом. Не менее удивительно и то, когда водоплавающие птицы взлетают или садятся на воду – красивое и потрясающее зрелище!
    
Возвращаемся к истории. Как-то раз иволга пролетала мимо незнакомого гнезда и увидела в нём маленького птенца. Он так сильно кричал, возможно, от голода или от страха, и жалостливо звал свою маму, что не обратить на него внимания было невозможно. Возможно, родители в поисках корма, скоро вернутся. Ишь, раскричался… Иволга немного покружила, осмотрелась, а потом полетела по своим делам.
    
Наступала пора гнездования. В такой период птицы ведут себя по-особенному, ведь им необходимо вовремя свить гнездо. Не каждая веточка подойдёт для строительства, и только птица знает, какую из них надо выбрать. Надо заметить, что, кроме клюва, у птиц больше ничего нет (попробуйте что-нибудь соорудить прищепкой – вряд ли у вас что-то получится!) Птицы – отменные строители, и это умение у них от природы!
    
Иволги – однолюбки. Они выбирают себе пару на всю жизнь, вместе вьют гнездо. Самец собирает веточки, сухую траву или листья, а самка занимается устройством гнезда – как правило, в укромном месте на высоком дереве. Гнездо становится уютным домиком, а потом они вместе заботятся о своём потомстве.

День подходил к концу. Солнечный закат озарил небосвод, горизонт окрасился в яркие тона – ало-красные с оранжевыми лентами вдоль всего неба. Птицы в это время начинают прятаться в свои укромные жилища. А с наступлением ночи совы и филины, наоборот, просыпаются. Их глаза очень чувствительны к свету и в темноте могут видеть почти так же, как днём. А вот дневной свет для них слишком яркий, поэтому днём они спят.
    
С восходом солнца начинает просыпаться природа. Это не только заметно, но и слышно: трели птиц разносятся по всему лесу. Их пение настолько слажено и гармонично, что лес заходится необыкновенным концертным исполнением. Птицы будто бы пытаются перекричать друг друга. С одной стороны, это похоже на какое-то эстрадное исполнение птичьего хора, а с другой, напоминает птичий базар. Иволги – превосходные певцы, их пение очень мелодичное.
    
Природа здесь необыкновенная и красивая: встречаются и дубрава с многовековыми дубами и высокими липами, и сосны, и редкие виды деревьев. Многие люди приезжают в эти леса не только за грибами, но и просто отдохнуть: расположатся где-нибудь на лужайке, закроют глаза и наслаждаются звуками природы и чистым воздухом. На самом деле: природа – это лекарство и для тела, и для души!
    
На следующий день иволга снова пролетала мимо вчерашнего гнезда и увидела, что птенец совсем один: он выбился из сил и почти уже не кричал! Она села недалеко от гнезда и стала за ним наблюдать. Птенец был такой немощный! Он изредка поднимал головку, а она у него, шатаясь из стороны в сторону, снова плюхалась от бессилия. Иволга поняла, что птенец совсем голодный. Голодный! И иволга полетела искать корм. В ней проснулся материнский инстинкт, и она уже не могла бросить птенца в беде! Вернулась со стрекозой в клюве. Сев на гнездо, иволга вложила корм в открывающийся клюв: птенец с жадностью съел эту добычу. Так иволга взяла на себя обязанности мамы, и она даже не догадывалась, что его родителями были те две птицы, лежавшие на обочине дороги. Вскоре к ней присоединился и её возлюбленный, и они вместе стали ухаживать за малышом.
    
Он подрастал. Его пушок сменялся оперением, а размеры начали превосходить размеры приёмных родителей. Но отважных птиц это не смущало, и они продолжали его обихаживать. Для них это была, в своём роде, тренировка: ведь им предстояло в недалёком времени с такой же заботой ухаживать за своим потомством.
    
Однажды, когда иволга вернулась с удачной охоты, подросший птенец уже сидел на краю гнезда. Он (а это был самый настоящий чеглок), хоть и был юн, но достаточно оперился и, кажется, уже был готов к самостоятельной жизни: ему нужно было только решиться на свой первый полёт! Он посмотрел на свою приёмную маму, а она ему кивнула, указывая путь вниз: ну, давай! И в какой-то момент, вдохновлённый ею, он спрыгнул и тут же расправил могучие крылья. Сначала неуверенно, но потом отважно, хотя немного и неуклюже, но всё-таки полетел!
    
Набравшись смелости, он начал, как прирождённый пилот, совершать необыкновенные трюки и даже пролетел возле соей любимой мамы, чтобы та могла им гордиться. Она тревожилась сначала и опасалась за его жизнь, но потом поняла, что он хорошо и надёжно держит крыло. Он покружил ещё какое-то время, прощаясь с ней, громко вскрикнул своим соколиным криком и быстро растворился в просторах леса. Конечно же, иволга переживала за него, и ей было немного грустно. Но всё-таки она была рада и всем своим материнским сердцем желала ему успехов.
    
Я вам так скажу: в природе всё по-другому, нежели у людей. Возможно, я немного приукрасил в своём рассказе, и всё было не так. Но точно знаю: она никогда уже не забудет его крик – крик настоящего сокола! С ней навсегда останутся те моменты, когда она заботливо ухаживала за ним, как настоящая и любящая мама. А была ли горечь расставания или нет – это уже не важно! Но на этом история не заканчивается.
    
Для нашей любящей пары наступило время гнездования. Выведение птенцов – это достаточно ответственный момент для птиц, и они очень тщательно к этому готовятся. Как правило, яйца высиживают самки. Но случается, что самец подменяет свою возлюбленную, чтобы та могла немного отдохнуть и подкрепиться. Так они ждут появления своего потомства, а затем начинается самый трогательный момент – вылупление птенцов. Они появляются на свет совершенно беззащитными и голодными, и для их родителей начинается самый тяжёлый период. Ни на минутку нельзя остановиться для отдыха, поэтому и самка, и самец постоянно летают за кормом. И лишь ночью ложатся немножко поспать, а ранним утром снова отправляются за добычей.
    
Шёл день за днём, детишки подрастали, но в один день пришла беда: в их окрестностях появился коршун! И хотя гнездо было надёжно спрятано среди зарослей деревьев, было понятно, что коршуну всё равно не составит труда отыскать птенцов. Конечно, в случае нападения две иволги не смогут справиться с хищником, тут всё будет зависеть от воли случая – такова судьба в дикой природе!

Коршун – крупная хищная птица. Чем-то похож на орла, а чем-то – на сокола. Не боится человека, в отличие от других хищных птиц. Любит охотиться рядом с небольшим селением и наблюдать за человеком. Чаще всего коршунов можно увидеть парящими над полем возле дорог. Это достаточно распространённый вид птиц среди хищников.

Он всё кружил и кружил над лесом, всё ближе приближаясь к дереву, где было гнездо с птенцами, и в какой-то момент, видимо, услышал их писк... Мама-иволга сразу же почувствовала что-то неладное, поспешила к своему потомству. Увидев опасность (хищник уже кружил над деревом и подлетал всё ближе к гнезду), обеспокоенная иволга отчаянно пыталась отвлечь охотника. Она дико кричала, порхала из стороны в сторону, пытаясь сбить его с толку, увести за собой, но хищник не обращал на неё внимания. В один миг он устремил свой взгляд на гнездо с птенцами и камнем рухнул вниз (так хищные птицы применяет особую тактику атаки: прижав крылья к телу, охотник пикирует вниз с огромной скоростью). Возлюбленный иволги в ту же секунду, широко расправив крылья, закрыл собой птенцов. Всё как будто замерло. Так бывает – жизнь останавливается перед лицом опасности, время замедляется. Последнее, что видел отец птенцов, это то, как коршун расправил свои могучие крылья и выставил вперёд мощные лапы, чтобы ударить по добыче и схватить её молниеносным и мощным захватом когтей. Словно истребитель, он пикировал к гнезду. Папа малышей почувствовал приближающуюся волну сотрясающегося воздуха. И… раздался до боли знакомый крик! О чудо! Словно ракета, откуда ни возьмись, сокрушая ветки дерева так, что листья разлетались, как от взрыва, наперерез коршуну нёсся чеглок. Да-да, тот самый чеглок, вскормленный иволгой! Это был уже мужественный сокол. Громко, вскрикнув соколиным криком, он ринулся в бой. Коршун, хоть и был больше его по размеру, но от неожиданности замешкался и пропустил удар. Он отклонился в сторону, отчаянно замахал крыльями, но последовал ещё удар, ещё и ещё… Перья летели по сторонам – это была борьба не на жизнь, а на смерть. Коршун потерял ориентацию, он ударился о сучья дерева и поспешил поскорее убраться из леса. Отчаянно размахивая крыльями и набирая высоту, вскоре он трусливо скрылся за деревьями. Чеглок как настоящий герой, сильный и смелый, суровым взглядом проводил неудачника. Он ещё несколько раз покружил вокруг гнезда своих родных и, вскрикнув громким соколиным отважным голосом, попрощался с ними.
    
Иволга подлетела к гнезду. Дрожащими крыльями она обнимала перепуганных птенцов. Опасность миновала. Теперь эта семья была под надёжной защитой. Так чеглок отблагодарил тех, кто о нём позаботился в детстве: не оставил в беде, невзирая на то, что они были совершенно разными птицами. Но в глазах этого сокола они не могли стать ничьей добычей – они продолжали оставаться его семьей!

Вот такая история. А сколько ещё историй хранит этот удивительный лес! Сколько тайн в нашей природе!

Я вернулся домой, проявил фотографии и аккуратно поместил их в свой альбом «Записки любителя природы».