Путешествие на Остров Погибших Кораблей

Александр Гребёнкин
(Александр Беляев "Остров погибших кораблей" -1926)

Роман Александра Беляева найден был мною случайно. В классе шестом сдавали мы макулатуру. Принес и я свою стопку старых газет и книг. Все бумажное добро почему-то ссыпалось в школьный подвал. Попав в эти завалы, я сунул руку в книжную гору и вытащил толстую потрепанную книгу. "Остров погибших кораблей" ! Тут же открыл обложку, пробежал начальные строки и понял, что я это буду читать. Таким образом склад макулатуры обеднел на одну книгу.

В книге не хватало страниц в середине и в конце, как раз у романа "Подводные земледельцы" и в рассказе "Светопреставление". Но "Остров" был весь и был прочитан залпом.

В романе было что-то жюль-верновское, географическо - романтичное. Поражала выдумка автора. Роман оригинальный - такого больше не приходилось читать ни у одного писателя!

 Течения приносят поврежденный корабль "Вениамин Франклин" к  острову, сплошь состоявшему из судов разных эпох, которые потерпели катастрофу. Дно между островками тоже состоит из погибших кораблей. В трюмах сохранившихся судов можно найти все - одежду, драгоценности, оружие, еду...

Спустя много лет, совсем недавно, я перечитал роман. Читается он все также - на одном дыхании! В этой книге Александр Беляев взял себе за правило - действие, действие и еще раз действие!

В романе много запоминающихся моментов, интересных находок.
Кулачный поединок Гатлинга и Слейтона - вполне в духе Джека Лондона... Ученый Людерс - этакий чудак, напичканный знаниями, словно шагнувший в книгу из какого-то романа Жюля Верна... Саргассы, через которые плыть очень трудно... Новый губернатор Флорес, придумавший ходить в старинных испанских костюмах...Чтобы вновь попасть на остров нужно "сломать" двигатель корабля...Призрак капитана Слейтона, блуждающий по ночному острову, залитому лунным светом...

Конечно, кинематографичность действия приводит к обеднению образов. О Вивиане Кингман, Гатлинге, Людерсе мы вряд можем сказать много.

Но Симпкинс, Флорес, Слейтон, Бокко получились очень даже живыми и полнокровными, легко запоминаются.

Замечательный, нестареющий роман!

2008