Урок девятый

Алексей Филиппов 3
                Урок девятый

Конструктивный рисунок, построение простых форм


                Учитель :

Вот у вас уже сделан композиционный эскиз, завершены его задачи. Переходим к большому формату. Вначале нужно перенести эскиз на большой формат, как можно точнее сохранив пропорции пустого и заполненного пространств, затем построить предметы и завершить рисунок линейной графикой. Первый этап – композиционный, пока не поставлены хорошо предметы в листе, к построению переходить не имеет смысла.
Вообще : рисунок – это чистая логика и движение в нем очень последовательно и логично, как подъем по ступеням. Если хорошо не пройти и не опереться на одну ступень, - на другой можно завалиться. Каждый этап рисунка выполняется очень тщательно и дотошно. Пока он не сделан полностью, к другому этапу не переходят.
Значит : первый этап – это композиция в большом формате. Работать над ней нужно , вначале отвернувшись от натуры и внимательно смотря на эскиз, на его пустоты. Вообще : старайтесь мыслить пустотами, этому учили еще древние китайцы, основываясь на буддизме и даосизме, выводя из этих учений и свои эстетические трактаты. Стерлигов говорил своим ученикам : « когда вы рисуете два кувшина – вы рисуете три кувшина, потому что пустота между двумя кувшинами – тоже кувшин. Генри Мур на пустотах строил свои скульптуры. Мыслите пустотами, формами пустого пространства. Перенося эскиз на большой формат, переносите переферийные и межпредметные пустоты. Старайтесь вначале рисовать не предметы, а линии,  их ограничивающие, чтобы большая форма, в которую вписываются все предметы стала во взвешенном состоянии в листе. Очень важно расстояние от крайних нижних линий предметов или большой формы  до нижнего края формата. Большая форма не должна падать, но должна повиснуть в визуальной середине в листе. Избегайте геометрической середины, человеческий глаз ее не выносит. Старайтесь, чтобы какой-то акцент : угол или точка, или предмет  не стали в середине листа или не разделили пополам лист или расстояние  между предметами. Ищите подчинения и контрасты.
Работать нужно на вытянутой руке, от плеча. Карандаш спокойно лежит на пальцах, большой палец его слегка прижимает, рука свободна и расслаблена. Карандаш – проолжение руки. Штрих – лессировочный, тонкий как осенняя паутина. Лучше работать твердым карандашом, с грифелем, наточенным, как игла.
Когда таким образом вы наметите предметы, можете условно их обрисовать, не прибегая к построению. Когда вы их увидите в этом условном варианте, вам будет ясно, как их подвигать, чтобы они прочно сели друг относительно друга и относительно формата.  Двигайте их свободно, уже не смотря на эскиз. От эскиза вы только вначале отталкиваетесь, беря основные композиционные идеи, которые вы в нем определили. Дальнейшей компоновки требует уже этот новый формат, такой же по пропорциям, но другой по размеру. Каждый размер формата при одинаковых пропорциях, требует своей собственной компоновки.
Когда эти задачи выполнены, только после этого : можно перейти к построению предметов.
С этого момента  вашими орудиями , кроме карандаша 2Н, резинки станут формопласт, металлическая узкая линейка – 50 см.  и  бумажные  полоски, длиною 30см.  И шириною 2, 5 см.
Вначале нужно четко определить линию вашего горизонта. У каждого она своя. Это зависит от вашего роста и ракурса. Посмотрите внимательно, где линия ваших глаз пересекает весь натюрморт и прочертите ее по линейке узкой и не очень яркой линией. Эта линия останется до конца работы. Вообще : все линии построения остаются в рисунке. В данном, линейном рисунке они являются его графическим наполнением.
У вас три простые формы: куб, цилиндр и шестигранная пирамида. Цилиндр из них – более прост и, композиционно автономен в данном натюрморте. С него лучше и начать. Вообще : в рисунке всегда лучше двигаться от простого.
Для построения цилиндра  необходимо прочертить его серединную линию, ось его симметрии. Поставьте точку примерной середины вашего эскизно набросанного цилиндра, по бумажной полоске отметьте расстояние от этой точки до края листа; отметьте такую же точку внизу. Отмерять нужно как можно точнее, периодически  подтачивая карандаш, чтобы не было ошибки даже на толщину карандашной линии. Соединив две эти точки, получите линию, строго параллельную вертикальному краю формата. Линии должны быть тонкими и ясными, но не очень активными тонально, точки – маленькими и ясными, для этого ставьте карандаш вертикально по отношению к плоскости листа и слегка крутите его в стороны.  Вооще : этот рисунок и последующий, скорее, должны напоминать чертежи. Потом уже рисовать так не будем. Но эти два первые рисунка делают именно так : чертежно, жестко и ясно. Их задача : поставить ваше видение на конструктивные рельсы.
Когда линия симметрии цилиндра построена, нужно прочертить два его основания – нижнее и верхнее, как бы они были в одной проекции, то есть – как прямые линии. Для этого от линии симметрии нужно отложить расстояние примерно середины толщины цилиндра и зафиксировать его точкой, затем, по полоске это же расстояние перенести в другую сторону.  Такие же расстояния нужно отложить и в другой части цилиндра, от линии его симметрии. Таким образом, у вас получится идеально вычерченный прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут горизонтальными осями овалов его оснований.
Для того, чтобы правильно выстроить овалы оснований цилиндра, нужно сначала от руки их «покрутить» , найти на глаз степень их раскрытости. Чем ближе находится овал к линии горизонта , тем он меньше открыт и, наоборот. Поскольку вы рисуете данный натюрморт с высоким горизонтом, то есть – с линией горизонта, находящейся выше плоскости стола, на котором стоят предметы, овалы всех предметов будут раскрытыми, но в разной мере, нижний овал цилиндра будет раскрыт больше его верхнего овала. Так же : расстояния от дальних линий овалов до их горизонтальных линий симметрий будет всегда меньше расстояний до их ближних линий, так как горизонтальные линии симметрии овалов , то есть – верхняя и нижняя линии выстроенного прямоугольника являются визуальными серединами овалов, находящихся в пространстве. Для правильного выстраивания пропорций задней и передней части каждого овала, строится квадрат в пространстве, в который затем вписывается овал.
Вертикальная линия симметрии цилиндра и горизонтальные линии его оснований создали две крестовины, в верхней и нижней частях цилиндра. Начать лучше с построения нижнего овала. На прямой пока его линии имеются точка пересечения ее с осью симметрии цилиндра и две боковые точки его нижнего основания. У вас уже легко, от руки намечен раскрытый овал нижнего основания, нужно жестко, по линейке провести касательную к нему, которая пройдет строго параллельно горизонтальной стороне листа. Затем через крайние точки нижнего основания нужно провести линии в перспективе, под одинаковыми углами  к нижней линии , эти линии должны сходиться в точку на линии вашего горизонта. Проведенная касательная к овалу и уходящие в перспективе линии пересекаясь дадут точки, которые нужно четко зафиксировать, затем соединить их с центральной точкой основания, через которую проходит ось симметрии цилиндра и провести их дальше, до пересечения с уходящими в перспективе линиями. Полученные точки нужно соединить. В результате данного построения получится квадрат в перспективе, в котором задняя и передняя части будут  зафиксированы в правильных относительно прямой перспективы пропорциях. В этот квадрат нужно вписать овал. Вписанный вами овал касается квадрата лишь в четырех его точках, точках середины его сторон.
Верхний овал выстраивается подобным же образом. Главное – определить, как можно точнее от глаза  степень его закрытости  относительно нижнего овала. Эта степень зависит от высоты цилиндра, чем меньше высота цилиндра, тем меньший контраст в степени раскрытостей нижнего и верхнего оснований цилиндра и – наоборот.
На этом построение цилиндра завершается. Все линии построения при этом – четкие, ясные одинаково, как видимые, так и невидимые. Не забывайте : наш рисунок логичен, дотошен и прозрачен.

Теперь можно подключиться к группе  -  куб-пирамида. Вначале нужно выстроить куб и, особенно жестко – его верхнее основание , так как на нем будет располагаться овал, в который будет вписываться основание пирамиды. Построение куба начинается с определения открывающихся линий его нижнего основания. В стстеме прямой перспективы, в которой происходит наше выстраивание, нам открываются две линии его нижнего основания. Нужно определить ближнюю точку угла нижнего основания куба и провести от нее две, под разными углами уходящие линии его граней. Главное – чтобы они уходили обязательно под разными углами: более остро по отношению к нижней стороне листа уходят линии менее сокращенной грани и, наоборот : линия более сокращенной грани куба уходит под более прямым углом и менее открывается. Главное : определить явно этот контраст разной раскрытости сторон куба. Через точку угла нижнего основания провоится  вертикальная, параллельная вертикальному краю листа – линия ближнего ребра куба. Определение точки основания и трех линий ребер куба является необходимым условием начала его построения, собственно – они все и определяют : высоту, степень раскрытости, ракурс.
На следующем этапе нужно определить ближнюю точку верхнего основания куба, то есть – его высоту. И из этой точки вести влево и вправо линии, в перспективе с нижними линиями нижнего основания куба. На нижнем основании нужно найти точки, на которых остановятся уходящие линии основания, определяя нижние углы уходящих сторон. Через эти точки проводятся вертикальные линии, параллельные вертикальным  сторонам листа и ближнему ребру куба. На пересечении этих вертикалей и уходящих верхних линий образуются точки. Через образованные точки нужно провести линии в перспективе с противоположными горизонтальными гранями куба, на пересечении этих линий получится точка дальнего угла верхнего основания куба. Собственно, куб выстроен. Остается – провести невидимые линии. Из полученной точки  дальнего угла верхнего основания нужно опустить вертикаль вниз. И из дальних нижних точек обоих раскрытых сторон провести линии, в перспективе с гранями противоположных сторон, эти линии должны сойтись в точку на вертикали, опущенной из дальнего угла верхнего основания куба. Тогда: куб выстроен правильно. В процессе построения куба  неизбежны некоторые поправки и подгонки, которые нужно делать, чтобы куб был как можно правильней и убедительней в системе прямой перспективы. Повторяю: - особенно важное значение нужно придать верхнему основанию куба, так как на нем будет выстраиваться овал основания пирамиды. Верхнее основание куба и этот овал должны лежать в одной плоскости.

  Поэтому, в начале построения пирамиды необходимо от руки набросать  этот овал , стараясь чтобы степень его раскрытости была такой же , как верхнего основания куба (пирамида стоит на кубе )
Собственно, после этого начинается построение. Нужно прочертить касательную  к вами набросанному овалу, параллельную горизонтальным сторонам формата, затем – выбрать примерную точку середины будущей пирамиды  и провести  через нее линию, параллельную вертикальным сторонам формата. Затем, провести линию, примерно являющуюся горизонтальной осью симметрии набросанного овала. Получится некая крестовина. С левой стороны нужно поставить крайнюю точку овала и отложить то же расстояние от вертикальной оси симметрии вправо. Таким образом, у нас получатся  три  жестко зафиксированные точки: левая точка овала, его правая точка и точка пересечения вертикальной линии симметрии пирамиды и горизонтальной линии симметрии ее основания. Так же, у нас имеется линия, касательная к намеченному эскизно овалу.  В остальном : построение похоже на построение основания цилиндра. Через крайние точки проводятся линии в перспективе, по одинаковыми углами. На пересечении этих линий  с линией, касательной к овалу обрузуются точки, которые вы соединяете с точкой крестовины и, эти линии, пересекаясь с уходящими в перспективе образуют точки, соединяя которые вы получаете квадрат в перспективе, с правильными отношениями передней и задней его частей. В этот квадрат нужно вписать овал. Этому нужно посвятить время и терпение, овал должен получиться очень ровным, линия его должна быть тонкой.
В натуре у нас – шестигранная пирамида . Открывается нам она тремя гранями , имеющими разную протяженность в пространстве, в системе прямой перспективы.  Одним словом: в построенный нами овал нужно вписать правильный шестиугольник. Для этого на вашем овале нужно отметить три точки , делящие переднюю , видимую часть овала  на три обязательно разные по протяженности хорды : большую, среднюю и малую. В каждом ракурсе они разные , но обязательно должны находиться в подчинении по длине. Хорда ближней к вам грани пирамиды , естественно – самая длинная. Когда эти точки будут найдены и зафиксированны, нужно найти их антагонисты на невидимой части окружности, соединив каждую с точкой крестовины. Все полученные точки нужно соединить прямыми линиями (обрубовка ) , получится шестиугольник основания пирамиды в пространстве. В дальнейшем, останется лишь найти и отметить точку вершины пирамиды на центральной оси  и соединить точки основания  с точкой вершины. Построение пирамиды завершено.
Нужно отметить, что рисунок этот – линейный. Ни в коем случае, в процессе работы не стирайте линий построения, они являются графическим наполнением данного рисунка.
Остается графический этап работы . Нужно оттащить линии по яркости, показывая пространство и объем в условиях линейности. Для этого усиливаются ближнии линии и грани  и линии тех частей видимых овалов, которые ближе к зрителю. После этой работы рисунок приобретет мерцающее пространственное звучание и уже не будет напоминать чертеж.
Рисунок – это логика. Рисунок – это графическое выражение вашей мысли о форме. Не нужно прятать линий, которыми вы мыслите, они придают конструктивное звучание вашей работе. Каждая ступень в рисунке проходится тщательно, решаются дотошно и жестко все ее задачи и , затем только переходят на следующую ступень, которую проходят с той же тщательностью.  В рисунке, если не тщательно пройти предыдущую ступень, на следующей можно завалиться…

Так и в нашем с вами обучении. Первая ступень закончилась. По сути – это лишь передняя, предбанник в великое пространство обучения . Но после, даже, нее вы уже не те , что были прежде, вы уже немного защищены и подготовлены к принятию последующих знаний…

                Хор :

               В движенье путь
               Отбор наш генерал
               И маленькие «ли» бегут в копилку
                И через тысячи аккордов к одному
                Иль двум, иль трем идем мы…

                Вот первая ступень
                Подошва ваша почувствовала
                Маленькую твердь, на ней
                Клинок короткий вы нашли
                Хоть мал он, но от мира
                Хаоса вы защищены теперь немного
                Им обмеряя наступающую явь.