Зарисовки. Ученики и учители

Галим Фарзтдинов
Зарисовки. Ученики и учители.

Мне сказали первые прочитавшие, что непонятно написал. Слишком про все многое. Что нет четких советов.

Инструкции служебные пишут другие. Советуют тоже другие каждый день.

Про японцев сначала – там это ярко поклонение учителю или главному проявлено. Ученики могут сто лет учиться или философии, или действию, или профессии. Фокусима сгорела и нарядила отравлением смертоносным ядерным на века из-за того что ученики ждали ответа, но сами ничего не сделали.

Теперь нашу, сегодняшнюю жизнь вы «наденьте» снова на себя.
Как вас учат в жизни или советуют.
Процесс обучения-школу десятилетний вспомните.
Что вы  можете себе ответить.
Что вам лично пригодилось?
Чему вы научились?

Если вы знаете, что марианская впадина глубиной в ... километров, то уже не плохо, только если сравните и примените. Вам дали и другие знания, надеясь, что это пригодится. А что вы вы с этими знаниями сделаете? Cколько там километров? Человек погибает от давления в ... атмосфер
А может нужны другие знания?
А может нужен опыт механический, быстро и четко...?
Что еще нужно?
Что вы сами у учителей своих спроcили?

Вам так, конечно, прямо никто не говорил. Я бы про восприятие ученика учителя и восприятие учителя ученика- оно одинаково, сказал так:

   Ученик: ты можешь, я доверяюсь тебе.
   Учитель: ты можешь, я доверюсь тебе.

Абстрактные и смешные вроде бы слова, но четко обозначающие отбор учителя и ученика: 
- если я не понимаю тебя или не доверяю тебе, то я не стану учить тебя, учись не у меня.

Ученик может годами  изучать - но если хочет сам создать новое и свое, то сделает сам.
Я не говорю о прилепившихся к учителю и считающих, что на как пароавозе въедут - не получится.
       
Мне рассказывали друзья о том, как они напрашивались к учителю учиться. Они рассказали о том, как и почему их учители "отражали" тех, кого не хотели учить.
 
У ученика должен появиться вопрос к учителю, много вопросов.
Вопросы должны появиться, на которые учителю нужно время подумать. Во т это и есть то главное, что между учеником и учителем  может, а не должно происходить.
Если нужна только технология учителя ученику, то ученик получит. Учитель обычный  научит умению нескольким действиям руками и мозгами  - и все – ученик же научен, учитель долг исполнил - это так, учитель не будет расшевеливать.

Бестолковые ученики платят их учителям деньгами или жизнью, радостно платят - учат же и платят потирающему бестолковому руки. Некоторые учители "вкушают" осознанно, некоторые даже не понимая то, что они делают, клонируя себя вчерашнего. Но делают это.

Некоторые учат учеников заботливо, учат их не только науке, пестуют учеников, учат абсолютно всему тому, что знают сами, учат и жизни. Тут не учат - делятся своим опытом профессиональным и опытом жизненным и объяснением как и почему этот опыт у них есть и почему их ученикам лучше нужно делать так, а не вот так и почему.

Например, это хорошо описано про врача, хирурга и учителя профессора Преображенского.

И главное - учат жизни.

Учитель толковый - он всегда размышляет и в сомнении. Не петрящих учеников это обескураживает по началу.  Эта его неопределенность иногда в суждениях и его четкая и твердая последовательность в работе почему-то дают результат в итоге.
Учитель может "дать по зубам" по началу ученику презрением или заставить делать бесполезное, чтобы спесь отбить. Если это не прекращается, то это не учитель, а ерник или вы плохой ученик, а может что-то не склеилось. Просто уходите. В этом случае это не предательство.
Например, для вас известный Страдивари, когда был учеником мастера Амати, он создал скрипку не его учителя Амати. Ученик создал новую скрипку, надеясь  создать такую же как у учителя.  Заметили. Учититель не давал свои секреты, свои готовые, но сказал тогда, когда у ученика получилось Вспомните то, что учитель Амати сказал напоследок безродному, но лучшему его  ученику Страдивари, фильм то видели не раз. Учитель у ученика не стал выпытывать секреты, он лишь дал напутствия в жизнь, в которой жить нужно было ученику его, которую его ученик потерял, учась у него. Учитель его, понимая это, сказал ученику, сказал простые напутствия.

Если учитель не смог ответить сразу на вопросы ученика и, если ученик превзошел учителя, или, главное, научил развиваться самостоятельно, то учитель действительно научил ученика.

Или, по другому - если у ученика нет новых вопросов и он вопросами не поставил ни разу  хоть на секунду в тупик учителя – то они оба и учитель, и ученик - оба бестолковы.


Галим Фарзтдинов