Урок восьмой

Алексей Филиппов 3
                Урок  восьмой. Диалог.

Ученик сделал эскиз, где в общем-то решил композиционные задачи распределения масс пятен пустого и заполненного пространств.
Далее стал двигаться по своей инициативе, тушуя карандашом эти пятна, срисовывая тени падающие и собственные…

                Учитель :

Вы стали срисовывать множество теней и оттенков, потеряв в результате большие отношения, эскиз ваш стал обилием тонов, которые создали хаос, шум. Исчезла мелодия и выразительность, которые были в начале, в линейном варианте.
Сейчас же вы привязались к натуре, попали в ее клетку, пытаясь прилежно срисовывать все, что , как вам кажется, вы видите…

                Ученик :

Но как же так ! Разве нужно рисовать не то , что видишь. Это что ! Все так делают, везде, во всех школах ? Я же вижу, например, тень за этим цилиндром, я ее рисую, или, скажем,  складочки вот на этой белой ближней драпировке… Зачем же вообще рисовать с натуры, если нужно все изменять и придумывать, по-моему нужно стараться как можно точнее повторить то, что видишь. Не понимаю !
                Учитель :

Вообще : все творчество, на учебном этапе и далее – это движение к тому, чтобы начать видеть. Увидеть – это значит увидеть собственными глазами. Сейчас вам лишь кажется, что вы видите.  На самом деле видите не вы, а ваш обусловленный мозг, который фрагментарно воспринимает натуру через заложенные в вас с детства штампы. Возможно вы и видели, лет до пяти по своему, но это сейчас крепко забыто. Если вы будете неуклонно двигаться в творчестве, возможно, вы и вернетесь к этому забытому и отцензурованному мозгом видению пятилетнего ребенка. И тогда вы увидите мир ! …. Но путь к этому лежит через всю жизнь.
В этом смысле – творчество – это воспоминание.

Точно срисовывая фрагменты действительности вы вовсе не двигаетесь к реальности, скорее, вы от нее уходите все дальше и дальше с каждым старательно скопированным фрагментом.
Дело в том, что наши глаза видят мир во времени, в отличие, скажем, от единственного глаза фотоаппарата, видящего одну сто двадцать пятую  долю секунды.
В любом случае, мы видим собирательный образ действительности.  Когда же вы  пытаетесь старательно скопировать какой-то кусочек данного натюрморта, любуясь всеми его оттенками и тенями, вы забываете, что его, этого кусочка  автономно не существует, он жив лишь в контексте этого натюрморта, как его чаcть.
А , поскольку его не существует как отдельного, следовательно – вы пытаетесь изобразить несуществующее. В этом – ошибка всех, так называемых реалистов.
Если же вы будете изображать этот кусочек в контексте целого, то есть – смотреть на него через целое, вы неминуемо перестанете его копировать и, уже будете вынуждены совершать отбор главного в этом кусочке, того главного, которое делает его характерным и не вываливает из целого.
Вообще : рисование – это отбор, как и любое творчество.
 В отличии от фотоаппарата, человек рисующий совершает отбор. С отбора начинается учебный этап и отбором заканчивается высшая стадия развития художника.
В учебном процессе отбор задают школа или учитель. На этапе творчества- вы двигаетесь сами, отбрасывая все вам мешающее и не свойственное.
В рисунке данного  натюрморта мы отбираем конструктивную часть предметов, чтобы научиться их строить. Отбрасываем все лишнее, ненужное для этой задачи – тоновое решение, показ объема, света, теней…  Поэтому рисунок носит линейный характер и имеет свою красоту логичности и конструктивной ясности.
Вообще : рисунок здесь – это графическое выражение вашей мысли о форме.

                Ученик  безмолвствует…


                Учитель :

Ну  что ж, если мне верите, будем продолжать. Впереди длинная дорога.

                Хор  :

          Пускай казаться будет вам что врете вы
          Рисуя как Учитель говорит
          Терпение кувшина пустоты
          Когда в него нектар вливают каплями
          Примером  стать должно для вас отныне