Урок седьмой

Алексей Филиппов 3
               


Композиционный  эскиз.  Композиционный эскиз

Натюрморт :  шестигранная  пирамида на кубе, цилиндр, белый фон, высокий горизонт.

                Учитель :

С сегодняшнего занятия начинается освоение конструктивного рисунка. Перед вами натюрморт из простых геометрических форм, которые нужно правильно и дотошно-жестко построить. Первый этап – композиционный эскиз, задачей которого будет правильное размещение форм в формате, создание выразительных отношений между формами и их частями, создания отношений межпредметных пространств. Вторая стадия работы будет посвящена конструктивному осмыслению форм предметов и его графическому выражению.
Композиционный эскиз.
Как и в эскизе, уже деланном в живописной работе, вначале нужно увидеть и создать большую форму, образованную касательными через крайние точки данных геометрических предметов. В отличие от эскиза под живопись , форма эта может быть по массе своей больше площади вытесненного пространства, так как главное здесь – предметы, пространство окружающее – просто белый фон, которого не должно быть много. Большая форма эта создает переферии по углам формата, которые  должны стать в подчинении по массам. Напоминаю: в учебных работах  обычно правый нижний угол формата облегчается, то есть – пустота,  в нем образованная, не должна быть слишком маленькой.
После нахождения большой формы и ее положения в формате, необходимо растащить нижнии основания предметов в глубине натюрморта, отметить их в листе, чтобы между ними чувствовалась разница. Если предметы на одном или близком уровне относительно вашего положения, необходимо создать разницу, преувеличив их отношения по глубине.
В данном вашем случае два предмета – куб и стоящая на его верхнем основании пирамида, находятся в сцеплении, которое представляет некую третью форму. Поэтому вам нужно уже искать отношение двух форм в пространстве формата: формы, образованной сцеплением куба и пирамиды и автономной от них формы цилиндра. Для простоты компоновки рисуйте их плоско, как бы в одной проекции. Одна форма должна подчинять себе другую по массе и сложности силуэта. Необходимо вычислить межпредметные пустоты и переферийные пустоты от крайних форм до сторон формата. Масса каждой формы и сцепления форм требует своей переферийной пустоты. Форма не должна притягиваться, прилипать к одной из сторон формата. Так же : формы в формате не должны отталкиваться друг от друга или падать друг в друга, скучиваясь к центру. Поэтому на этом этапе лучше чаще двигать предметы, пока они не повиснут красиво и стабильно относительно формата и друг друга.
В дальнейшем компоновка идет уже в создании отношений между самими предметами. Создание этих отношений не предполагает, конечно, математического вычисления их размеров относительно друг друга.  Скорее : нужно увидеть, что одна форма делает с другой. В целом : отношение куба с пирамидой и цилиндра можно увидеть как отношение двух разных по массе форм, что можно несколько преувеличить.  Так же можно увидеть, что цилиндр стремится относительно форм, находящихся в сцеплении , к вертикали, что тоже можно несколько преувеличить. В результате – вертикаль, являющаяся расстоянием между основаниями цилиндра длиннее вертикали, соединяющей крайнюю нижнюю точку куба с вершиной пирамиды.  В то же время – горизонталь, проходящая  от крайней линии куба до другой его крайней линии или точки основания пирамиды, если пирамида сильно сдвинута на кубе, подчиняет по своей длине ширину цилиндра.
Вообще : принцип контраста во всем – сейчас главный принцип вашей компоновки.
В дальнешем – нужно разобраться в самом сцеплении : куб-пирамида. В этих двух формах так же создается контраст по вертикали и горизонтали. Скажем : высота пирамиды подчиняет себе высоту куба, но ширина развернутого в пространстве куба подчиняет себе ширину пирамиды в основании.  Таким образом, в этом сцеплении получаются две формы с разными массами и движениями. Пирамида стремиться к вертикали, куб – к горизонтали.
После этого вам нужно определить свою линию горизонта, прочертив ее сквозь предметы. Линия горизонта – это линия глаз рисующего, у каждого она своя, естественно, это зависит от вашего роста и положения относительно данного натюрморта. Эта линия позволит вам на эскизе уже вычислить степень ракрытости оснований изображаемых вами форм.  Здесь нужно отметить, что двигаясь вверх к линии горизонта основания предметов закрываются и превращаются в линию, когда совпадают с линией горизонта и, наоборот : основания начинают открываться, уходя от линии горизонта вниз или вверх.  Основания предметов, стоящих на одной плоскости разные, в зависимости от удаления , основания более дальних предметов менее открыты, ближних – более.
Старайтесь сделать так, чтобы средняя грань куба , выходящая на зрителя, делила всю форму куба  в определенной пропорции, то есть все его грани имели разную массу. Работайте !

                Спустя время, ученику :

В вашем эскизе предметы слишком крупные, им тесно в листе, минимальные переферии тоже нужно вычислить от глаза.
Предметы стоят почти на одной линии, можете немного приврать, раздвинув их в пространстве.
Куб и пирамида, хоть и разные по ширине, почти одинаковы по высоте, может – это и так в натуре, но старайтесь больше работать головой, нужны контрасты.
Не старайтесь слишком срисовывать , копировать натуру. Не забывайте, что вы рисуете всегда собирательный образ. Вы видите во времени, относительно фотоаппарата, который видет одну сто двадцать пятую долю секунды
«Точность не есть правда» - говорил великий Матисс.

                Хор :
               
                В искусстве подводный проходит поток
                Из чисел что стали иными
                «И пробует волю твою на зубок
                Холодный расчет балерины «