Ложная самоотверженность. Поиск духа. Глава 1

Александр Егошин Крыжановский
- …Грех бывает разный, Санёк.
- Хорошо сказано!... Тьфу! Банальность! Какая банальность, дядь Саша! Взрослый человек, высшее образование, а такую ерунду говорите!
- А что?
- Ты сам-то понял, какую ерунду ты сказал?! Это все равно, что сказать, например, хлеб бывает разный или вода бывает разная…
- Хм! Так-то да… - Дядя Саша помолчал. Потом продолжил с вопроса. – Ты любил когда-нибудь?
- Конечно!
- И где сейчас твоя любовь?
- Не знаю… Мы расстались.
- А я вот до сих пор живу с той, кого полюбил однажды… - Он опять замолчал.
- …А что так грустно сказал? Жива твоя любовь, что ли?..
- Жива-то жива. Да вот я, похоже, «умираю»…
- Да, брось, дядь Саш! Тебе лет-то сколь? Немного за сорок?
- …За пятьдесят… немного.
- Ну, и что ты расквасился?
- Знаешь, как я влюбился!? О! Это была такая девушка! Я такой никогда не встречал! Она смешная была… Я с ней говорил, как ни с одной другой не говорил… Видишь ли, я стеснительный был с девушками… А с ней!... Это просто …песня, танец… Общение как вихрь танца, аккорд и мелодия и я кружусь в этом танце общения с ней. А она смеется… И мне весело. И мы смеемся уже оба… Это было здорово!
- И что? Что потом?
- Потом я женился… на ней. Ах, не, не так… Я узнал, что у нее жених и она буквально сбежала от него покататься в горы на лыжах. Это было в Приэльбрусье. Я и не хотел ее отбивать… Но она как-то рассказывала все, как будто птицу мучают в клетке, взаперти держат. Воли не дают… И мне стало жаль ее. Я ее спасал…
- Значит, спас?!
- Спас…
- А что не рад-то?
- …Ее спас, а себя найти не могу. Вот об этом грехе я и задумался в последнее время. Нельзя, получается, брать на себя такие обязательства по спасению людей… Я, наверное, жизнь ее изменил не в ту сторону. Ей было одно предначертано, а я все испортил. Теперь ни у меня, ни у нее жизнь не сложилась. Вот какая штука! Понятно, гогда враг, как говорится, на войне. Врага, мучителя надо уничтожить… А самому, значит, победить.
- Значит, в твоем мировоззрении жизнь – это борьба?! Ты из какого-то далекого прошлого! Сейчас мир другой. И жизнь уже не борьба. Все можно изменить! Проснись! Сейчас жизнь – это праздник! Все можно делать и всего достигать. Хочешь материальность выбери: работа, карьера, зарплата, кредит, любая вещь. Даже квартира! Все можно взять в кредит. Работай и выплачивай! Ну, не хочешь материальный путь, пойди «налево». – Дядя Саша резко повернул голову в мою сторону и на его лице отобразилось такое удивление, какое можно было сравнить с возмущением. - Э-э! Я в другом смысле! Это, как перед камнем на распутье три дороги: направо, налево и прямо. Образы создавай. Сколько людей живут, создавая образы, рисуя плакаты мечты! И так же все материализуется! Сколько примеров!
- А я хочу «прямо»… Правда, не совсем представляю эту дорогу.
- Понятно, не представляешь. Ты даже не пошел по ней еще…
- А ты? Ты ходил по ней?... – Дядя Саша ждал моего ответа. Он очень хотел, чтобы Санёк ответил «да». Он видел его глаза. И Санёк …соврал: сначала кивнул головой, а потом выдохнул: «Угу». – И что там?
- Там… твоя мечта. Там ты. Ты сам.
- А как туда пройти?
- Найдешь путь методом исключения других путей.
Санёк не знал, что с ним происходит. Он, как будто, знал ответы на вопросы дяди Саши. Слова выходили из его уст. Санёк говорил спокойно, уверенно, не подыскивая «нужных» и «понятных» фраз. Он не видел путь, он просто отвечал на его вопросы. Казалось, если дядя Саша перестанет их задавать, то что-то закроется перед его глазами. Как занавес в театре, как дверь …из неизвестного…
- Какие другие пути? Да ты знаешь, сколько их, этих «других путей»?
- Давай так будем выбирать. Ты очень хочешь добра и благополучия кому-то? Так?
- Так!
- Ты живешь ради этого человека. Так?
- Так.
- Расскажи, в чем эти люди нуждаются от тебя, и как ты им помогаешь?
- Вот, жена. У нее есть любимое дело. Она увлечена международными культурными отношениями. Она хочет, чтобы я ей помогал организовывать ее фестивали. Звонит мне, просит, чтобы я кому-то позвонил, потому что у меня связь корпоративная. Я звоню. Потом она просит, чтобы я письма написал: приглашения, просьбы о материальной поддержке ее мероприятий, разные рекламные материалы: программы, пресс-релизы и отправляю все по электронной почте… Ну, и конечно, деньгами поддержал, пока она от спонсоров ни получит.
- Часто это бывает?
- Примерно раз или два раза в год проходят фестивали. Гости приезжают в году раза два-три. Тоже просит меня ей помочь с письмами и звонками. В общем, раз в два месяца я на связи, в работе, в ее профессиональной жизни…
- Видишь, она в тебе нуждается! А ты в ней?
- …Ух ты! Задал вопрос! Нуждаюсь ли я в ней? … - Дядя Саша задумался. И, похоже, надолго. Было понятно, что, скорее всего, он нуждается в жене «не очень». Я вывел его из этого состояния, задав вопрос о сыне.
- А сын в тебе нуждается? - Дядя Саша оживился, глаза его заблестели. Улыбка осветила лицо. Да, именно осветила! Видно было, что он рад этому вопросу и этой теме.
- Да. Ему нужно помогать деньгами, советами. Не знаю, чем больше. Порой кажется, что мы нуждаемся друг в друге. Он в моих ответах, а я в его вопросах! Деньги? Конечно, я ему помогаю существенно. Третий курс института… Он снимает квартиру за пять тысяч в месяц. Потом, Питер… Не дешево там жить: продукты, транспорт. Ест, Слава Богу, хорошо! Представляешь: рост 187 и 82 вес! Богатырь! – Дядя Саша увлекся темой сына и еще минут двадцать рассказывал, какой сын был, когда родился, какой был подростком. Как они вместе путешествовали на велосипедах и ремонтировали лоджию. Дядя Саша «горел», светился! Сожалею, но мне пришлось прервать его сладкий поток воспоминаний.
- Так, а ты в нем нуждаешься? Представь, что ты один. Нет тех, кому ты будешь помогать, из тех, кто нуждается в тебе. Это жесткий пример. Но, вот, смотри. Они: жена и сын в тебе нуждаются, и ты им даешь все, что они попросят. А ты особенно ничего от них не просишь. Ты отдаешь и отдаешь. Берешь, поднимаешь и отдаешь. Где ты? Кто ты? Тебя нет! Ты – инструмент, средство, функция! Ты – социальная и материальная функция! В тебя любимые твои люди вкладывают «неизвестные переменные» в виде просьб, нужд, желаний и ты выдаешь результат одному тебе известным способом. В тебя так социум заложил эту формулу-функцию!
Мне жалко было наблюдать перемену лица дяди Саши. Я видел смущение, разочарование. Он начал хмуриться. Свет в глазах потух, голова поникла. Он себя чувствовал виноватым, уставшим. Да, теперь ему было за пятьдесят…
- Я так понимаю, ты подвел меня к камню, на котором и написаны эти три направления… - Выдавил он из себя. – Я не ожидал такого резкого перехода к самой сути и одновременно был готов к ответам. Как будто дверь из неизвестного резко распахнулась!
- Да. Тебе прямо.
- Я знаю… Я пошел…
- Куда? – Я не сразу понял, что он выражается метафорически.
- Я знаю, что идти придется одному. Спасибо. Благодарю.