Узкоколейка

Виктор Баравков
Как дороги и милы воспоминания детства на склоне лет. Ты смотришь назад, это было давно, но образы яркие, волнующие и такие родные, что захватывает дух. Ты снова переживаешь свою жизнь во всех подробностях.
Семидесятый год, Май или начало Июня. Мы только недавно купили дом в деревне и я наслаждаюсь свободой. Все не обычно и ново, я сплю на соломенном матрасе, который замечательно шуршит и пахнет свежим сеном, пью по утрам молоко, и пропадаю на улице до темноты. Я пока побаиваюсь встречаться с местными мальчишками, поэтому гуляю один, но впечатлений полно. Одна узкоколейка чего стоит.
Гуляя на окраине поселка, я услышал громкий гудок. Что это? Надо обязательно посмотреть. Я побежал в направлении звука. Пройдя небольшой лесок, я неожиданно натолкнулся на рельсы. Не широкая колея выходила из под моста, изгибалась по опушке леса и исчезала за поворотом.
Полнейший восторг... Мне вообще нравится железная дорога, но близко пообщаться с большой не удавалось, в лучшем случае поездка на электричке. Она, железная дорога, была слишком большой, слишком недоступной для непосвященных.  Здесь же маленькие рельсы, маленькие, утонувшие в песке шпалы, мне показалось, что это создано специально для меня. Я посмотрел направо, под мост, в темный провал тонеля, идти не хотелось и я побежал налево, вдоль пути за поворот. Из зелени маленьких березок мне подмигнул красный светофор, самый настоящий, здорово.
Я решил обязательно дождаться поезда, какой он?
Вдоль пути вилась изрядно хоженная тропинка, за ней сваленные в кучу старые шпалы, там я и присел дожидаться поезда. Солнышко припекало, в траве разрывались трелями кузнечики. Я сидел тихо, на бревно выбежала ящерица и уставилась на меня бусинками глаз.
Далеко за поворотом раздался гудок. Едет... Светофор сменил красный, на зеленый свет. Едет, Едет...
Из за поворота показался поезд... Маленький, светло - синего цвета тепловозик, пританцовывая от усилий, вытягивал за собой длинную вереницу вагонов.
Восторг, абсолютный...
Покачиваясь, глухо взревывая дизелем, окутанный жарким маревом, оставляя за собой синеватую дымку выхлопа, тепловоз приближался. Оглушительно прогудел и с густым ревом прокатился, затанцевали  вагоны, груженные торфом, с дробным стуком, с лязгом, осыпаясь торфяной крошкой, обдавая запахом торфа состав катился мимо меня. Я в восторге смотрел на это чудо. Все маленькое, в шаговой доступности, не быстрое и такое притягательное.
Состав прокатился и стал удаляться, куда, постой, я еще не насмотрелся. Я побежал следом.
Поезд неторопливо удалялся за поворот, я наддал и тут увидел, как поезд входит на станцию, самую настоящую. Изгибаясь на стрелках, поскрипывая, лязгая буферами, состав притормаживая заходил на запасной путь. Вот это да.... Станция, значительная, но не огромная, как на большой дороге. Я восхищенно замер. Светофоры, стрелки, стоящие составы и все не большое, в самый раз для меня...
По тропинке я пошел к станции.
В тени огромных тополей уютно расположился домик диспетчерской, какие-то еще построики, сарайчики и не большая беседка, в нее я и забрался, усевшись на лавочку стал смотреть.
Здорово, длинные ряды вагонов, тепловоз устало вздыхающий, рокочущий, в потеках масла и закопченным капотом. Из диспетчерской вышел машинист, пробежал до тепловоза и поднялся в кабину. Тепловоз тоненько свистнул, зарокотал, заревел, выбрасывая в небо тугую струю дымного выхлопа и пополз. Залязгали растягивающиеся сцепки, дрогнул состав и пошел, впереди ярко горел зеленый...

----Мальчик, ты чей?
Я обернулся, у беседки стояли две женщины, в синих халатах, в светлых косынках, с большими масленками в руках.
----Я, Мамин....
Женщины весело рассмеялись.
----Мы все мамины, милок. Где живешь?
----Там...
Я махнул рукой в направлении поселка.
-----И, что же ты тут делаешь?
-----Смотрю.
Я тут же выложил, что никогда не видел такой маленькой железной дороги.
----Да ты наверное москвич? Вы недавно приехали?
----На прошлой неделе.
----Ну смотри, только по путям не бегай, особенно по стрелкам. Не дай Бог ногу зажмет.
Я не понял, как это зажмет, но пообещал по путям не ходить. Женщины пошли вдоль состава, они длинными крючками открывали крышки букс, иногда доливали масло и с легким щелчком захлопывали буксы обратно.
Станция работала довольно интенсивно, приходили и уходили составы с торфом, порожние составы с грохотом катились сквозняком, на разработки торфа.
На ближний ко мне путь пришел пассажирский составчик, зелененький тепловоз и три маленьких пассажирских вагончика.
----Вот это да....?
Я выскочил из беседки и подбежал к составу. Тепловоз вздыхал, рокотал, замечательно пах солярой, горячим маслом. Здорово. Машинист спустился из кабины и пошел к диспетчерской. Я прошел вдоль состава, классый тепловоз, классные вагоны, мне страшно захотелось залезть в вагон, но без спроса нельзя. Из диспетчерской вышла женщина в форменном пиджаке и фуражке.
----Эй, дружок? Иди - ка сюда.
Я несмело подошел. Сейчас попадет по первое число...
---- Ты никак сосед?
Я неуверенно пожал плечами.
-----Ну точно, москвич. Пойдем - ка со мной.
Я прошел следом в диспетчерскую. Здесь тоже было очень интересно, огромный пульт станции светился огоньками, пощелкивал, тикал большой будильник наверху, из громкоговорителя далекий голос вещал, что порожняк проследовал на Бордуки.
----Ну, что ты встал, бери кружку, чай в чайнике, сахар вон.
Женщина махнула рукой в сторону подоконника.
----Спасибо, я не хочу.
----Ладно, будет скромничать, хочу, не хочу. Дают - бери, бьют - беги. Точно, Дядя Ваня?
Пожилой машинист ухмыльнулся.
----Точно, хватай кружку.
С кружкой горячего чая я присел на диван.
----Ты из Москвы? На прошлой неделе приехали?
Я кивнул в ответ.
----У Ионовых старуха померла, дом один стоял, Коля и решил продать.Сказала диспетчерша машинисту.
-----Давай знакомится, сосед. Меня, тетя Валя зовут, это дядя Ваня.
----Меня Витя.
----Ну вот и хорошо. С чем пожаловал, Витя?
----Очень хочется посмотреть, я никогда не видел такой маленькой дороги.
----Ну смотри, только давай договоримся, по путям и стрелкам не бегать, под вагоны не лазить, а к пробнику вообще забудь дорогу.
----А, что такое пробник?
----Вон, башню кирпичную видишь, так вот, туда ни ногой.
Я согласно кивнул.
-----Папа-то у тебя кем работает?
-----Папа художник.
-----А Мама?
-----Мама дома, ну там по хозяйству и за мной смотрит.
Я пил чай, а тетя Валя и дядя Ваня, что-то говорили о купленном доме, о торфоразработках, о видах на урожай огурцов.
Дядя Ваня поднялся и сказал, что два вагона на пробнике забраковали, надо тащить на осушку.
---- Ваня, возьми Витю на тепловоз, что бы на путях не шатался, у тебя под присмотром будет.
----Поидем , малец....
Я поставил кружку на подоконник и пошел вслед за машинистом.
Дядя Ваня солидно поднялся в кабину.
-----Ну, что стоишь, залезай, помошничек...
Я вскарабкался в высокую кабину.Здесь было здорово, густо рокотол мотор, подрагивали стрелки приборов, рычаги, рукоятки, все было страшно интересно.
---Становись сюда, на место помошника и смотри.
Дядя Ваня вытер руки ветошью, передвинул рукоятку реверса, дал свисток и слегка повернув штурвал контроллера плавно стронул тепловоз. Мы поехали. Неторопливо выбрались за станцию, и въехали на другой путь, прицепили вагоны и снова выехали за станцию. Толкая вагоны перед собой поехали  в тупик, где их и оставили.
Дядя Ваня был словоохотлив и пока мы совершали маневры, обстоятельно объяснял, что к чему. Зачем нужен реверс, чем кран машиниста, отличается от поездного крана, под какие сигналы можно ехать, под какие нельзя. Это была целая наука, железная дорога представала доселе неизвестной мне стороной.
Через некоторое время мы вернулись к диспетчерской.
----Все Витя, приехали. Я сейчас под рабочих на базы поеду, а ты зайди на пост, попрощайся, да беги домой. Время-то уже пятый час, хватятся дома, искать будут.
----Спасибо, Дядя Ваня.
Я спустился из кабины на землю, помахал рукой, забежал в диспетчерскую.
----Спасибо Тетя Валя, до свидания.
----До свидания, сосед... Беги домой, а то мамка заждалась небось?
Я побежал по тропинке в сторону поселка. Станция осталась за поворотом.

В те годы, узкоколейка очень занимала меня, я играл с ребятами в поселке, ходил в лес, купался, но всегда находил время забежать на станцию, мне было интересно все. В те времена не делали из работы тайн Мадридского двора и если ты хотел узнать и научиться, то никаких преград не было. Я вникал в сложный механизм работы дороги. Как составляется расписание, как обслуживаются поезда, что можно делать, что категорически нельзя. Ни кто не скрывал особенностей своих профессий, я уже знал, как работает диспетчер, зачем нужны смазчики, и конечно познавал работу машиниста, Дядя Ваня не утаивал ничего и частенько брал меня на тепловоз в короткие поездки. В диспетчерской пошучивали, что скоро зарплату придется платить, как ученику машиниста.
Прошел один год, за ним другой, в каникулы приезжая на дачу, я первым делом бежал на станцию, там меня уже все знали и  посмеивались над Дядей Ваней
----Смотри Иван, помошник тебе приехал, теперь дело пойдет.
----Балаболки, сороки, лучше чаю парню налейте, ну учится человек, понимать надо....
Так прошло несколько очень спокойных и счастливых лет.
Но в семьдесят пятом в мою семью пришла беда. Неожиданно и совершенно непредсказуемо умер Папа. Более тяжелого удара я не помню за свою жизнь. Я был очень дружен с отцом, нет неправильно, надо сказать больше, я потерял человека, которому я безгранично верил, которым восхищался, с которого брал пример во всем.
Беда не приходит одна, Мама тяжело заболела и подолгу не выходила из больниц. Маленькая семья оказалась в очень трудном положении. Основу нашего бюджета составляла пенсия Бабушки. Её девяносто рублей, мои сорок за отца, вот и все. На троих маловато, да еще выплаты за кооперативную квартиру, по теперешнему, за ипотеку. Эти выплаты съедали семьдесят рублей, на оставшиеся не пожируешь. Бабушке предложили отдать меня в детский дом, но Бабуля укрепилась, пусть не очень сыто, зато дома, ему и смерти отца за глаза хватит.
Жили мы очень тяжело, Бабушка брала надомную работу, я в каникулы бегал в лес за грибами, за ягодами, которыми Бабуля торговала в Москве, на школьную форму, на тетради, на квартиру. Так прошло еше несколько лет.
Закончив девятый класс я с Бабушкой приехал на дачу. Для грибов еще не сезон, я слонялся без дела. Картошка посажена еще в Мае, окучил по первому разу и дела закончились.
Мы с Бабушкой пилили дрова, мимо проходила тетя Валя
----Здравствуй Пименовна.
----Здравствуй Валюша.
----А , что внучек твой не на работе? Сверстники все его на практике, работают.
----Кто же его возьмет? Ребята поселковые со школы, на практику трактористами, а мой, не не возьмут.
---А хоть к нам в депо, даром, что ли все детство на дороге пропадал? Я поговорю с начальником депо.
Тетя Валя была в курсе наших бед. Я обрадовался, я пойду на работу...
Соседка оказалась не пустомелей, дня через три она сказала, что бы я брал паспорт и с бабушкой шел в депо устраиваться на работу.
На следующий день, мы с Бабушкой постучали в кабинет начальника депо и вошли. Я не смело попросил взять меня на работу на три месяца. Начальник похоже был в курсе и сказал, что на маршрутный тепловоз взять помощником не сможет, там только с восемнадцати лет, дескать стратегические задачи, а на маневровый, с удовольствием. Потому, как дяде Ване, тяжело без помошника. Посмотрев мой паспотр, заметив, что крепок в кости и не баловник вроде, сказал идти в кадры оформляться, дал книжку техминимума и сказал выходить завтра в шесть утра на работу.

Задачи мои были не слишком сложны и обременительны. В шесть утра я приходил в депо, принимал тепловоз, проверял наличие воды, масла, брал тряпку и протирал тепловоз снаружи, ведром зачерпывал сухой песок и пополнял песочницы на тепловозе. К семи часам приходил Дядя Ваня, мы выезжали из депо и следовали на станцию за пассажирскими вагонами. Забирали их и подавали поезд к Рабочей платформе. Трактористы со смехом, с шуточками рассаживались по вагонам и дав гудок мы отправлялись на базы торфоразработок. Сначала на первую базу, затем по порядку на вторую, третью и четвертую, высадив рабочих ехали обратно, по пути подбирая рыбаков, которые рыбачили с ночевкой на карьерах. Прибыв на Рабочую, оставляли вагоны и ехали на Узловую, занимались разъездными работами, то состав переставить, то вагоны с брикетом на котельную отвезти. В обед снова зацепляли пассажирские вагоны и ехали по базам, теперь везли буфетчиц с нехитрой снедью передвижных столовых. Я сцеплял и расцеплял вагоны и конечно же учился управлять тепловозом, уже на законных основаниях. Помошник обязанн уметь управлять тепловозом. Дядя Ваня частенько говорил,
----Становись на мое место, помошник. Я отдохну малость.
И Я вел тепловоз сам, а Дядя Ваня сидел на рундуке с ветошью и прикрыв глаза отдыхал.
Вечером в половине шестого, мы снова ехали по базам, собирали рабочих и доставляли в поселок. Отгоняли вагоны на Узловую, и ехали ставить тепловоз в стойло, на этом рабочий день заканчивался.
Так изо дня в день, сказать, что не уставал нельзя, как говорила Бабуля, спал после смены, как убитый. По выходным отдыхал, ездил на рыбалку или развлекался с местными ребятами, в глазах которых, сильно поднялся, работает на дороге, помошником.... Они все видели меня на тепловозе, отправляясь с утра на торфоразработки.
В один из дней, вернувшись с обеденным поездом на Рабочую, дядя Ваня сказал
----Пойдем, помошник, зарплату получать, чай заработали чего-то. Надо идти сейчас, вечером народу у кассы полно будет.
Мы дошли до депо и зайдя в контору подошли к кассе.
Дядя Ваня заглянул в окошко первым, чего-то сказал, посмеялся и взяв деньги отошел. Теперь мой черед.
Я заглянул в окошко, строгая дама в очках, неодобрительно глянула на меня
----Новенький, по договору?
Я кивнул.
----На тебя отдельная ведомость. Расписывайся.
Я не глядя расписался. Дама начала отсчитывать деньги, она все считала и считала,
----Получите, молодой человек.
Я взял толстую пачку денег и отошел в легком обалдении, никогда еще мне не доводилось держать в руках столько денег.
----Что помошничек, удивлен? Работа поездная, ответственная....
Я с испугом спросил
----Дядя Ваня, а чего так много?
----Чай заработал, не украл. Пойдем на паровоз, пора на Узловую ехать.
Я машинально сунул деньги в карман рубашки и поспешил за дядей Ваней.
Вечером, вернувшись домой, я застал Бабулю собирающей не мудреный ужин.
----Ба, я зарплату получил.
Я положил на стол деньги. Бабушка всплеснула руками и вдруг заплакала.
----Ты чего, Ба?....
По ее моршинистым щекам текли слезы.
----Ты рано повзрослел, внучек...
Бабушка утерла слезы фартуком
----Садись ужинать.
Я ел жаренную картошку и краем глаза наблюдал, как Бабушка считала деньги.
----Много ты, что-то заработал? Почти сто пятьдесят рублей.
Я шмыгнул носом и солидно сказал,
----Работа поездная, ответственная...
Бабушка взъерошила мне волосы,
-----Спать ложись, Горе мой Машинист...
Мне кажется, что в этот день кончилось детство. Это не было обидно, нет. Но жизнь стала восприниматься, как-то по другому. На мои плечи впервые опустился груз ответственности, пусть пока не большой, но он ощущался. С этого момента, не Бабушка, не Мама, а я отвечал за свою будущую жизнь. Какой она будет я не знал, но точно знал, что легкой она не будет.
Я проработал три месяца и здорово помог нашему семейному бюджету. Зимой учась в школе я поступил в аэроклуб и связал свою жизнь с авиацией. Почему не с железной дорогой? Не знаю, наверное не судьба, но теплые воспоминания остались, о той дороге, в моем детстве.