1. Марченко А. В. до 1918 года

Владимир Пузиков
ЧАСТЬ 1.
МАРЧЕНКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
В БЛАГОДАРНЕНСКОМ УЕЗДЕ ДО 1918 г.

 МАРЧЕНКО А. В.  – ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ
ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМСКОЙ УЕЗДНОЙ УПРАВЫ

Марченко Александр Васильевич вошел в историю Благодарненского района и города Благодарного Ставропольского края, как первый председатель исполкома Благодарненского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ставропольской губернии. Постановлением главы администрации г. Благодарного Рыбалко Василия Андреевича от 20.11.1996 года ему присвоено звание «Почетный гражданин города Благодарного».

При поддержке директора Благодарненского районного историко-краеведческого музея Бочаровой Татьяны Ивановны, по сведениям из научных работ и статей кандидата исторических наук Забелина Владимира Михайловича, по сохранившимся воспоминаниям родственников А. В. Марченко: его жены – учительницы Косиловой-Камерджиевой Надежды Петровны, его сына – заведующего методическим кабинетом Благодарненского районного отдела народного образования Косилова Владимира Михайловича, брата – офицера Советской армии Марченко Леонида Васильевича, сестры – учительницы Марченко Елизаветы Васильевны и других лиц, мы попытались написать биографию Марченко Александра Васильевича не политизировано и объективно на основе разысканных документов.

Камерджиева Надежда Петровна родилась в 1900 году в селе Благодарном Ставропольской губернии в семье известных мещан Камерджиевых. Ее фамилия упоминается в губернской газете «Северокавказский край» за 21 июня 1914 года.
Газета сообщала: «…6 июня в помещении электробиографа купца И. Г. Могильченко (после революции – кинотеатр «Темп», ныне – Детская спортивная школа г. Благодарного) режиссером В. Д. Печенкиным и учителем-регентом И. М. Титаренко, под руководством ответственного распорядителя-инспектора училища В. Ф. Ефремова, учениками Благодарненского городского училища была разыграна детская опера «Красный Цветочек». Несмотря на музыкальные и технические трудности, связанные с постановкой оперы, «Красный Цветочек» великолепно прошел и ошеломил публику. Хорошие костюмы, подготовленность детей, уверенное знание оперы самим дирижером, создали тот дружный ансамбль, который вызвал долгие бурные рукоплескания публики. Чудно пела девочка Камерджиева…» [1]

В 1916 году Надежда Петровна Камерджиева окончила Благодарненское реальное училище, о чем свидетельствует «Аттестат на звание учителя начальной школы», выданный ей 26 июля 1938 года Народным Комиссаром просвещения РСФСР и сохранившийся в архиве Благодарненского районного историко-краеведческого музея. В селе Благодарном она работала учителем начальных классов.
В 1917 году Надежда Петровна вышла замуж за своего бывшего учителя Марченко Александра Васильевича. В сентябре 1918 года у них родился сын Владимир. В 1919 году Марченко погиб. После завершения гражданской войны Надежда Петровна вышла замуж за Косилова Михаила Васильевича, который усыновил Владимира. Семья уехала из Благодарного.

Известно, что с августа 1950 года Надежда Петровна работала учительницей начальных классов в Первомайской семилетней школе совхоза «Ударник» Эртильского района Воронежской области. 12 июня 1953 года директор школы в характеристике Косиловой Надежды Петровны писал, что она имеет среднее педагогическое образование, педстаж – 35 лет, беспартийная, член профсоюза. В своем классе она не имела второгодников, большинство учащихся учились на 4 и 5. Идеологически выдержана, морально устойчива, делу Ленина-Сталина и Коммунистической партии предана.

В 60-е годы прошлого века Надежда Петровна Косилова-Камерджиева написала воспоминания о своем муже, в которых она сообщала, что «…Марченко Александр родился в 1887 году в селе Манглиси, что в 50 верстах от города Тбилиси, в семье почтового служащего. Семья Марченко была большая, простая и трудолюбивая. У Александра было три брата и три сестры». [2]

Косилов Владимир Михайлович в своих воспоминаниях писал, что детей в семье почтмейстера Василия Марченко было пятеро – Иван, Александр, Дмитрий, Леонид и Елизавета.
По окончании Тифлисской гимназии Александр Марченко поступил в Московский университет на литературный факультет, состоял в кружке по изучению марксизма, вел подпольную революционную работу, за что был исключен из университета и в 1913 году отправлен на Северный Кавказ. В селе Благодарном ему было предоставлено место учителя в училище Министерства Народного просвещения (МНП).

Н. П. Косилова-Камерджиева вспоминала: «…Александр очень любил детей, особенно хорошо относился к крестьянским детям. Он не мог смотреть без боли на ребенка-школьника, который был плохо одет или плохо выглядел. Он очень сожалел о них». [2]

А. В. Марченко был зачислен 1-м запасным учителем по Благодарненскому уездному отделу образования. С организацией в уезде с 1 сентября 1913 года земских учреждений ему был установлен годовой оклад от казны – 480 рублей и столько же – доплата от земства. Рядовым учителем он проработал совсем немного, вскоре его назначили заведующим 4-м Благодарненским Министерским училищем.

В декабре 1913 года Губернское Присутствие по приказанию Ставропольского Губернатора действительного статского советника Янушевича Бронислава Мстиславовича направило директору народных училищ Ставропольской губернии, действительному статскому советнику Одоеву Александру Ивановичу запрос следующего содержания: «…Просим Ваше Превосходительство сообщить нам для доклада господину Губернатору, не встречается ли препятствий с Вашей стороны к зачислению заведующего 4-м Благодарненским Министерским училищем А. В. Марченко на земскую службу при Благодарненской земской управе, а также сведения о его нравственных и служебных качествах…» [2]

14 декабря 1913 года Губернское Присутствие получило положительный ответ: «…Марченко служит 1-й год, лично мне неизвестен. Ни в чем предосудительном замечен не был, к перемещению его на земскую службу препятствий нет. А. И. Одоев». Так что, учительствовать в селе Благодарном А. В. Марченко довелось всего один год. С начала 1914 года он уже заведовал отделом народного образования земской уездной управы и подготовил ряд докладов к земскому собранию.

19 апреля 1914 года в селе Благодарном рано утром около здания управы было людно. Причина тому: начинало работу 2-ое Чрезвычайное Благодарненское уездное земское собрание. Для участия в собрании прибыли: Председатель собрания Н. Д. Зарецкий, Председатель Управы А. Н. Мальцевский, члены Управы: Н. К. Бондаренко, А. П. Лелеков и К. С. Униатов.

Со всех сел огромного Благодарненского уезда съехались гласные. Среди них: И. Ф. Дьяков, И. И. Копко, М. Н. Дегтярев, М. А. Федосов, П. Ф. Чайковский, И. Н. Андрюшенко, А. Е. Войтаж, Е. Е. Песков, Ф. А. Колесников, С. И. Гузеев, И. Л. Бондарев, В. И. Шестопалов, М. М. Зиньковский, П. В. Минько, Ф. С. Харитонов, А. С. Колесников, Г. В. Бережной, А. Ф. Немов, Г. Я. Кифаров и И. В. Пащенко. Духовное ведомство Благодарненской епархии представлял священник отец Александр Альтов.

Некоторые господа запаздывали. Не явился к началу открытия собрания представитель от Ставропольского губернского ведомства Земледелия и государственных имуществ З. И. Самадов, а также гласные А. Г. Алейников и М. Н. Ежовский.

В 9 час. 45 мин. утра председатель Н. Д. Зарецкий объявил 2-е Чрезвычайное Благодарненское уездное земское собрание открытым. После продолжительных аплодисментов Зарецкий предложил обсудить вопрос о причинах неявки гласных Алейникова и Ежовского. Причины неявки гласных на собрание единогласно признаны уважительными. Гласный А. Г. Алейников находился в городе Санкт-Петербурге на сельскохозяйственной выставке. Гласный М. Н. Ежовский проживал в городе Нижнем Новгороде, и от него не поступило уведомления о получении повестки. Потому решили гласных, не явившихся к открытию собрания, взысканиям не подвергать.

Председатель собрания Зарецкий предложил избрать секретаря собрания. Единогласно секретарем собрания избрали М Н. Дегтярева. Повестка дня собрания была заранее согласована с гласными, утверждена Ставропольским губернатором, действительным статским советником Б. М. Янушевичем, поэтому председатель собрания предложил перейти к рассмотрению намеченных вопросов.

На собрании было рассмотрено несколько вопросов по проблемам народного просвещения. В частности: «О передаче сельскими обществами Благодаринскаго уезда в собственность Земства начальных народных училищ».

С докладом выступил заведующий уездным отделом народного образования А. В. Марченко: «…Выполняя подготовительные работы по введению в Благодаринском уезде с 1 сентября текущего года всеобщего начального обучения, управа, для скорейшего проведения в жизнь постановления 1-го Очередного Земского Собрания о всеобщем обучении и облегчения самого процесса этого введения, прежде всего, обратила внимание на ныне существующие начальные училища, и задалось целью склонить сельские общества передать немедленно все училища в не¬посредственное ведение земства. С этой целью управа 7 декабря прошлого 1913 года предложила волостным Правлениям уезда внести на обсуждение ближайших сельских сходов вопрос, пожелают ли они от лица всего крестьянского общества данной волости передать земству существующие начальные училища и принять на себя до фактического введения всеобщего обучения, т. е. до 1 сентября 1914 года по хозяйственному содержанию их все расходы.

Волостные Правления: Александрийское, Арзгирское, Благодаринское, Бурлацкое, Виноделинское, Воздвиженское, Высоцкое, Дивенское, Довсунское, Казгулакское, Камбулатское, Киевское, Мирненское, Николино-Балковское, Овощинское, Петровское, Рагулинское и Серафимовское прислали копии приговоров сельских сходов, давших согласие на передачу школ и принявших на себя хозяйственные расходы до 1 сентября 1914 года.

Вторая группа волостей: Больше-Джалгинская, Вознесенская, Дербетовская, Донско-Балковская, Елисаветинская, Кевсалинская, Малоягурская, Митрофановская, Предтеченская, Спасская, Старобурукшунская, Сухобуйволинская и Яшалтинская прислала копии приговоров сельских сходов, согласившихся передать земству начальные школы, но категорически отказавшихся от несения каких бы то ни было расходов. Такой порядок передачи в высшей степени неудобен и сопряжен с большими трудностями для земства, так как, согласно постановлению 1-го Очередного Земского Собрания, училища должны перейти в полное содержание земства лишь с момента введения всеобщего обучения, с 1 сентября. До того же времени Управа не имеет в своем распоряжении сумм ни на хозяйственные нужды училищ, ни на ремонт их и лишена возможности удовлетворять самые первые и необходимые нужды училищ, ввиду чего управа предъявила этим волостям настойчивое предложение принять на себя до 1 сентября хозяйственные нужды училищ.

Волости: Алексеевская, Кистинская, Ореховская и Шишкинская, невзирая на просьбы управы, до сего времени при¬говоров не прислали и согласятся ли общества тех волостей передать школы земству или нет – остается неизвестным. Наконец, волости: Лиманская, Мало-Джалгинская, Медведская и Сотниковская прислали копии приговоров сельских сходов, давших категорический отказ передать школы в ведение земства.

Докладывая о вышеизложенном, управа покорнейше просит Чрезвычайное собрание уполномочить управу на содержание учительского персонала училищ Лиманской, Мало-Джалгинской, Медведской и Сотниковской волостей, в виду упорного отказа сельских обществ этих волостей передать земству свои училища, высылать лишь суммы, отпущенные казною, добавочного же содержания от земства не отпускать, впредь до передачи училищ земству». [3]

Собрание постановило согласиться с докладом и обществам, которые еще не передали земству своих училищ, не отпускать добавочного содержания из земских сумм впредь до передачи училищ земству.

Заслушли доклад А. В. Марченко «Об открытии губернским земством в Благодаринском уезде трех внешкольных пунктов и Народного дома».
Из доклада: «…Земствами и просветительными обществами стали открываться воскресные школы, вечерние курсы, народные чтения, библиотеки и прочее. Все эти учреждения обыкновенно группировались, за редкими исключениями, при училищах. Цель их, главным образом, пополнять контингент грамотных людей в России среди взрослых, а также питать духов¬но и расширять знания, почерпнутые народонаселением в элементарных начальных училищах. Эти ячейки, расширяясь, задавались целью занимать содержание свободного от трудов времени населения, вводя в свою программу и народный театр, и многие культурные развлечения для народа. Такие расширившиеся ячейки потребовали особых помещений и стали открываться под на¬званием Народного дома.

Благодаринское Земство, сделав крупные ассигнования для развития народного образования в уезде, не могло с первых же шагов уделить своего внимания вопросу внешкольного образования, которое в данное время почти всецело находится в ведении Губернского Земства, предложившего открыть в Благодаринском уезде один Народный дом, с отпуском на содержание его 3000 руб. и три внешкольных пункта – по 1000 руб., прося наметить села, в которых желательно открыть эти просветительные учреждения. Управа полагает, что соответствующими селами для открытия в них Народного дома являются Благодарное или Петровское, как наиболее населенные и имеющие большие запасы интеллигентных сил, требующихся для организации и поддержки жизнеспособности Народного дома. Для внешкольных же пунктов села: Благодарное или Петровское, т. к. только в одном из них может быть открыт Народный дом, Арзгирское, Винодельное, Дивное, Большую Джалгу и Высоцко-Ореховское. Все эти села весьма многолюдны, не имеют достаточного количества школ для удовлетворения желающих учиться. В этих же селах имеются подходящие помещения и интеллигентные работники, могущие выполнять культурную работу внешкольных пунктов». [3]

Решение по этому вопросу было отложено. Объявлен перерыв на 10 минут. После перерыва участники собрания приступили к рассмотрению доклада «Об утверждении переработанной школьной сети, согласно требования Департамента Народного Просвещения и об уполномочии управы к выдаче установленных законом обя¬зательств в связи с введением в Благодаринском уезде всеобщего обучения с 1 сентября 1914 года».

Доклад представил А. В. Марченко: «…Вся трудность и сложность громадной работы, в связи с постановлением Очередного Собрания о введении всеобщего обучения и с выработкой школьной сети в столь обширном по территории и почти первом по количеству школ во всей Ставропольской губернии, в Благодаринском уезде, несмотря на короткий промежуток времени, прошедший от 1-го Очередного Собрания, дала Управе возможность яснее представить себе настоящее положение развития народного образования…

Управою предпринят ряд таких работ, как, например, выяснение состава учащих, их образовательного ценза, школьной постановки, библиотечного дела и т. д. Это дало возможность Управе лучше справиться и выполнить переработку школьной сети, все материалы к ней и дополнения согласно требованию Департамента Народного Просвещения. Пересоставление школьной сети было произведено, большей частью, в силу тех условий, которые произошли после ее рассмотрения в первом Очередном Собрании и которые Управа не могла учесть при составлении сети к Очередному Собранию.

Так, например, в декабре 1913 года было открыто не 31 училище, как предполагалось, а 26. Вследствие чего к открытию 1 сентября 1914 года намечено открыть не 44 училища, как прежде, а 48 училищ. Таким образом, по окончательной зафиксировке школьной сети оказалось, что в Благодаринском уезде имеются три двухклассных училища, 151 одноклассных М. Н. П. и 56 церковно-приходских училищ. А всего в уезде в настоящее время имеются 210 училищ с 224 комплектами, в коих обучается мальчиков и девочек 11236 человек. Детей же школьного возраста, по имеющимся в Управе данным, насчитывается в уезде в настоящее время 25002 человека. Следовательно, вне школы остается 13766 человек.

Ежегодно на содержание училищ министерских отпускаются казною 49475 рублей, Земством – 85125 руб., а всего на содержание 154 училищ требуется 134600 руб.
Всего учительского персонала в существующих министерских училищах 164 человека и, кроме того, две учительницы рукоделия, один мастер сапожного ремесла и два запасных учителя. Учительский персонал по преимуществу женский, большею частью со средним образованием, а мужской – с образованием городских училищ, некоторый с окончанием педагогических классов и самое незначительное число (2) с семинарским. Содержание учительскому персоналу установлено Земским Собранием 480 руб. в год и заведующим двухклассны¬ми – 540 руб., законоучителям же – 60 руб. на один комплект. До введения всеобщего обучения, то есть до 1 сентября 1914 года, все хозяйственные расходы по училищам возлагаются на сельские общества.

Кроме вышеназванных училищ, предполагается к 1 сентября сего года открыть 48 одноклассных училищ с ходатайством перед казною об отпуске на каждый из них по 420 руб. в год (360 р. жалованье учителю и 60 руб. законоучителю). Таким образом, в уезде к концу 1914 года будет 202 земских училища, на содержание которых потребуются 154 136 рублей. Из них 56195 руб. из казны и 97941 руб. от земства.
Из существующих ныне 154 училищ 110 помещается в собственных зданиях, 17 – в наемных, для чего требуется сумма 1275 руб., считая на наем каждого по 75 руб. и 27 – на послеобеденных сменах, для которых необходимо построить здания, а также и для открывающихся с 1 сентября сего года 48-ми училищ. Итого на постройку училищ предположено израсходовать 380 200 руб., из них 94 240 руб. ассигнованы из земских сумм, 800 руб. пожертвованы частным лицом, 138 000 руб. испрашиваются пособием от казны и 147 160 руб. испрашиваются у казны в ссуду на 40 лет.

На оборудование этих училищ – 21300 руб., и на ремонт существующих 9300 рублей. Следовательно, на строительные надобности, на оборудование и ремонт необходимо израсходовать 404 600 руб., в числе которых ожидается: от казны безвозвратного пособия 138 000 руб. и трехпроцентной ссуды на 40 лет 147 160 руб. пожертвованы частным лицом 800 руб., из уездного земского собрания 118 640 руб.
Таким образом, земство при введении всеобщего обучения может принять на себя содержание училищ с пособием казны, неся расход на каждое училище однокомплектное 884 руб. и двухкомплектное 1670 руб. На постройку же каждого однокомплектного училища 5000 руб. и двухкомплектного 8000 руб.

Представляя собранию смету на содержание существующих и открываемых училищ на 1914 год, смету на постройку, оборудование и ремонт школьных зданий, сведения о пособиях и ссудах, примерные предложения на 10 лет, финансовый план, школьную сеть с картой, сводную таблицу школьной сети, сводную строительную таблицу, смету распределения источников на содержание училищ, копию протокола Училищного Совета относительно ходатайства об отпуске пособий и ссуд на утверждение, управа просит уполномочить ее на возбуждение перед Министерством Народного Просвещения соответствующих ходатайств и уполномочить выдать тому же Министерству обязательства, принятием которых Министерство Народного просвещения обусловливает отпуск постоянного пособия на введение всеобщего обучения, а также обязательств по школьному строительству по нижеследующей форме.

Обязательства:
1) открыть в текущем учебном году указанное в расчете пособия количество новых комплектов;
2) согласно п. 3 закона 3 мая 1908 года учащим всех училищ, содержимым на средства земства, выдать со времени назначения пособия установленных законом оклад жалованья: учителю или учительнице не ниже 360 руб. и законоучителю не ниже 60 руб. на комплект в год;
3) согласно п. 6 закона 3 мая 1908 года во всех училищах, содержимым на средства земские, установить бесплатное обучение, т. е. ни с кого из учащихся не взимать платы за ученье;
4) освободить сельские общества от расходов по хозяйственному содержанию всех земских училищ с принятием таковых всецело на средства земства;
5) не уменьшать в последующие годы размера земских ассигнований, назначенных на содержание училищ по смете соответствующего года;
6) в израсходовании отпускаемого Министерством пособия согласно установленным кассовым правилам, представлять в местную контрольную палату в надлежащие сроки оправдательные документы, причем наиболее удобной формой оправдательных документов в израсходовании пособий на жалованье учащим признаются ежемесячные требовательные ведомости с расписками в них учащими в получении жалованья;
7) сообщать ежегодно к 1 января местному Инспектору народных училищ списки училищ и учащих, коим будет выдаваться пособие Министерства Народного Просвещения;
8) обеспечить при введении всеобщего начального обучения хозяйственное содержание существующих в уезде министерских училищ, с освобождением от таковых крестьянских обществ и приравнять содержание учительского персонала указанных училищ к содержанию учителей земских училищ в отношении периодических и других прибавок к основному окладу, если таковые земством установлены;
9) обеспечить возможность обучения в начальной школе детям школьного возраста, причисляемым в рассмотренной сети к церковно-приходским училищам, в том числе, если ведомство православного вероисповедания не откроет предположенного числа новых комплектов в своих училищах в срок, который устанавливается земством по соглашению с названным ведомством и который, во всяком случае, не должен превышать срока, назначенного земством для введения всеобщего начального обучения.

Обязательства по школьному строительству: «…Сооружаемые при пособии и ссуде от Министерства Народного Просвещения земством школьные здания должны будут служить исключительно для надобностей народного образования, и страховаться и ремонтироваться на местные земские средства». [3]

Собрание согласилось с докладом Благодаринской уездной управы, предложило дать Министерству Народного Просвещения установленные законом обязательства, одобрило выработанную школьную сеть и финансовый план.
Участники собрания заслушали доклад «О фактическом приеме переданных сельскими обществами Благодаринского уезда в ведение земства начальных училищ».

А. В. Марченко сказал: «…Большинство сельских обществ Благодаринскаго уезда приговорами постановило о передаче существующих ныне начальных училищ в собственность Земства. Поэтому необходимо теперь же приступить к фактической приемке от сельских обществ, переданных земству училищ, так как таковая должна быть закончена до момента введения всеобщего обучения, т. е. до 1 сентября текущего 1914 года. Ввиду этого Управа просит уполномочить ее немедленно приступить к приемке от сельских обществ училищных зданий с усадебными местами и всего училищного имущества». [3]

Собрание единогласно постановило уполномочить управу немедленно приступить к приемке от сельских обществ училищных зданий с усадебными местами и всего училищного имущества.
Затем собрание вернулось к отложенному вопросу, приступило к закрытой баллотировке шарами намеченных сел, в которых желательно устроить Народный дом и 3 внешкольных пункта. В качестве кандидатов были предложены села: Арзгир, Петровское, Дивное и Большая Джалга. Баллотировка дала следующие результаты: за Арзгир положено 14 шаров против 11. Большую Джалгу – 13 и 12. Дивное – 6 и 20. Петровское – 6 и 19. По результатом баллотировки постановили представить в Губернскую управу два села, в которых желательно устроить Народный дом: Большую Джалгу и Арзгир, обусловив, чтобы в одном из сел был Народный дом, а в другом внешкольный пункт.

Для определения места, где должны находиться другие внешкольные пункты, были баллотированы следующие села: Высоцкое, Дивное, Винодельное, Серафимовское, Сотниковское, Митрофановское, Казгулакское, Мирное и Александрия. Баллотировкой большинством голосов намечены села: Высоцкое, Винодельное, Дивное и Александрия.

После этого председатель собрания Н. Д. Зарецкий объявил обеденный перерыв до 5 часов 30 минут вечера. После перерыва участники собрания заслушали доклад А. В. Марченко «О председательствовании в Училищном Совете».

Из его доклада: «…Разъяснением Министерства Внутренних дел от 26 июля 1874 года за № 22210 ст. 3495 «Положение о Начальных училищах» председательствование в Училищных Советах тех губерний, где не производится дворянских выборов, возлагается: в губернском – на Директоров, а в уездных – на Инспекторов народных училищ. Благодаринский уезд принадлежит к одному из таковых. Председателем Училищного Совета является здесь Инспектор Народных училищ. Такой порядок создает целый ряд недоразумений, вплоть до дискредитирования власти Председателя Совета. Так, например, Член Совета, посещая училища и находя разные недостатки, сообщая об этом в заседаниях Училищного Совета, как бы вторгается в область компетенции своего председателя – Инспектора народных училищ, критикуя его распоряжения, или недостаточность с его стороны, как Инспектора, надзора за училищами. Находя такое положение ненормальным и нежелательным по высказанным соображениям, управа полагает необходимым войти с ходатайством пред Министерствами Народного Просвещения и Внутренних дел об изменении существующего порядка для Благодаринскаго Земства и о назначении Председателем Училищного Совета Председателя Съезда Земских начальников, как лица, заменяющего и отправляющего функции предводителя дворянства во всех остальных случаях (председательствование в Земских Собраниях, в Уездном по воинской Повинности Присутствии и т. д.) и нейтрально¬го по отношению ко всем членам Училищного Совета».

Собрание постановило вопрос о ходатайстве перед Министерствами Народного Просвещения и Внутренних Дел о назначении Председателя Благодаринскаго Училищного Совета, вместо Инспектора Народных Училищ, Председателя Съезда Земских Начальников отложить до заседания 20 апреля 1914 года и решить его закрытой баллотировкой.

Прочитан доклад «О замещении Председателя Училищного Совета в случаях болезни или отсутствия Инспектора народных училищ Председателем Благодаринской уездной земской управы».

А. В. Марченко: «…Благодаринский уезд по количеству школ является одним из первых в Ставропольской губернии. В Училищном Совете накапливется много дел и вопросов, требующих немедленного разрешения и частых заседаний. Между тем, заседания Совета не могут происходить нередко за отсутствием инспектора Народных училищ – Председателя Совета, человека, обремененного инспекторскими обязанностями столь большого района. Управа полагает, что такой порядок председательствования в Училищном Совете не отвечает нормальной жизнеспособности, как самого Училищного Совета, так и учебной жизни в уезде. Управа находит необходимым для упорядочения сего вопроса ходатайствовать перед министерствами Народного Просвещения и Внутренних дел о распространении на Благодаринский уезд Высочайше утвержденного 3 сентября 1907 года Положения Совета Министров на основании ст. 11 Осн. Госуд. законов о том, чтобы в случаях болезни или отсутствия Инспектора народных училищ, Председателю Уездной Земской Управы предоставлялось бы возможным заступать место Председателя уездного Училищного Совета». [3]

Такая постановка вопроса не вызвала разногласий у присутствующих, было принято решение согласиться с докладом управы.
А. В. Марченко прочитал доклад «О распределении по училищам отпускаемой субсидии Отделению Епархиального Училищного Совета в селении Благодарном на содержание церковно-приходских школ».
Из доклада: «…Первым Очередным Благодаринским Уездным Земским Собранием в пособие на содержание церковно-приходских школ Благодаринскаго уезда ассигновано 5114 рублей, причем эта сумма была равномерно распределена на 27 училищ. Как оказалось впоследствии, такой порядок распределения является не соответствующим жизненным условиям названных училищ, так как пособие для некоторых школ не является необходимым вследствие преподавания в них о. о. дьяконов, а также вследствие отличия в своем организационном порядке. Посему, некоторые училища нуждаются в большей субсидии, а некоторые в меньшей, о чем и не замедлило оповестить и просить распределения по прилагаемой ведомости Отделение Епархиального Училищного Совета. Управа полагает необходимым удовлетворить просьбу Епархиального Училищного Совета». Постановили: согласиться с докладом управы.

Прочитан доклад «О необходимости учреждения в Благодаринском уезде должности второго Инспектора народных училищ».
А. В. Марченко: «…Благодаринский уезд занимает громадную площадь, и в нем в настоящее время имеется 3 двухклассных и 151 одноклассных училищ. Все эти школы входят в 4-й инспекторский район. В тот же район входят и школы Туркменского Приставства. Следить за правильной постановкой учебного дела при обширности уезда и при таком количестве школ весьма затруднительно. Необходимо разделение уезда, по крайней мере, на два района, принимая во внимание, что с 1 сентября 1914 года откроется еще 48 училищ, и с введением всеобщего обучения в уезде будет открываться ежегодно по 36 школ. Управа полагает необходимым уполномочить ее ходатайствовать перед Министерством Народного Просвещения об учреждении в Благодаринском уезде должности 2-го Инспектора народных училищ из штата инспекторов, предусмотренного законом 1 июля 1913 года, с местожительством в селе Петровском». [3]
Гласные постановили уполномочить управу на ходатайство пе¬ред Министерством Народного Просвещения об учреждении должности 2-го Инспектора народных училищ в Благодаринском уезде.

Заслушан доклад «Об учреждении в селах Благодаринскаго уезда школьных попечительств».
А. В. Марченко: «…Земство, озабочиваясь о лучшей постановке учебного и хозяйственного дела в школах уезда и желая прийти на помощь населению в борьбе с невежеством, все же не может быть в курсе всех вопросов и дел, относящихся к области просвещения на местах, благодаря, во-первых, обширности территории уезда и, во-вторых, сложности и трудности предусмотреть все то, что выдвигает наука и предъявляет жизнь в области школьных и образовательных средств. Несмотря на то, что дело народного образования является любимым детищем, и земство дает этому делу более половины своего бюджета, все же оно не может удовлетворить всех духовных запросов населения из-за недостатка денег, а потому является необходимость изыскания на местах средств, хотя бы в незначительном размере. При издании закона о начальных училищах имелись в виду местные источники, главным образом, в форме взносов, так называемыми школьными попечителями. На попечителей возлагалась обязанность наблюдать и вести хозяйственную часть училищ, но жизнь не оправдала этих предложений: только незначительная часть попечителей поддерживала материально и нравственно школу и ее начинания. Старые земства с самого начала своей деятельности обратили внимание на этот недостаток в школьном деле и изыскивали все меры, чтобы заменить единоличный институт попечителей каким-либо коллегиальным учреждением, которое могло бы оживить этот институт. В начале мысль земства остановилась на мелкой земской единице, но когда вопрос не получил санкции, то пришлось думать о другом каком-либо учреждении, имеющем коллегиальный характер. Когда вышел закон о коллегиальных школьных попечительствах, то почти все земства ввели этот институт, как самый жизненный.

Земская управа, остановив свое внимание на школьных попечительствах, прежде всего, ознакомилась с существующим в уезде единоличным попечительством, которое оказалось отжившим свое время. Выбираемые на должность школьных попечителей лица относятся к школе равнодушно, взносов не делают и большею частью только числятся на бумаге попечителями. Между тем встречается часто крайняя необходимость в близкой, внимательной к нуждам училища опеке, в особенности к таким нуждам, удовлетворить которые необходимо немедленно.
Яркой иллюстрацией к данному положению может служить бывший 28 февраля 1914 года ураган и повреждения, причиненные им школьным зданиям. Возбуждаемая переписка с Земской Управой, отстоящей во многих случаях на сотни верст от пострадавшего училища, надолго заставляет училище стоять без крыши и без стекол. Ввиду всего вышесказанного, для Благодаринскаго земства является крайне необходимым введение в жизнь коллегиальных попечительств.

По закону 1907 года в состав попечительства входят следующие лица: заведующий училищем, законоучитель, старшина, попечитель и три выборных члена от данного общества и, кроме того, лица, могущие быть полезными для дела. Права попечительства широки: кроме заведывания чисто хозяйственной частью в училищах, на попечительства возлагается общее попечение о просвещении населения путем организации новых училищ, библиотек, чтений, воскресных и вечерних классов и проч. Выборные от сельских обществ члены попечительства являются связующим звеном просветительных учреждений с населением. Предлагая вниманию Чрезвычайного Земского Собрания все вышеизложенные данные, Управа просит разрешить организовать эти попечительства и уполномочить ее ходатайствовать перед Училищным Советом об учреждении коллегиальных школьных попечительств по закону 1907 года во всех селах Благодаринскаго уезда». [3]

Заслушав доклад управы, собрание согласилось с соображениями управы, постановило уполномочить управу организовать по уезду школьные попечительства и ходатайствовать перед училищным Советом об учреждении коллегиальных попечительств во всех селах уезда.

На следующий день, 20 апреля 1914 года 2-е Чрезвычайное Благодаринское уездное земское собрание свою работу продолжило. Для участия в собрании прибыли: Председатель собрания Н. Д. Зарецкий, Председатель Управы А. Н. Мальцевский, Члены Управы: Н. К. Бондаренко, А. П. Лелеков и К. С. Униатов.
Прибыли гласные: И. Ф. Дьяков, И. И. Копко, М. Н. Дегтярев, М. А. Федосов, П. Ф. Чайковский, И. Н. Андрюшенко, А. Е. Войтаж, Е. Е. Песков, Ф. А. Колесников, С. И. Гузеев, И. Л. Бондарев, В. И. Шестопалов, М. М. Зиньковский, П. В. Минько, Ф. С. Харитонов, А. С. Колесников, Г. В. Бережной, А. Ф. Немов, Г. Я. Кифаров и И. В. Пащенко.

Председатель собрания Н. Д. Зарецкий объявил заседание открытым, предложил из¬брать секретарем М. Н. Дегтярева, который и был избран единогласно. Затем Зарецкий предложил приступить к закрытой баллотировке вопроса о ходатайстве перед Министерствами Народного Просвещения и Внутренних дел о назначении Председателем Благодаринскаго Училищного совета, вместо инспектора Народных училищ, Председателя Съезда Земских Начальников. Закрытой баллотировкой 14-ю шарами против 6-ти постановлено поручить управе возбудить ходатайство.
Рассмотрен доклад управы «О выдаче субсидии на постройку Благодаринского 4-классного городского училища».

А. В. Марченко: «…По закону от 25 июня 1912 года все городские училища должны быть преобразованы в высшие начальные учили¬ща. Программа и права этих училищ значительно расширены, сравнительно с ранее существовавшими по положению 1872 года. Цель учреждения высших начальных училищ та, чтобы удовлетворить потребность населения в более повышенном образовании, чем это дают начальные училища. Эти новые школы, главным образом, обслуживают интересы малоимущих классов, по преимуществу крестьян, не имеющих возможности по недостатку средств обучать детей в средних учебных заведениях. В селе Благодарном 4-классное городское училище в ближайшем будущем будет преобразовано в высшее начальное училище. Помещается оно в тесном неудобном здании, совсем не удовлетворяющем требованиям школьной гигиены и техники. Рассчитанное при открытии на 70 детей, в настоящее время вмещает более 120 учащихся, что является ненормальным. Ветхость и тем¬нота здания были неоднократно подтверждены протоколами осмотров специалистов.

Благодаринское 4-классное училище играет видную роль в духовной и просветительной жизни населения всего уезда, так как на весь уезд училище данного типа только одно. Вместе с тем, оно выпускает для уезда учителей, в чем Земство крайне заинтересовано. Все указанное говорит за необходимость открытия в уезде других училищ этого типа. Управа, не решаясь ставить вопрос об открытии таких училищ, на первых ступенях своей деятельности просит Земское Собрание разрешить внести в смету на 1915 год субсидию в сумме 10000 рублей на постройку названного училища в с. Благодарном с условием, чтобы училище было выстроено на том же месте, где находится и в настоящее время». [3]

Закрытой баллотировкой 19-ю голосами против 3-х решено дать субсидию в размере 10000 рублей Министерству Народного Просвещения на постройку здания училища.

Земству Благодарненского уезда реализовать свои планы в области народного просвещения в полном объеме не удалось, в августе 1914 года началась Первая мировая война.

В. Пузиков
В. Соколов
12 октября 2014 г.
г. Благодарный