Фантастика и сказка

Виктор Еремин
Задумывались ли вы о том, как давно существует на свете фантастика? Только не ссылайтесь на так называемые энциклопедии фантастики. Им особо доверять не стоит. Их авторы за уши притягивают к своему жанру любую когда-либо написанную книгу и вводят в заблуждение своих читателей.
 
Поскольку фантастика является одним из жанров художественной литературы, родилась она тогда, когда в Европе стал формироваться массовый читатель, а книги — дешеветь. Случилось это уже после изобретения в середине XV века книгопечатания на базе станка Иоганна Гутенберга. Прошло ещё почти два столетия, пока люди потихоньку стали привыкать к чтению книг, а книги по цене оказались доступными для обывателя. Лишь в XVII веке в Европе реально сформировался книжный рынок. Однако особого бума вокруг книг не случалось, число авторов было невелико, книжная торговля приносила мизерный доход, а новинки появлялись очень редко. Писали же исключительно о выдающихся исторических личностях либо нравоучительные новеллы из народного быта.
 
Даже книга «Пентамерон» («Пятидневник»), считающаяся важнейшим источником сюжетов европейских сказок и именуемая ныне «Сказкой сказок», рассматривалась современниками как сборник новелл, отчего автора её Джамбаттисту Базиле (родился между 1566—1575 и умер в 1632 году) — нельзя назвать сказочником — официально сказок тогда ещё не было. «Пентамерон» был опубликован уже после смерти автора в 1634 году. Запомним эту дату, для нашего рассказа она важна.

Знаменательным для фантастики событием можно считать 6 марта 1619 года. В этот день в Париже родился будущий поэт и прозаик Савиньен Сирано. Биографы утверждают, что именно он стал настоящим прообразом д’Артаньяна в прославленном романе Александр Дюма-отца и Огюста Маке «Три мушкетера», а реальный маршал д’Артаньян был лишь камуфляжем для романистов.

Отец будущего поэта Абель Сирано служил адвокатом. Мать, Эсперанса Беланже, происходила из состоятельных дворян, отец её служил советником и казначеем короля. Мальчик стал самым младшим в семье, у него имелись четыре старших брата и сестра. Назвали новорожденного в честь деда по отцовской линии Савиньеном, но позже повзрослевший юноша взял себе дополнительно еще два героических имени — Эркюль (в переводе с французского — Геракл) и Александр.
 
Когда Савиньен подрос, его определили учиться в иезуитский Коллеж-де-Бове при Парижском университете. Здесь молодой человек добавил к фамилии дворянский титул «де Бержерак». В своё время дед Савиньен купил в Гаскони имение Бержерак, которое Абель Сирано продал в 1636 году. Однако это не помешало молодому человеку с достоинством именовать себя де Бержераком. На документах сохранились различные подписи писателя: Александр де Сирано Бержерак, Эркюль де Бержерак, де Бержерак Сирано, де Сирано де Бержерак, Савиньен де Сирано и т.д.

В коллеже Савиньен прославился не столько успехами в учении, сколько виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных дуэлях. Дело в том, что у де Бержерака был необычайно большой нос. Юноша комплексовал по сей причине, отчего стал бретёром и дуэлянтом — он был готов обнажать шпагу против любого, кто криво посмотрел бы на эту часть его лица. Иногда бузотёр даже не ждал кривых взглядов, а обнажал шпагу заблаговременно, на всякий случай. Впрочем, неуёмная драчливость в первой половине XVII века считалась в европейском обществе достоинством молодого человека.

Дальнейшая судьба Сирано де Бержерака внешне напоминает жизнь героя одноименной пьесы Эдмона Ростана.

В 1637 году он закончил коллеж и по совету друга поступил на службу в королевскую гвардию. Была в разгаре Тридцатилетняя война (1618—1648). Служил де Бержерак солдатом и выбиться в офицеры не успел. В 1639 году при осаде Музона Савиньена прострелили насквозь из мушкета. К счастью, жизненно важные органы повреждены не были. Однако уже в 1640 году драчливый солдат получил почти смертельную рану — при осаде Арраса ему пронзили горло кинжалом. Де Бержерак выжил, но полностью так никогда и не оправился. Существует версия, будто умер он от осложнения, наступившего по причине того давнего ранения.

Встав на ноги, в 1641 году Савиньен вернулся в Париж, где поступил в коллеж Лизье. Помимо основных занятий молодой человек со свойственной ему энергией занялся математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого философа, математика и астронома Пьера Гассенди (1592—1655). Одновременно де Бержерак постиг мистико-пантеистическое учение недавно сожжённого монаха-еретика Джордано Бруно (1548—1600), увлекся каббалой и астрологией.

В кружке Гассенди де Бержерак встретил композитора Шарля Куапо д’Ассуси (1605—1677) — несколько лет они были любовниками. Закончилась эта связь грандиозным скандалом. Поэт написал и опубликовал против недавнего друга несколько оскорбительных памфлетов, постоянно угрожал ему убийством, в конце концов, д’Ассуси вынужден был бежать из Парижа из опасения, что его отдадут под суд за гомосексуализм. Вернуться в столицу композитор смог только после смерти де Бержерака, возможно, им и организованной, и при очень активной поддержке Мольера.

Во второй половине 1640-х годов от нечего делать Сирано де Бержерак начал сочинять. Упражнялся он и в прозе, и в области бурлескной поэзии. На основе учения Джордано Бруно о множественности миров де Бержерак сочинил в 1649 году первые в истории человечества фантастические романы*. Это были так называемые отчеты о вымышленных космических путешествиях — «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца». Изданы они были другом поэта посмертно в 1662 году. Этот год стал эрой — точкой отсчета — литературного жанра фантастики, в котором писатель на основании реальной жизни и человеческой психологии предполагает будущие события, которые могут произойти в результате воплощения наукой в жизнь тех или иных казалось бы невозможных людских грёз. Началась фантастика с космических путешествий, другие её направления появились в процессе развития жанра.
________________________
* Древние истории о путешествиях на Луну следует отнести к жанру сказок - никак не связанных с наукой выдумок.

Философской основой фантастики послужило еретическое учение Джордано Бруно о том, что человечество не одиноко — в бесконечности мироздания есть множество иных населенных людьми миров. Уже в XIX веке появились версии о непохожести на нас инопланетян и вообще об иных формах бытия мыслящих существ. Учение Джордано Бруно я бы назвал утверждением многомирности космоса ВШИРЬ.
 
Прошло менее ста лет после сожжения Бруно, когда 29 января 1688 года в Стокгольме родился Эммануил Сведенборг (1688—1772), выдающийся шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. В возрасте пятидесяти шести лет, а именно 6 апреля 1744 года, Сведенборг, согласно его утверждению, встретился и долго беседовал с Иисусом Христом. Бог открыл мыслителю великую тайну: на Земле, параллельно с живым миром, существует мир умерших — «всё, что есть на небесах, соответствует тому, что есть у людей; при этом умерший человек сохраняет все свои привычки, склонности и любимые занятия, на основании которых отправляется в ту или иную область потусторонней реальности; и ад создают сами люди собственными дурными мыслями, делами и манерами» (http://ru.wikipedia.org).

Так родилось учение о параллельной жизни и о многомирности Земли ВГЛУБЬ. Начала складываться философская основа этого направления в литературе фантастики и фэнтези. Как заверял в дальнейшем Сведенборг, Христос даровал ему способность постоянно общаться с параллельным миром духов.

Теперь вернёмся к Сирано де Бержераку. Одновременно с занятиями наукой и литературой, писатель брал уроки фехтования и танцев. Предание рассказывает, будто однажды он удачно защитил молодого поэта Франсуа Пежо Линьера (1626—1704), когда у Нельских городских ворот на того напала большая шайка бандитов (чуть ли не в сто человек). Узнав о случившемся, герой войны маршал Жан де Гасьон (1609—1674) пожелал приблизить к себе отчаянного бойца — прославленный вояка любил смелых и остроумных людей. Однако де Бержерак опасался потерять независимость и отказался от предложенного покровительства.

Когда в 1648 году началась Фронда*, Сирано поддержал было заговорщиков, но быстро разобрался в сложной интриге и перешёл на сторону малолетнего короля Людовика XIV и кардинала Мазарини. В ходе политических баталий у де Бержерака появился покровитель в лице герцога д’Арпажона**. Писатель переселился в парижский замок благодетеля.
__________________________
* Фронда — аристократическое вооруженное движение во Франции, направленное персонально против кардинала Мазарини (1602—1661), любовника королевы Анны Австрийской (1601—1666) и первого министра при несовершеннолетнем короле Людовике XIV.
** Герцог Луи д’Арпажон (1601—1679) — видный французский военачальник и дипломат, любимец короля Людовика XIV.

В 1653 году писатель сочинил и предложил к постановке в королевском театре трагедию «Смерть Агриппины», но пьесу запретила за богохульство церковь. Обеспокоенный случившимся, д’Арпажон, которому было посвящено большинство произведений де Бержерака того периода, отдалился от своего любимца, писателю пришло выехать из замка герцога в съёмное жильё.

Существует несколько версий кончины Сирано де Бержерака, наступившей 28 июля 1655 года на тридцать седьмом году жизни. Любители клубнички настаивают на том, что де Бержерак умер от запущенного сифилиса. В XVII веке медицина еще не знала ни о происхождении этой болезни, ни о методиках её лечения, так что гибель от сифилиса нельзя приписать развратному образу жизни писателя. По другой версии, Сирано погиб в результате несчастного случая — ему на голову случайно или по чьему-то злому умыслу упал кусок балки. Произошло это в доме герцога д’Арпажона, что и вызывает подозрения в покушении на убийство.

После ранения писатель лежал в доме своего друга Танги Реньо де Буаклера, где за ним ухаживала мать Маргарита, настоятельница парижского монастыря Дочерей Креста, и другие монахини. Существует предание, будто Сирано де Бержерак похоронен в этом монастыре. Но более вероятно, что он умер в городке Саннуа близ Аржантейля в доме своего двоюродного брата Пьера де Сирано, к которому умирающего перевезли за несколько месяцев до кончины.

Приятель де Бержерака Анри ле Бре опубликовал после смерти друга его творения, причём был вынужден изрядно искромсать их, чтобы церковь не обвинила автора в ереси.

Франция забыла о Сирано де Бержераке почти на двести лет. Только в 1830-х годах о нём вспомнили писатели-романтики. Ему посвятили свои эссе Шарль Нодье и Теофиль Готье, и это послужило началом новой жизни де Бержерака. Его творчество вошло в моду, стал он популярен и как философ, и как писатель-фантаст. Но настоящую славу и бессмертие принесла писателю великая трагедия Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Пьесу нередко ставят в театре, её экранизацию периодически показывают по телевидению.

Так сложилась судьба отца фантастики.

14 января 1651 года тоже во Франции, в приморском местечке Барнвиль-ла-Бертран, родилась девочка, которую нарекли Мари-Катрин. Отец её был главой старинного, но обедневшего нормандского дворянского рода де Барнвилей. Бесспорно, для ребенка Фронда, о которой говорилось выше, прошла незамеченной, ведь она закончилась, когда малютке не было ещё двух лет — в 1653 году. Однако именно её главные персонажи оказали на судьбу Мари-Катрин влияние, которое невозможно переоценить. Ведь вдохновительницами смуты были женщины-аристократки, которые вертели вояками-мужчинами как хотели, даже участвовали в сражениях и с успехом командовали войсками.

Мужская решительность и авантюризм воспитывались в девице де Барнвиль с младых ногтей. И не только фрондистки, но прежде всех собственная мать стала для девицы образцом сильной женщины в окружении глуповатых мужчин.

Поскольку семья была небогата (отец умер рано), овдовевшая мадам де Барнвиль постарались как можно раньше и с наибольшей выгодой выдать дочь замуж. В марте 1666 года супругом 15-летней Мари-Катрин стал богач Франсуа де ла Мотт, барон д’Онуа. Он был на тридцать (по другим данным на сорок пять) лет старше жены и славился в Париже как заядлый картёжник и падкий на гулящих женщин распутник.

За три последующие года Мари родила троих детей и натерпелась от мужа стольких обид, что мать решила избавить дочь от изверга. В те времена разводы во Франции были запрещены, да и в случае расставания с бароном жить Мари и её матери было бы негде и не на что. Мадам де Барнвиль наняла трёх «джентльменов», которые за вознаграждение согласились показать в суде, что в их присутствии барон оскорблял персону короля. За такое преступление полагалась смерть на эшафоте. Однако заговорщики просчитались — у забулдыги д’Онуа нашлись свои люди в суде, которые быстро раздобыли доказательства его невиновности.

Едва узнав об этом, мадам де Барнвиль бежала из Франции в Испанию, бросив дочь на произвол судьбы. «Джентльменов»-доносчиков арестовали и публично обезглавили — за клевету и за оскорбление короля.
 
Пришли арестовывать и Мари-Катрин. Увидев в окно стражников, женщина поспешно выскользнула в тайный подземный ход, который вёл в домовую церковь. Там на её счастье стоял траурный катафалк, под покровом которого преступница и пересидела опасность. Иногда даже пишут, что баронессе пришлось лечь в гроб, и под его крышкой она провела несколько часов.

После этого мадам д’Онуа исчезла из поля зрения биографов на целые двадцать лет. Высказываются предположения, что барон не поверил в её участие в заговоре и тайно содержал у себя дома. Будто в 1676 году Мари-Катрин даже родила ему ещё одного ребёнка. Сама баронесса впоследствии заявила, что бежала в Испанию (и тому имеется документальное подтверждение), где мать её выгодно вышла замуж, а затем перебралась в Англию (что ничем не подтверждено). Правда, на какие средства она жила все эти годы, баронесса не сообщила. Разве что ей помогал испанский отчим. Призналась баронесса лишь в том, что в Англии она занялась литературной работой.

В 1685 году мадам д’Онуа официально обратилась к Людовику XIV с прошением, в котором молила о прощении, и была помилована. Барон к этому времени умер, а потому остатки его разорённого карточной игрой состояния перешли к законной жене.

Обосновавшись в Париже, Мари-Катрин приступила к публикации своих произведений. Всего писательница издала двенадцать книг, причём поначалу особую известность принесли ей два религиозных труда и три исторические сочинения.

В 1690 году мадам д’Онуа издала авантюрный любовный роман «История Ипполита, графа Дугласа». В традициях XVII века для романа обязательны были вставные новеллы. Но мадам д’Онуа вместо новеллы впервые в истории рассказала сказку — о русском князе Адольфе, который попал на зачарованный остров Блаженства, в страну любви и вечной молодости. Эта первая по общему признанию исследователей сказка получила название «Остров Блаженства», и именно она ввела в обиход само понятие «сказка». Означает оно «точное описание», т.е. «читатель ещё узнает, для чего эта история рассказана».

Бесспорно, сказки существуют столько, сколько существует мыслящее человечество. И в древности, и в средние века не раз создавались литературные сказки или делалась литературная обработка фольклорных сказок. Но все эти произведения носили другие имена. Истинный отсчёт жанру сказки начинается с возникновением понятия «сказка», а потому Мадам д’Онуа следует считать первой сказочницей в истории. В отличие от фантастики, в волшебных сказках, составляющих основу жанра в целом, главные события происходят, как правило, в результате действия сверхъестественных, волшебных сил, колдующих быть может и согласно воле человека, но независимо от него.

Дальнейшая судьба основоположницы жанра сказки сложилась благополучно. В том же 1690 г. она открыла собственный литературный салон, который стал пользоваться большим успехом у придворной аристократии. Поскольку вся жизнь Людовика XIV прошла в ожидании очередной Фронды, салон мадам д’Онуа изначально рассматривался властями как шпионский, однако его не закрыли вплоть до смерти хозяйки.

В январе 1697 г. Шарль и Пьер Перро выпустили в свет сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», что окончательно закрепило права жанра сказка.

Книга отца и сына Перро с ходу получила всеобщее признание и вызвала великую зависть у мадам д’Онуа. Баронесса сочла авторов своими соперниками и в пику им в том же году издала целых четыре книги «Волшебных сказок».
 
Мадам д’Онуа умерла 13 января 1705 года.
 
Таким образом, каждый вправе сделать собственный выбор: какой жанр родился раньше. С фантастикой все однозначно: первые фантастические романы были опубликованы в 1662 году и рассказывали они о космических путешествиях. А вот со сказками дела обстоят сложнее. Первый европейский сказочный сборник «Пентамерон» увидел свет в 1634 году, но это была книга волшебных новелл, а не сказок. Первая сказка «Остров Блаженства» опубликована в 1690 году.

В дальнейшем оба жанра активно развивались, они всегда были и остаются популярными, особенно у молодежи. И если фантастика развивалась вширь, и внутри жанра появляются и совершенствуются все новые и новые направления, то сказка в течение веков претерпела существенную трансформацию, в результате чего из неё выкристаллизовался и отпочковался новый литературный жанр — фэнтези.
 
Не смешивайте сказки-фэнтези с фантастикой, хотя в основе обоих жанров находится вымысел, что их и единит.