Слуги божьи на войне

Юрий Язовских
Христианство в лице католической и православной церкви всегда трудилось в тесной связке со светскими властями. Иногда высшие церковные иерархи брали на себя и все государственные функции (римский папа длительное время возглавлял Святой престол и был главой отнюдь немаленького государства), но чаще всего церковники были на подхвате у светской власти.

По большей части они несли свою государственную службу по основному своему профилю - в сфере идеологии. От тупоголового населения требовалось только одно: работать, работать и работать. При этом население не должно было возмущаться, что большую часть заработанного отнимают государевы люди. Именно за этот аспект и отвечала церковь: да, ребята, - жизнь у вас тяжелая, но вы уже немного потерпите, ведь это же ваш король забирает, а он от Бога! Да и жить вы будете недолго (средняя продолжительность жизни сами знаете какая!) - так что долго терпеть не придется. А когда умрете, то за ваше терпение будет вам вечное счастье в царстве божьем. Прямо скажем — работа была нехитрая — аудитория верила в любую чушь, а платили за нее очень неплохо. Некоторые наши оппозиционные крикуны возмущаются, что российские священники уж слишком роскошно живут — ну не странные ли люди? Так церковные иерархи всегда и жили. Но я, собственно, совсем о другом. 
 
Были времена и страны, когда слуги божьи бросали заниматься укреплением духовных скреп (или распространением опиума для народа — тут с какой стороны посмотреть) и начинали служить  государству совершенно иным образом. К примеру, в первой половине 17 века, когда в Европе шла Тридцатилетняя война, французские священники очень активно проявляли себя на военной службе и по линии военной разведки.

Прежде всего нужно сказать про самого известного кардинала в истории — Армана Жана дю Плесси (кардинала Ришелье), который стал первым министром при французском короле Людовике 13-м, а фактически целых 18 лет был настоящим главой государства. Управлять страной ему казалось более интересным занятием, чем проповедовать слово божье. При этом, кардинал не только проявил себя как выдающийся администратор — он пару раз примерял на себя и "военную форму" (носил доспехи под сутаной). Какое-то время Ришелье руководил осадой города Ларошель, а после перерыва в 11 лет снова отправился в действующую армию, чтобы захватить крепость Ле-Катле. Обе попытки попробовать себя в роли полководца завершились для Ришелье вполне удачно.

Но не Ришелье единым была сильна французская армия в то время.
Достаточно успешную карьеру во время правления Ришелье сделал Луи де Ногаре, кардинал де Лавалетт. Сначала он быстро продвигался по церковной стезе — трудился аббатом, архиепископом Тулузским, а потом стал кардиналом. Но душа его рвалась на войну и с 1628 года кардинал на военной службе. Ему поручали командовать французскими войсками в Германии, Пикардии и Италии. Особо выдающихся побед он не одержал и никто его даже не пытался сравнивать с лучшими военачальниками того времени Густавом Адольфом и Валленштейном, но на фоне тех бездарей, которых было навалом во французской армии, кардинал был вполне приличным полководцем. Ценили его и за дипломатические способности.  Когда де Лавалетт умер в 1639 году от пневмонии, то доверявший ему Ришелье был крайне опечален этим обстоятельством.

Еще более любопытно, что священники во времена Ришелье служили на командных должностях и на флоте! Архиепископ Бордо Анри Д'Эскубло де Сурди в молодости принимал участие в осаде Ларошели, а позднее командовал эскадрой в нескольких сражениях. Поначалу его военная карьера была успешна, но потом он чем-то провинился, потерял доверие Ришелье и был отстранен от командования. Еще двумя флотоводцами в то же время были епископ Нанта и архиепископ Арраса, которые тоже командовали эскадрами.

Не менее успешно французские священнослужители осваивали профессию шпионов. Наиболее доверенным лицом кардинала Ришелье был монах-капуцин отец Жозеф (Франсуа Леклер дю Трамбле). При осаде Ларошели агенты отца Жозефа действовали внутри осажденного города, собирая там различные сведения и распуская слухи. В сущности, они  были военными разведчиками, а отец Жозеф возглавлял военную разведку армии. Позднее отец Жозеф занимался и дипломатической работой: по поручению Ришелье он встречался с императором Фердинандом II, запудрил ему мозги и уговорил провести сокращение его армии. Он вел переговоры и с германскими князьями, и с Валленштейном, и даже с самим папой. По сути, отец Жозеф выполнял функции министра иностранных дел Франции.

У Испании — противника Франции в Тридцатилетней войне лучшим полководцем считался кардинал-инфант Фердинанд Австрийский — младший брат короля Испании Филиппа IV. Он весьма успешно командовал испанскими войсками в Нидерландах и в 1636 году после наступления во Франции чуть не взял Париж. Правда считать его духовным лицом можно с некоторой натяжкой — кардиналом и архиепископом Толедским его сделали еще малолетним — как члена королевской семьи.

Позднее — уже во времена Наполеоновских войн на военном поприще себя проявил итальянский кардинал Фабрицио, который командовал армией, освобождавшей от французских войск и местных республиканцев территорию Неаполитанского королевства (совместно с англичанами и русскими). Но этот кардинал тоже не был священником, как и Фердинанд Австрийский.