На берегу. Этюд

Сергей Дмитриевич Голубев
Действующие лица:
МУЖЧИНА
ЖЕНЩИНА
Старик
Собака

Берег моря.
Шум накатывающихся волн. Крики чаек.
Ранняя осень.
Где-то вдалеке старичок выгуливает большого кудлатого пса.
На берегу появляются Мужчина и Женщина. Мужчина одет в плащ болотного цвета. Женщина в желтом плаще, в руках у нее синяя сумка. Они останавливаются и смотрят на море. Шум волн и крики чаек.

МУЖЧИНА. Я второй раз в жизни вижу море. Первый раз я увидел его в семь лет. Мы отдыхали с родителями на северном море. Ты ведь знаешь, оно такое холодное. Это меня огорчило. Я всегда думал, что там, где море, там должно быть тепло.
ЖЕНЩИНА. Ты приехал сюда, чтобы рассказать мне про море?
МУЖЧИНА. Нет.

Шум волн, крики чаек.
Старичок размахивается и бросает небольшую покрытую водорослями палку. Она падает в песок, и пёс радостно бросается за ней.

МУЖЧИНА. И вот я второй раз вижу море, и оно опять холодное. Я думаю, что нас обманывают, говоря, что оно тёплое.
ЖЕНЩИНА. Я пойду.
МУЖЧИНА. Подожди, я сейчас.

Женщина вздыхает.

МУЖЧИНА. Сколько сейчас времени?
ЖЕНЩИНА. Ты же знаешь, у меня нет часов.
МУЖЧИНА. Знаю. А помнишь, как ты купила дорогие часы, и они сразу сломались?
ЖЕНЩИНА. Помню.
МУЖЧИНА. А потом ты их разобрала и никак не могла собрать.
ЖЕНЩИНА. Я хотела их починить.
МУЖЧИНА. Но ты же не умеешь чинить часы.
ЖЕНЩИНА. Я не знала. Я думала, что это просто, но я ошиблась. Что ты хотел мне сказать?
МУЖЧИНА. Да, я сейчас.

Пёс подбирает палку, несколько раз подбрасывает её, отфыркивается от песка и бежит обратно к хозяину.

МУЖЧИНА. Мне кажется - это всё из-за моря: если бы оно было тёплым, всё было бы по-другому.

Женщина поворачивается спиной к морю.

МУЖЧИНА (громко, почти на крик). Подожди! (Тихо.) Не уходи, я сейчас.

Женщина остается спиной к морю.

МУЖЧИНА. Когда ты уехала, я сразу понял, что что-то должно произойти и уже готовился к этому. Но разум готовился, а сердце надеялось.
ЖЕНЩИНА. Надеялось на, что?
МУЖЧИНА. Надеялось на то, что это не случится.
ЖЕНЩИНА. Но ведь, это случилось.
МУЖЧИНА. Да, но всё равно.
ЖЕНЩИНА. По-моему - это глупо. (Поворачивается лицом к морю)
МУЖЧИНА. Что глупо? Глупо то, что случилось?
ЖЕНЩИНА. Нет, глупо то, что сердце надеялось.
МУЖЧИНА. Сейчас оно тоже надеется... Надеется на то, что все можно вернуть. Ведь, правда?
ЖЕНЩИНА. Не знаю.

Пёс подбегает к старичку, кладёт возле его ног палку и, высунув длинный розовый язык, преданно смотрит на хозяина.

МУЖЧИНА. Ты знаешь, я мог бы ждать очень долго.
ЖЕНЩИНА. Не знаю.

Старичок поднимает палку и с силой бросает. Палка падает в море.

МУЖЧИНА. Я не требую от тебя никаких объяснений, но мне не понятно, почему это произошло.
ЖЕНЩИНА. Потому, что больше так нельзя.
МУЖЧИНА. Это правда.

Пёс радостно вбегает в холодную осеннюю воду.

МУЖЧИНА. Ты помнишь, как мы первый раз поцеловались?
ЖЕНЩИНА. Помню.
МУЖЧИНА. Это было в кинотеатре.
ЖЕНЩИНА. Да.
МУЖЧИНА. А потом мы ходили в кино, что бы там целоваться.
ЖЕНЩИНА. Да.
МУЖЧИНА. И, все-таки, я считаю, что всё можно вернуть.
ЖЕНЩИНА. Я не знаю. Не знаю. Я не хочу тебя мучить и не могу больше лгать. Я не хочу тебя терять и ничего не могу сделать.
МУЖЧИНА. Я тебя понимаю.
ЖЕНЩИНА. Ничего ты не понимаешь.
МУЖЧИНА. Я зря сюда приехал. Я пойду.
ЖЕНЩИНА. Не уходи. Прошу тебя.
МУЖЧИНА. Хорошо.
ЖЕНЩИНА. Я измучила тебя, и себя, и его. Я осталась с ним и, тем самым изменила тебе.
МУЖЧИНА. Это не важно.
ЖЕНЩИНА. Это важно!
МУЖЧИНА. Это не важно! Важно то, что ты мне никогда не лгала. Ведь ты мне никогда не лгала!
ЖЕНЩИНА. Никогда. Я не хочу тебе лгать. Я тут принесла твои вещи, но я тебе их не отдам. У меня тоже есть надежда. Да! У меня тоже есть надежда! И если я отдам тебе вещи, ты навсегда покинешь меня. Понимаешь?!
МУЖЧИНА. Понимаю.
ЖЕНЩИНА. Ничего ты не понимаешь!
МУЖЧИНА. Давай постоим и посмотрим на море.
ЖЕНЩИНА. Хорошо.

Шум моря.
Крики чаек.
Кудлатый пёс уже выбежал из моря и положив палку на песок, с упоением сбрасывал с себя холодные капли.

МУЖЧИНА. Когда ты уехала, я долго ждал от тебя письма, но так и не дождался. Тогда я подумал, что раз ты не пишешь, значит так и надо.
ЖЕНЩИНА. Я боялась тебе писать.
МУЖЧИНА. А потом мне приснился сон. Большой коридор, много дверей. И все они закрыты. И я иду по коридору. И, вдруг, двери начинают открываться и из них выходят люди в пижамах. И я увидел его в полосатом халате, а затем тебя. И ты смеялась. И ты стояла рядом с ним. И я заплакал и проснулся. Этой ночью я всё понял и решил приехать.
ЖЕНЩИНА (плачет). Да, именно всё так и было. Коридор, двери и он в полосатом халате. Только тебя не было.
МУЖЧИНА. Был.
ЖЕНЩИНА. Что ты сказал?
МУЖЧИНА. Я сказал, был.
ЖЕНЩИНА. Ты, что следил за мной?

Мужчина молчит.

ЖЕНЩИНА. Ты, что следил за мной?!
МУЖЧИНА. Нет.
ЖЕНЩИНА. Тогда почему ты сказал: «был»?
МУЖЧИНА. Не знаю, мне кажется, что я там был.
ЖЕНЩИНА (плачет, почти кричит). Не понимаю!!!
МУЖЧИНА (тоже почти кричит). Тогда откуда мне всё это известно?

Женщина уткнулась ему в плечо и зарыдала.

МУЖЧИНА. Не плачь.
ЖЕНЩИНА (продолжает плакать). Ты был, был. Ты всегда был со мной. Я тебя ни на секунду не отпускала, даже когда спала с ним. (Плачет.) Я не знаю, что мне делать. Я не хочу больше так жить. Не хочу.
МУЖЧИНА. Я тоже не хочу так жить.
ЖЕНЩИНА (внезапно перестает плакать и отстраняется от мужчины). Ну, вот и всё. Я тебе сказала то, что не хотела говорить. Но это ничего не изменит.
МУЖЧИНА. Наверное, это так. Я тоже все сказал. А теперь иди, тебя ждут.

Женщина поворачивается спиной к морю.

ЖЕНЩИНА. До свидания.
МУЖЧИНА. Прощай.
ЖЕНЩИНА. Я хотела тебе сказать, что я...
МУЖЧИНА. Больше ничего не надо. Иди.

Женщина уходит.
Слышны крики чаек.
Шум волн.
Старичок и пёс поднимаются по небольшой деревянной лесенке ведущей с пляжа на мощёную набережную.
Мужчина смотрит на море.

МУЖЧИНА. И всё-таки, это всё из-за моря. Нас обманули. Нам говорили, что оно тёплое, а оно холодное. Если бы море было тёплым, все было бы по-другому. Я в этом уверен.

Медленное затемнение.
Мужчина достает из кармана плаща пистолет.
Темнота.
Выстрел.
Стихают крики чаек. Остается только море, которое шумит.
Через некоторое время становится слышен приближающийся собачий лай.

апрель 2003 г.