Летящий ангел

Лев Ефремов
               

               
    В семидесятых годах  отношения между СССР и Западом начали меняться с
«холодной войны» на «оттепель». Советские торговые суда начали заходить в
порты США. Были, конечно, со стороны властей США различные ограничения для
советских моряков, такие, как например – для разрешения выхода в город необходимо было послать в порт захода судовую роль экипажа судна за тридцать суток до прихода в этот порт. Это сделать было несложно, если заранее известен рейс, но суда часто работали на иностранные кампании и порт грузополучателя груза становился известен только в порту погрузки, а переход до порта выгрузки занимал времени меньше месяца.
    Родное советское правительство также стояло на «страже» морального здо-
ровья своих моряков. Помимо « Устава Службы на судах морского флота»  дейст-вовали  еще «Правила поведения советского моряка за границей» и различные приказы по Министерству Морского Флота СССР, приказы по Пароходствам.
Кроме этого на судах под руководством первого помощника капитана – помощника капитана по политической части регулярно проводились политзанятия. Изучались материалы последнего 25-го съезда КПСС, выступления Генерального секретаря Л.И.Брежнева и его гениальные книги «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина».  Все это, конечно, повышало политическую бдительность моряков, воспитывало у них чувство классовой ненависти к нашим идейным противникам.
     Но, когда месяцами работаешь в море без захода в родной советский порт,
в отрыве от семьи, среди одних и тех же людей, хочется как-то отвлечься, отдохнуть, побродить по твердой земле, посмотреть на других людей, сменить привычную обстановку.  И вот приходит судно в иностранный порт. Сменился моряк с вахты, может отдыхать. За воротами порта виден город, но выход в город только согласно утвержденным Правилам. Только группами, не менее трех человек в группе и под руководством старшего, который назначается из членов командного состава судна.  Группы составляет помполит. Хорошо, если ты попал в группу, где старший твой ровесник и интересы у вас примерно одинаковые. А можешь попасть в группу, где старшим будет командир предпенсионного возраста или просто уставший после вахты командир. Он доведет группу до ближайшего ма-
газинчика, в котором торгуют «колониальными» товарами для советских моря-
ков, купит сувениры для семьи, друзей и назад на судно. Второй раз выйти в город вряд ли удастся. Особенно сложно выйти в город женской части экипажа, командиры стараются с ними в город не ходить. Зима в Канаде холодная, как в России, морозы за двадцать градусов. Набегаются моряки по магазинам и в Бар
погреться, пивка попить, а женщин в Монреале в эти Бары – Таверны не пускают.
Причем на страже стоят не только работники этих Таверн, а протестуют простые
посетители. Местные русскоговорящие жители объясняют это просто:
   - Захотел канадский мужик отдохнуть, пивка попить, с друзьями поболтать, в
карты или в бильярд поиграть, а тут его жена прибегает и его из Таверны вытаскивает. Вот и ввели канадцы такие правила.
    Иногда было и так. Заходят моряки в Таверну. Сидят в тепле, пиво пьют, а
на улице, на морозе стоят судовые девушки. Мерзнут, ждут, когда их товарищи
выйдут. Некрасиво, конечно, но девушки заранее знают, что так и получится, и
перед выходом в город их предупреждают об этом. Но европейские и канадские порты для большинства моряков Мурманского Морского Пароходства  известны, много раз в них бывали. Не получилось побродить по городу в этот раз, может, удастся в следующем заходе.
    И вот начались заходы в порты США, которые были закрыты для советских
судов после вводы войск СССР в Афганистан.
    Теплоход «Иван Москвин» следует из Гамбурга в Монреаль и затем на Великие Американские Озера. В Монреале предъявили судно инспекторам  Cивей - Администрации контролирующей судоходство  по системе этих Озер. Это движение по рекам, каналам, шлюзам, которые соединяют эти Озера  и по самим Великим Американским Озерам. Проверяются все судовые системы и устройства, судовые навигационные приборы, аварийное снабжение и пр. и пр. Обязательно наличие на борту двух рабочих радаров (в других портах можно обойтись одним). Из кладовок достают специально предназначенные для Сивея швартовы,  это стальные оцинкованные троса без смазки и без малейших повреждений. В конце каждого швартова огон (петля) для крепления  троса на причале и в пяти метрах от основного огона маленький огон для крепления бросательного конца, за который этот швартов выбирают с причала. Причем береговые матросы не тянут бросательный конец руками, а выбирают его небольшим шпилем, который находится около каждого причального битенга – тумбы. Сами бросательные концы должны быть изготовлены по всем правилам. Если он этим правилам не соответствует, то береговые матросы просто его обрезают и швартовы не принимают. И почти на всех причальных стенках  Сивейских шлюзов висят эти обрезанные бросательные концы в назидание нерадивым матросам. Проверяется система высадки матросов на причалы подходного к шлюзу канала.  Надводный борт у морского судна большой и, естественно, высота причалов тоже высокая. Подходит судно к шлюзу, а он занят другим судном и для ожидания шлюзования необходимо вставать к стенке причала подходного канала. На этих причалах береговых работников нет и для швартовки на причал высаживается судовой матрос. Для этого специально вооружается носовая грузовая стрела. К концу этой стрелы через блок подвешивается «беседка», в нее садится матрос –«десантник», судно малым ходом подходит к причалу, стрела с борта судна специальными оттяжками вываливается за борт и матрос –«десантник» выскакивает на берег  принимать судовые швартовы.    
    Все проверено, судно признано годным для этого плавания, выдан серти-фикат разрешающий движение по Сивею. Начало этого перехода всегда вызывает
большой интерес экипажа. Это красивая природа и новые виды за бортом. На
берегах шикарные виллы, около многих из них бассейны, и на берегу перед вил-
лами причалы с яхтами и небольшими гидросамолетами. Проводить судно по
Сивею помогают американские и канадские лоцманы, которые сменяют друг друга. У каждого свой участок. Поднялся на мостик очередной лоцман – американец. Проходим в одном месте недалеко от берега. На берегу около  коттеджа с бассейном и причалом с яхтой стоит группа людей и приветливо машут судну.
Лоцман объясняет:
      - Это мой дом и мои родственники с друзьями. – И просит:
      - Можно, я им посигналю судовым тифоном.
      - Да, конечно, сигнальте.
      Лоцман начинает сигналить, потом выходит на мостик и  машет родным
обеими руками. На шлюпочной палубе стоят свободные от вахт моряки. Просят
капитана:
      - Спросите. Зачем у них перед домами бассейны, ведь живут они на берегу
реки?
      - Вода в реке может быть грязной, а в бассейн она поступает очищенной, - просто поясняет лоцман.
      Все члены экипажа знают, что сброс с судна за борт любого мусора, хозотходов, фекальных и нефтесодержащих вод с судов запрещен и строго контро-лируется. Стоки с береговых предприятий проходят серьезную очистку. И общее
мнение моряков:
      - Зажрались капиталисты. Мы же в Волге и в Дону купаемся, и ничего страшного не происходит. А, вот то, что у лоцмана дом хороший, так он, наверное, зарплату гораздо больше нашей получает, хотя работает не больше наших лоцманов. 
      В одном месте на берегу видно какое- то предприятие, около него большая
гора каменного угля и вокруг зеленая трава. Конечно же возникает законный во-
пос. А, как это удается, чтобы и уголь черный и трава вокруг зеленая? Или он чем то накрыт невидимым издалека, или водой постоянно поливается? Но картина
замечательная.
      На многих островках построены, стилизованные под старину, замки. Показывают лоцману на один:
      - Наверное, какой-нибудь миллионер построил для летнего отдыха, ведь зимой вода в реке и Озерах замерзает, жить там нельзя.
      - Да, конечно, это дом для летнего отдыха, но построил его какой-то врач.У нас многие врачи очень обеспеченные люди.
      Утром ошвартовались в порту Милуоки. Оформили приход судна в порт, но
увольнения в город нет. Помполит говорит, что не получено официальное разре-
шение на выход в город. Стоят моряки на палубе, с тоской смотрят на город. Но
к этому уже привыкли и многие с этим смирились. Как всегда находят аналогии
в притчах писателей. Особенно, вспоминается притча Пришвина о двух сидящих
во дворе на привязи собаках – дворняге и овчарке. За забором жизнь кипит, живность всякая бегает, свобода дразнит. Дворняга перегрызла привязь и убежала.Побегала, побегала, есть захотела и во двор вернулась. Хозяин посадил ее на цепь. Уж ее - то она не перегрызет. А овчарка  сидит во дворе на простом веревочном поводке. Она знает, что когда захочет, она эту веревку перегрызет и сможет убежать, но она сидит и думает, что у нее вся жизнь впереди и она  еще это успеет, а годы идут.
       Вечером к борту судна подкатил микроавтобус. Поднимается на борт посе-
титель. Вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника капитана. Прибывший
на борт представляется:
       - Я, представитель Клуба Моряков в этом порту. Мы приглашаем  ваших моряков посетить наш Клуб.  – И объясняет, чем там можно заняться. Бар с напитками -  цены низкие, настольные игры, телевизор, музыка, библиотека и прочее.
       Доложили капитану. Капитан вызывает помполита:
       - Григорий Алексеевич, рейс длинный, экипаж устал, пусть желающие съездят в Клуб под вашим руководством, немного развеются. Полагаю, ничего страшного не случится.
       - Но Виктор Степанович, ведь все эти Морские Клубы находятся под руко-водством  религиозных общин. И этот, наверняка, содержит какое-нибудь обще-
ство «Летящий Ангел» или «Полет Ангела», никак не разберусь, как они правиль-но называются. Как бы чего не случилось.
       - А, что может случиться? За пару часов к религии наших моряков не приобщить. На русском языке в этом клубе мало вероятно, что кто-то говорит - наши суда в этот порт редко заходят. А английским языком наши моряки мало владеют, да и вы будете рядом.
       На автобусе в Клуб поехали под руководством первого помощника капитана
около двадцати моряков. Собиралось больше, но  в автобус больше не помести-лось. Работник Клуба пообещал еще завтра приехать и свозить в Клуб желающих.
В Клубе приятная обстановка, играет музыка. Посторонних нет. Разошлись моряки
по комнатам. Кто в Баре сидит пиво пьет, кто журналы листает. Некоторые в настольный теннис играют. Главное для моряков – это смена привычной обста-новки. К радости помполита никто из работников Клуба к морякам не подходит, никакие разговоры не ведет. Быстро пролетели два часа, пора домой на судно.
Перед посадкой в автобус работник Клуба вручил каждому моряку небольшой
подарок. В маленьком сверточке были: маленькое полотенце, размером с носовой платок, кусок мыла, зубная щетка, тюбик зубной пасты и маленькая книжечка
- что-то о жизни Иисуса Христа. Но в автобусе никто эти свертки не рассматри-вал,как-то неудобно. Подвез автобус моряков к трапу судна. Поблагодарили работника Клуба за чудесно проведенный вечер и сразу разошлись по каютам.
      Сидит второй помощник капитана в каюте, рассматривает клубный подарок.
Туалетные принадлежности пригодятся, а религиозную книжечку можно оставить
как экзотический сувенир. Заходит к нему приятель – третий механик:
      - Витя, а ты чего эту книжицу не несешь помполиту. Все уже ему отнесли, он сейчас сидит в каюте весь «на нервах», проклинает эту поездку, трясется. Отнеси,порадуй человека.
      - Да, пошел он подальше. Чего ради я должен перед ним  прогибаться.
Надо, сам придет.
      - Зря ты это. Ты ведь знаешь его. Напишет потом в донесении, что ты антисоветчик, не отмоешься.
      А, ведь действительно, помполит-то уж больно мерзопакостный тип, от него любую гадость ожидать можно, - думает второй помощник. Берет эту книжицу и идет к помполиту. Стучится в каюту, заходит. И действительно – сидит помполит за столом,брошюрки трясущимися руками перебирает, лицо в красных пятнах.
      - Григорий Алексеевич, вот подсказали мне товарищи, что надо вам книжечку  из «подарочка» отдать. Возвращаю. А вот зачем, не понимаю. Что в этих книгах такого крамольного?
      - Да, как вы не понимаете, это же провокация. Они подсунули нам вражес-кую религиозную литературу. Хотят наших моряков вовлечь в свою религиозную
общину.  Мы же советские люди – атеисты.
      - Да, я не понимаю, как можно взрослого человека сбить с пути истинного
при помощи одной маленькой брошюрки. Это просто ерунду вы говорите.
      - Это не я так говорю, это линия нашей Партии, и мы должны бороться с
любыми вражескими происками. И объясните мне, почему вы так долго не несли
мне эту брошюру? Вы последний, из всех побывавших в Клубе, принесли.
      - Да, я, вообще, хотел ее выбросить за борт. И как бы вы это проверили?
      - А, это проверили бы другие люди в первом же советском порту.
      На следующий день вечером опять подъехал к трапу автобус из Клуба Моря-
ков с приглашением в Клуб на отдых. Но желающих съездить  на этот раз не оказалось. Объяснили визитеру, что одни члены экипажа днем нагулялись в
городе и сейчас отдыхают, а другие не могут – вахта, работа.