Соединил в себе две стихии

Валентин Баюканский
ДЕТСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРОРОЧЕСКИМ

Однажды Юра Чурилов с ребятами купался на речке Битюг и увидел пролетавших клином три военных самолета. Это зрелище произвело на мальчика неизгладимое впечатление, но тогда он и помышлять не смел, что когда-нибудь сам будет летать. То детское впечатление, которое Чурилов помнит до сих пор, оказалось пророческим: он стал не просто летчиком, а летчиком морской авиации, соединив в себе две стихии – воздух и воду.
Прошли годы. Юрий Иванович Чурилов, которого начальство называло «поэтом вертикального взлета», получил звание Героя Советского Союза в мирное время, когда ему было всего тридцать четыре года.

ЛЮДИ ДЕЛА

Будущий герой родился в селе Сластеновка Эртильского района Воронежской области. Большое влияние на становление Юриного характера оказал его отец Иван Сергеевич, которого Юрий Иванович характеризует как человека дела. 
Когда дедушка Юры Сергей Николаевич, получив серьезное ранение, возвращался с фронта в родное село, его сына Ивана призвали в армию. Отец с сыном разминулись буквально на один день. В армии Иван Сергеевич повторил судьбу своего отца: был ранен и комиссован. Оказавшись дома, окончил техникум по специальности бухучет и стал работать бухгалтером. Однако вскоре его направили на партийную работу, где он параллельно окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. Иван Сергеевич стал зоотехником, потом секретарем партийной организации, а затем и председателем колхоза. Семейству Чуриловых приходилось часто переезжать с одного места на другое, так как главу неоднократно посылали поднимать отсталые хозяйства.
В 1959 году, приехав в село Чернавка Панинского района Воронежской области, молодой председатель развернул кипучую деятельность: провел водопровод и организовал электрификацию. На улицах установили колонки, а на машинно-тракторной станции поставили дизельный генератор, который с наступлением темноты запускали. Когда на улицах загорались лампочки, радости и удивлению жителей не было предела. Ровно в 22.00 дежурный электрик свет отключал, предварительно предупреждая жителей двукратным миганием.
Вообще Иван Сергеевич всегда тяготел к техническим новшествам. Так, первый радиоприемник в селе Сластеновка появился у Чуриловых. Всезнающие бабки судачили: «У Ивана Сергеевича дома коробка орет дурным голосом». У Чурилова появился и первый велосипед, а потом одноместный мотоцикл К-125. Отец сызмальства приучал Юру к технике: сажал мальчика на бензобак и показывал, где нажимать сцепление, где газ.
Когда колхоз в Чернавке окреп, Ивана Сергеевича перевели в отстающий колхоз села Красный Лиман 2-й, а потом назначили директором спецхоза по выращиванию свиней. Уйдя на пенсию, Иван Чурилов продолжил активную общественную деятельность, возглавив местный совет ветеранов.
В жизни у Ивана Сергеевича, кроме работы, было три страсти: рыбалка, разведение пчел и выращивание винограда. Пчелами он занимался до конца своей жизни, заразив своим увлечением многих сельчан, став их непререкаемым инструктором. После смерти Ивана Сергеевича его вдову опекают местные пчеловоды, оказывают посильную помощь и добрым словом поминают ее супруга.

В ВОЙНУ ВАМ НИКТО ПОМОГАТЬ НЕ БУДЕТ

Видно, судьбе было угодно, чтобы Чурилов связал свою жизнь с небом. Окончив школу, Юрий отправился в Воронеж и устроился работать на авиационный завод, где впервые мог так близко не только смотреть на самолеты, но и готовить их к полету. Однажды по дороге на работу он увидел объявление о приеме в учебно-авиационный центр ДОСААФ и сразу понял, чем ему заниматься в жизни. После успешного окончания аэроклуба Чурилов подал рапорт о зачислении его на военную службу и, получив офицерское звание, попал в летный полк, базировавшийся в Тернопольской области. Шесть лет службы под командованием командира полка Алексея Шимутина стали для молодого летчика настоящей школой летного мастерства. Дед, так звали за глаза полковника Шимутина, никому не давал поблажки и учил личным примером, как нужно выполнять сложные летные задания в тяжелых погодных условиях. Поначалу Юрий считал, что Дед слишком строг, но впоследствии по достоинству оценил его «школу» и неоднократно вспоминал любимую поговорку командира полка: «В войну вам никто помогать не будет».

ТАКИХ ЛЕТЧИКОВ БЫЛО МЕНЬШЕ, ЧЕМ КОСМОНАВТОВ

Когда Юрий Чурилов попал на Краснознаменный Тихоокеанский флот, ему было двадцать семь лет. Тогда его родным домом стал отдельный штурмовой корабельно-авиационный полк, где он начал службу с должности заместителя командира эскадрильи и дослужился до командира полка. В то время самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, предназначенных для нового класса авианосцев «Киев», на которых и стал летать Чурилов, было немного. Хотя разработка таких самолетов, как Як-36, началась еще в шестидесятые годы, но они на флоте не эксплуатировались, поэтому на основе Як-36 был создан новый аппарат Як-38. Впервые он поднялся в воздух только в 1971 году. Неудивительно, что Чурилов стал двадцать вторым летчиком, который полетел на таком самолете, а космонавтов в то время было уже тридцать шесть.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА СИЛЬНО МЕНЯЕТСЯ

Когда Юрий Иванович впервые  оказался на палубе военного корабля, то сильно удивился: надо же, какой огромный! А когда Чурилов сел в кабину самолета и вырулил на взлетную полосу, удивился еще раз: «Как же так, какая палуба небольшая, и тут она заканчивается, и там». По мнению Юрия Чурилова,  с технической точки зрения взлет с корабля – сложный элемент, но не более. Основная проблема не техническая, а психологическая. Любой летчик привык, что на земле вокруг взлетно-посадочной полосы есть еще какая-то «запасная плоскость», а на корабле этого нет – сразу море. Восприятие пространства сильно меняется. Особенно непривычно в осеннее время, когда облачность: небо серое, море тоже, какой-то серый кокон, в котором находится самолет. И когда боевая машина выныривает из облаков и только начинает подлетать к кораблю, летчик думает: «Елки-палки, какой-то карандаш. Как на него умоститься?». И только подлетев поближе, видит, что он все-таки большой. Иногда бывает, что и корабль обнаружить трудно, особенно когда на небе кучевые облака: солнце светит, и тень от этих облаков на поверхности воды создает камуфляж из темных и светлых пятен, поэтому визуально найти корабль довольно сложно, хорошо, что приборы подсказывают.
 
ТРИЖДЫ ПОЛУЧАЛ ПРИКАЗ КАТАПУЛЬТИРОВАТЬСЯ
 
Шли годы, повышалось летное мастерство пилотов, летавших на Як-38. Сначала этот самолет был приспособлен только для вертикального взлета и посадки, но усовершенствование автоматической системы посадки сделало возможным взлет с разбегом при включении подъемных двигателей и повороте задних сопел. Правда, повышение летного мастерства проходило не всегда гладко, иногда случались и нештатные ситуации, которые могли закончиться не только потерей самолета, но и гибелью летчика. Было такое и у летчика палубной авиации Чурилова, который трижды получал приказ катапультироваться. Один раз пришлось выполнить такой приказ и катапультироваться над морем. Самолет ушел на глубину, а сам Юрий очутился в воде в трехстах километрах западнее Анголы. Дважды, когда в двигатель попали птицы и когда механики забыли докрутить гайки после технического осмотра, рискуя своей жизнью, Чурилов сумел спасти и посадить самолет.
Рисковать Юрию Ивановичу приходилось не только при освоении новой техники. Когда авианосец «Минск», на котором базировались летательные аппараты Чурилова, проходил Средиземное море и через Гибралтар двигался на Дальний Восток, отрабатывая действия кораблей и палубной авиации, наши летчики буквально мешали американским самолетам- разведчикам Б-52 фотографировать «Минск». Дело это было непростое. Нужно было вплотную подлетать к американским самолетам и перекрывать их люки с фотоаппаратурой.
В 1984 году Чурилов Юрий Иванович за достижение высоких показателей в овладении новейшей боевой техникой, за мужество и героизм, проявленные при несении боевой службы, получил звание Героя Советского Союза. Он стал единственным летчиком в корабельно-авиационном полку, удостоенным такой высокой награды. 9 мая 2011 года на Аллее Героев в поселке Панино Воронежской области был установлен бюст Юрию Ивановичу Чурилову.

ТРОПИЧЕСКИЙ ДУШ

Служба, однако состояла не только из героических подвигов. Запомнилась она разными случаями, порой забавными, которые помогали военным скрашивать суровый армейский быт. Как и другим летчикам, Чурилову, служившему в авиационном полку военно-воздушных сил Краснознаменного Тихоокеанского флота, приходилось приспосабливаться к несению службы в условия тропиков. Район боевой службы 10-й оперативной эскадры, где он служил, был остров Сокотра, расположенный между Красным и Аравийском морями.   
– Бывало, идешь, небо чистое, ни облачка, – вспоминает Юрий Иванович, – потом – раз, появляется небольшое пятнышко, которое начинает быстро расти, словно взрывается, и из него тропический ливень как даст! На корабле по периметру полетной палубы находится бортовое ограждение, так называемый бимс, высотой сантиметров пятнадцать, и вода там стоит, не успевает стекать, вот такой силы дождь. Через десять-пятнадцать минут он также неожиданно прекращается, как и начинался.
Эти неожиданные ливни заставляли напрягаться летчиков, особенно молодых. Как-то раз Юрий Иванович руководил плановыми полетами, все шло нормально, и тут один не совсем опытный пилот на самолете Як-38 попал в тропический ливень. Все бы ничего, но этот самолет в условиях тропиков долго держаться в воздухе не может. Температура воздуха влияет на тягу двигателя: чем больше температура, тем меньше мощность двигателя. Для того чтобы компенсировать это уменьшение мощности, заправляли меньше топлива, и, соответственно, продолжительность нахождения в воздухе самолета существенно снижалась. Что делать? Топливо на исходе, ливень идет, видимость нулевая, начали вести летчика по микрофону – «на соске», объясняя, что и как делать в такой ситуации.
Рассказывая о произошедшем, Юрий Иванович, заулыбался:
– Это нужно было видеть! Картина была впечатляющая. Стена дождя – и вдруг из нее, как сказочное чудовище, выныривает покрытый облаком пара самолет. Температура выходящих газов из сопла шестьсот градусов, самолет начинает снижаться к палубе, на ней вода, она разбрызгивается, превращаясь в пар. Садился весь в водяном тумане. Когда летчик вышел из самолета, сказал: «Ничего себе баньку получил».
Вспомнив этот случай, Чурилов рассказал и о том, как во время тропических ливней происходит помывка личного состава. Когда корабельные локаторы фиксируют формирование облака, раздается команда: «Приготовиться к помывке на полетной палубе». Полторы тысячи человек хватают шампунь, мочалки и бегут на палубу. Ждут, когда корабль войдет в зону тропического дождя, чтобы воспользоваться природным душем, потому что пресная вода на корабле дефицит. Случаются иногда и курьезы: все намылились, а дождь неожиданно прекратился, облако ушло в сторону. Тогда корабль разворачивают и вновь входят в зону дождя.

ЛЕТЧИК ГОТОВ ЛЕТАТЬ ДАЖЕ НА ВЕНИКЕ

В 1999 году полковник Чурилов, совершивший за время своей службы на Тихоокеанском флоте более тысячи посадок на авианосец (а это среди летчиков палубной авиации считается большим достижением, к примеру, за пятьсот посадок американские летчики получают золотой значок отличия), подал в отставку. Как и любой пилот, Юрий Иванович сохранил любовь к небу и полетам, поэтому и устроился на работу в аэроклуб, где помогал молодым ребятам осваивать летную технику, учил правильно прыгать с парашютом, ведь и сам когда-то начинал с аэроклуба и совершил восемьсот прыжков. Но Чурилова сильно огорчало невнимание властей к нуждам аэроклуба и к боевой авиации в целом. Если раньше он совершал 140-150 часов налета в год, то в последние годы количество летной подготовки летчиков сократилось до 10-20 часов. «Летчик готов летать даже на венике, лишь бы летать», – часто слышал такие горькие слова от своих друзей, с которыми служил последние годы. Трудная ситуация с полетами, с зарплатой сотрудников была и в аэроклубе. «Чтобы не рвать себе сердце», Чурилов ушел на гражданскую работу, на этот раз уже не связанную с любимым небом. Сейчас Юрий Иванович – директор государственного архива Липецкой области. Старается проводить всевозможные выставки, особенно связанные с историей липецкой авиации и с историей Липецкого края, активно помогает в сборе документов, связанных с Героями Советского Союза и России, проживающими в области, с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил. Юрий Иванович возглавляет Липецкое региональное отделение «Российской Ассоциации Героев». Кроме мероприятий направленных на защиту прав и интересов членов ассоциации, активно занимается сохранением памяти военнослужащих, кому посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза и Российской Федерации, осуществляет социально-экономическую поддержку семей погибших и умерших Героев.
Юрий Иванович считает, что сохранение достойной памяти Героев – одна из главных задач нашего времени и если ее не поддерживать, то плачевные последствия не заставят себя ждать, что наглядно подтверждают события на Украине. Поэтому Чурилов принимает деятельное участие и в работе общественной организации «Движение поддержки флота» и участвует во встречах с молодежью в библиотеках и школах. Его жена, Ольга Петровна, работает таксистом и известна липецким пассажирам мастерством водить машину. Одним словом, в семье Чуриловых каждый нашел себе интересное занятие.