Загадки и тайны египетских фараонов

Тина Скон 1
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ

Египет –это греческое название страны Кем, что в переводе означает  «тайна», «загадка». Тайной окутано всё, что связано с этой древней страной. Многие египтологи на протяжении последних  двухсот лет пытались разгадать многочисленные загадки Египта. Мы коснёмся лишь тех  загадок, которые связаны с именем Тутанхамона.
 
Что было известно о Тутанхамоне до открытия его гробницы? Даже в самых подробных историях  Египта ему уделяли не более двух-трёх абзацев, а иногда ограничивались лишь упоминанием его имени. И не удивительно. До начала  ХХ века о Тутанхамоне  мало что было известно, поскольку от его правления (1351-1342 гг. до н.э.) сохранилось лишь несколько амулетов с изображением царя да надпись на одной из древнеегипетских стел.Одна стела, возвещающая о восстановлении при нём культа верховного бога страны  Амона, на которой имя его было заменено именем правившего за ним фараона Хоремхеба: скульптурная группа, где он изображён вместе   с этим богом (причём голова Тутанхамона отбита) да несколько предметов с его именем – вот всё, что дошло от девятилетнего царствования  Тутанхамона, вступившего на престол ещё ребёнком и скончавшегося в возрасте 18-19 лет. Да и насыщенные бурными и во многом для нас неясными событиями годы его царствования отнюдь не благоприятствовали сохранению памяти  о нём, тем более что для этого были приняты соответствующие меры. Когда тысячелетие спустя в конце IV-го века до н.э. жрец Манефон, основательно изучивший прошлое своей родины, писал её историю, он даже не упомянул Тутанхамона  в перечне владык.

Но теперь этот фараон не менее знаменит, чем самые прославленные правители  Египта – строители пирамид, великие завоеватели, реформаторы религии. Слава пришла к Тутанхамону  спустя более, чем 3300 лет после смерти благодаря счастливой случайности – открытию гробницы. К сожалению, до сегодняшних дней не дошли ни летописи, ни хроники, повествующие  о событиях того времени. Из случайных и неполных источников, как из отдельных камней повреждённой мозаики, значительная часть которой безнадёжно утрачена, далеко не всегда удаётся полностью восстановить картину событий. И все же в общих чертах расскажем о Тутанхамоне и его времени – ведь что-то более или менее определённо установлено, можно использовать сведения, полученные в результате открытия его гробницы, и всё то новое, что накопилось за прошедшие более восьмидесяти лет со времени открытия гробницы.

История древнеегипетского государства, образовавшегося на рубеже IV-го и III-го тысячелетий до н.э., богата событиями. Бывали времена  большого культурного и политического подъёма, но бывали и времена упадка. Дважды в XXIII-XXI вв. до н.э. и в XVIII -XVI вв. до н.э. деспотическая власть фараонов распадалась, и централизованное государство приходилось создавать заново. Соответственно этому три большие эпохи египетского государства, разделённые периодами упадка, называют Древним, Средним и Новым царством Египта. Тутанхамон принадлежит  к Новому царству, к XVIII-ой династии египетских фараонов, с которой после изгнания диких племён гиксосов, вторгшихся в Египет  в смутное время, начинается высший подъём египетского государства (в XVI-XIII вв. до н.э.), ставшего мировой империей древнего мира.

На всём протяжении истории Древнего Египта чувствовалась борьба царской власти с отдельными областями страны. Со времени I-ой и до последней династии большое значение имел периодический праздник «сед» -праздник царского престола и объединения  Верхнего и  Нижнего  Египта. Каждый подъём царской династии был свзан с войной. С захватом  у соседей материальных ценностей, в первую очередь скота и золота. Военная добыча становится важнейшим фактором развития экономики Египта. Хорошо известны многочисленные военные походы фараона Тутмоса Ш, увековечившего свои подвиги на стенах  Карнакского храма. Со времени  XVIII-ой династии город  Фивы приобрёл особое значение как столица  Египта, а бог Амон стал главным богом египетского пантеона. Широким потоком в Фивы потекли золото, слоновая кость, ценные породы дерева, бирюза, лазурит. В Фивах были созданы  лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе наиболее известные архитектурные памятники. Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик  Фив, превратив их в самый богатый и великолепный из египетских  городов, слава которого сохранилась в течение многих веков, а спустя столетия «Фивы стовратные» были воспеты даже певцом чужой земли – Гомером:

«Фивы египтян,
Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести
Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают».

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны, поражая всех, кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда  располагался город, всё ещё хранит следы его былой славы.

Фараоны, преемники Тутмоса Ш (Аменхотеп II и Тутмос IV) продолжали военную политику фараонов XVIII-ой династии и значительно подняли международный престиж Египта. Возвеличивание царя  раньше тесно было связано с его обожествлением. Теперь же царь, кроме того, выступал как герой и как силач, свершавший  сверхъестественные подвиги. Именно такими  были легенды о личной храбрости и силе Аменхотепа II. При нём  к  Египту было присоединено много чужих территорий. Но уже во времена Аменхотепа Ш  Египет меняет свою политику – с правителями устанавливаются дипломатические отношения, и для укрепления мирных связей заключаются браки египетских фараонов с иноземными принцессами. Письма многих правителей соседних стран, особенно мелких княжеств, полны подобострастия и самоуничижения, – так  велики власть и могущество  Египта, так велика зависимость вассалов.

Последние десятилетия правления XVIII династии были полны бурных событий. Начало положил вступивший на престол фараон Аменхотеп IV. Грабительские войны, происходившие прежде, непомерно обогатили высшую знать и жречество, особенно жрецов главного святилища  Египта – храма  Амона в Фивах. Именно к тем временам восходит выражение «золото – мясо богов». Владетельная рабовладельческая верхушка и жречество тайно и явно противопоставляли себя царской власти. И при Аменхотепе IV произошёл открытый конфликт: под видом религиозной реформы фараон попытался провести крупные социально-политические реформы.

Это была одна из самых странных личностей в мировой истории. Его считают и великолепным отцом и мужем, его называют великим философом и ценителем искусства, его называют поэтом и душевнобольным, его называют диктатором типа Мао, Гитлера и Сталина, его называют плохим политиком и, конечно, его называют реформатором. Обстоятельства жизни и смерти фараона Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатон, таят в себе много загадочного и, скорее всего, никогда не будут прояснены окончательно. Эхнатон, десятый фараон XVIII династии, правивший в XIV веке до н.э., был первым в мире религиозным реформатором. Практически за полторы тысячи лет до возникновения христианства он провозгласил ЕДИНОБОЖИЕ и, по мнению видных египтологов, его реформы являются «самым необыкновенным событием египетской древности, затронувшим едва ли не все стороны тогдашней египетской действительности: общество, государство, быт, верования, искусство, письменность, язык». Но что подвигнуло его на этот шаг, до сих пор неясно – учёные лишь строят предположения на этот  счёт.

Одни полагают, что Эхнатон был сыном могущественного Аменхотепа Ш и Тии. Женившись на этой красивой и властной женщине, фараон пошёл против египетских обычаев, требовавших, чтобы царицей была царская дочь. А Тия приходилась дочерью царскому вельможе и была одной из обитательниц царского гарема. Некоторые же исследователи, судя по сохранившимся портретам, предполагают, что она даже не чистокровная египтянка: в чертах её лица и лица её сына, в строении их фигур усматривают признаки, свойственные уроженцам более южных областей  Африки.

Возможно наличие чужой крови сделало  Аменхотепа IV непопулярным среди жрецов и знати. Но главное заключалось в том, что права на престол он, скорее всего не имел. Наследование трона фараонов осуществлялось по женской линии. Правителем мог быть лишь сын старшей дочери фараона. У Аменхотепа Ш было, по крайней мере три  дочери, и муж любой из них мог бы занять трон. А будущий реформатор, как известно был женат на Нефертити, происхождение которой  с достаточной степенью достоверности не установлено.

Тем не менее, повелителем Египта при невыясненных обстоятельствах стал именно Аменхотеп IV, и можно с уверенностью говорить о том, что трон достался ему не без борьбы, а в глазах жреческого сословия и египетской знати он наверняка выглядел узурпатором. Возможно именно это стало главным толчком к проведению политики, направленной прежде всего против могущественных жрецов, которые ревностно наблюдали за буквальным исполнением законов престолонаследия в Египте, а поэтому в глазах молодого фараона составляли главную угрозу его положению.

На одной из стел времён Эхнатона выбита надпись, в которой глухо упоминается о каких-то крупных неприятностях, которые выпали на долю последних трёх фараонов, очевидно Аменхотепа II,  Тутмоса  IV  и Аменхотепа Ш. Что имел в виду фараон-реформатор, остаётся неясным. Однако можно предположить следующее. Жрецы в Египте всегда обладали сильной властью. Но при деде Аменхотепа Ш, знаменитом завоевателе Тутмосе Ш, столицей которого были Фивы, особо возвеличен был культ фиванского божества Амона. В его честь фараон покорял всё новые и новые земли, а храмы Амона получали невиданные дары, причём вес подаренного золота иной раз исчислялся тоннами. И недаром многие из потомков Тутмоса были наречены именем Аменхотеп, т.е. «Амон доволен».

Постепенно жрецы Амона усиливали свою политическую власть. Они стали способны противопоставить себя власти фараонов и стремились направлять их действия. Видимо наследники Тутмоса ощутили это в полной мере. Недаром уже до Эхнатона делались попытки противопоставить  Амону другое божество.

Амон был богом Солнца, поэтому его соперниками могли  стать только солярные божества. Среди них наиболее подходящим оказался Атон – особый образ бого солнца Ра в виде солнечного диска. Его культ возник в Египте ещё при отце будущего реформатора, а возможно, ещё и раньше. Известно, что прогулочное судно  царицы Тии, в котором она плавала по специально выкопанному для неё пруду, называлось «Сияние  Атона», а в текстах, найденных в одной из гробниц времён Аменхотепа Ш, упоминается титул »управляющий дворцом Атона».

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога  Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, храмовое имущество конфисковано.

Эхнатон переносит столицу из Фив во вновь выстроенный город Ахетатон, место, «которое ранее не принадлежало никому из богов» и должно было стать грандиозным святилищем единственного бога египтян.  Строительство столицы стало новым словом в развитии египетского искусства, которое именно в эти годы достигло величайшего расцвета – так называемый амарнскиий период (по наименованию современного арабского поселения Эль-Амарна). На церемонию основания города Эхнатон прибыл, подобно солнечному богу, на золотой колеснице. В своей речи перед простёршимися ниц вельможами и чиновниками он заявил, что услышал голос Атона, своего отца – именно  Атон возжелал, чтобы для него построили этот город, которым он будет сам управлять. Фараон действовал достаточно суровыми методами. Поклонение старым богам было запрещено, на культовых предметах и сооружениях энергично уничтожается имя бога Амона. Уничтожается слово  «боги» во множественном числе. Почитателей старых богов ждало суровое наказание. Например, на стенах одной из гробниц можно прочитать такие слова: «Всякий ненавистный (попадёт ) на плаху... он подпадёт мечу, огонь пожирает его плоть... Обращает он (Эхнатон) мощь свою против тех, кто игнорирует учение его, милости свои к тем, кто знает его».

До фараона-реформатора никто не помышлял о низведении всех богов. Стремились лишь к умалению культа Амона. Эхнатон же решил ввести единобожие, что для уровня духовного сознания того периода кажется невероятным. Была ли мысль о ЕДИННОМ БОГЕ  ПОДСКАЗАНА юному принцу? Сам ли он дошёл до неё путём долгих раздумий? Или, уже будучи у власти, понял, что его попытки умалить значение Амона не дают результатов и необходимы более радикальные меры? Может быть это было влияние евреев, которые в течение нескольких столетий жили в Египте и молились одному Богу? Древние камни хранят молчание. Сейчас на эти вопросы никто ответить не может. Зато в общих чертах известно, как действовал фараон.

Сначала Аменхотеп IV дал понять окружающим, что, по примеру отца и деда, отдаёт предпочтение солнечному богу северных провинций  Ра. По традиции ритуальная коронация нового фараона должна была проходить  в Ипет-Исуп(современный Карнак) – комплекс храмов на территории государственной столицы Египта Фив. Но Аменхотеп IV предпочёл древнейший центр почитания Ра город Ону, более известный по греческому названию Гелиополь. Здесь, неподалеку от первой столицы Египта Мемфиса, ещё во времена правления Аменхотепа Ш был построен небольшой храм Атона, считавшийся особым воплощением  Ра. Таким образом, новый фараон, заручился подддержкой довольно сильного гелиопольского жречества, сделав тем самым первый шаг к почитанию Атона. В первые же годы правления  в Ипет-Исут было построено четыре храма Атону, общее количество жрецов в них достигало 6800 человек, что наверняка было воспринято стороннниками Амона  как вызов.

Вскоре Аменхотеп IV  провозгласил единственным истинным богом Атона, а себя его сыном. Он становится Эхнатоном, т.е. «Угодным (Полезным) Атону». В именах царицы и детей фараона также появляется приставка  АТОН.

В своих реформах фараон опирался, прежде всего, на «новых людей», большая часть которых была незнатного происхождения. Вероятно его поддерживала и армия, а также отдельные представители старой знати, неудовлетворённые своим положением при прежнем правлении. Это, однако, не помешало им всем после смерти фараона  быстро отойти от его учения и вернуться к старым религиозным обычаям. Известно, что в конце жизни Эхнатона Фивы посетил недавно назначенный фараоном его молодой соправитель Сменхкара. В одном из  фиванских храмов он изображён приносящим жертвы  Амону.

Авторитет фараона неудержимо падал. Все свои усилия Эхнатон сосредоточил на реформах. Отсутствие должного внимания к проблемам внешней политики, касавшимся в основном азиатских владений  Египта, привело к потери их части. Египтяне же привыкли к захватническим войнам, которые активно вели Тутмос IV и Аменхотеп Ш, и гордились победами. Росло влияние крупного  Хеттского царства, стремившегося покорить египтских вассалов. Фараон не помог им, чем вызвал недовольство всех слоёв общества.

Эхнатон скончался в своей столице приблизительно в 1351 году до н.э.( в возрасте 38 лет). Есть предположение, что он был отравлен. Во всяком случае, на одной из фресок существует изображение покушения на фараона. Однако убийство до сих пор остаётся не доказанным.

Смерть Эхнатона  развязала руки его противникам, и очень быстро страна  возвратилась к прежним порядкам. Вековые традиции не могли исчезнуть за короткий промежуток времени, тем более, что реформы царя не дали ничего существенного народу. Неудивительно, что в декрете одного из наследников  Эхнатона, Тутанхамона, явственно подчёркивалось, что  культ  Атона навлёк на страну бедствия, а открытие храмов старых богов их умилостивило и вернуло  Египту благоденствие.

Годы правления Эхнатона и трёх его преемников, связанных с культом Атона, в официальных летописях стали приписываться к годам правления фараона Харемхеба. А если необходимость требовала упоминания имени реформатора, его именовали  «врагом из Ахетатона».

И всё же, несмотря на то, что судьба реформ не могла сложиться иначе, она продолжает волновать умы, пытающиеся дать своё объяснение причинам произошедшего, порой весьма оригинальное, но не подтверждённое археологическими данными. В последнее время появилось немало статей о том., что большое влияние на приверженность  Эхнатона солнечному диску как единственному богу оказали извержения вулкана Санторин в Средиземном море, которые возобновлялись в течение нескольких лет и закончились катастрофическим взрывом  вулкана. Отголоски этих событий были ощутимы по всему  Средиземноморью и наверняка очень сильно проявились в Египте.

 Некоторые считают, что одно из этих извержений могло заставить ещё Аменхотепа Ш прекратить военные походы, в результате чего и наступил в его царствовании период дружеских отношений с соседними странами, а во внутренней политике наступило время  религиозной терпимости. Другие утверждают, что отголоски первого извержения достигли Египта в первый год правления Эхнатона. Сюда  якобы докатились мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди. Град, грозы с мощными раскатами грома и молниями. Страна вдруг лишилась солнечного тепла и света. Естественно, народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию.  Жрецы  Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы.

В последнее время некоторые авторы считают, что это была та самая библейская «египетская  тьма», упомянутая  в связи с Исходом евреев из Египта. Как известно из Библии, чтобы убедить фараона освободить свой народ, Моисей наслал на Египет так называемые «египетские казни»: на три дня он погрузил страну в непроглядную тьму, поразил людей неизлечимыми кожными болезнями, направил на город несметные полчища лягушек и жаб, воды Нила превратил в потоки крови и др.

Современные учёные объясняют эти чудеса, произошедшие на территории Египта, естественными изменениями, ставшими следствием извержения вулкана. Так американский исследователь Бенет выдвинул теорию о том, что после извержения вулкана над Египтом образовались ядовитые тучи, несущие сернистые и железистые соединения. Плотный слой этих туч занял огромное пространство и закрыл доступ солнечного света на территорию всей страны. Оседающие железистые компоненты превратили воды Нила в жидкость бурого цвета, что вполне соответствует представлению о «реках» крови».

Не исключено, что событие таких масштабов могло резко повлиять на религиозное мировоззрение египетского народа. Однако при изучении источников учёные столкнулись с парадоксальным фактом: какие-либо конкретные упоминания о санторинской катастрофе в египетских письменах  полностью отсутствуют (хотя они существуют у других народов). Скорее всего, египтяне сознательно умалчивали о произошедшей трагедии. Вполне возможно, что это было своего рода табу на воспоминания о «божьем гневе», но есть вероятность, что причиной послужил запрет на освещениие деятельности фараона-реформатора.

Фараон и египетский народ вполне могли вообразить, что Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему и что египтяне поклоняются не тем богам, и надо молиться самому  Солнцу. Вот  Эхнатон и начал свои реформы, а жрецы старых богов не смогли ему воспрепяттствовать. Всплески их активизации объясняют повторными извержениями. А через много лет, когда выросло новое поколение, для которого всё случившееся представлялось сказкой, служители старых богов начали поднимать голову. Амон, по убеждению египтян, помогавший фараонам в завоевании новых земель, был оскорблён. Вот  Египет и начал утрачивать свои земли, поэтому имя фараона-реформатора было предано проклятью, а  Египет вернулся к многобожию.

Не меньше загадок скрыто  и в истории правления наследников Эхнатона. В отдельных случаях высказывается предположение, что после него на троне находилась  Нефертити, принявшая имя  Сменхкара. Другие же, с большим на то основанием, считают соправителя, а потом  и фараона, известного под этим  именем, сыном  Аменхотепа Ш от одной из его второстепенных жён. Наиболее правдоподобной представляется гипотеза, что  Сменхкара – сын Эхнатона от второй жены Кии либо брат  Тутанхамона. А известный исследователь этого периода истории Матье называет его мужем старшей дочери  Эхнатона, Меритатон, что, при принятых у фараонов кровосмесительных браках, не исключает этих вариантов. И трон, по египетским понятиям, он, таким образом, занял на совершенно законных основаниях.

Однако прожил  Сименхкара совсем недолго и царствовал не более трёх лет. Сведения о смерти этого фараона и смерти  Меритатон отсутствуют. Они просто исчезают из поля зрения историков за отсутствием каких-либо данных. Сменхкара наследовал юный Тутанхамон, муж одной из дочерей (третьей) Эхнатона и Нефертити, Анхесенпаатон. Он тоже умер совсем молодым в возрасте 18-19 лет, возможно, не своей смертью. Рентгеновские снимки мумии показывают необычное утончение костей черепа в области уха. Это даёт основания считать, что по голове  фараона   были нанесены удары  каким-либо твёрдым предметом. Многие учёные сошлись во мнении, что фараон был убит. О том, кто его убил и почему, высказывались разные точки зрения. Может это сделали последователи Эхнатона из мести, или в попытке изменить расположение сил в свою пользу. Предполагают, что возврат к старым фиванским культам не спас юного фараона от ненависти жрецов или царедворцев. Тутанхамон воспитывался в Ахетатоне – столице еретического культа. Роль реставратора культа Амона, которую он невольно играл, могла его не устраивать. В этом случае ему просто не позволили стать ещё одним фараоном-еретиком.Однако всё это не подтверждено какими-либо достоверными данными.

Одними из самых привлекательных для публики являются загадки, связанные с мумиями Эхнатона, а также цариц Тии (матери Эхнатона), Нефертити,  его второй жены Кии и Сменхкара. В связи с находками в Египте постоянно циркулируют всякие слухи, порождающие сенсационные заявления. И лишь немногие из них имеют под собой реальную почву. Если к этому добавить нечистоплотность некоторых учёных, которые выдают желаемое за действительное, то загадки, связанные с именем  Эхнатона и его ближайшего окружения, не только не находят решения, но и становятся всё более запутанными. Хочется надееяться, что рано или поздно науке всё же удастся пролить свет  хотя бы на часть из них.

После Сменхкара египетский престол занимает Тутанхамон, получивший трон благодаря своей жене Анхесенпаатон. Предполагается, что Сменхкара и Тутанхамон были сыновьями Эхнатона от его второстепенной жены Тии. Эхнатон не дождался от Нефертити сыновей. Не родила ему сына и дочь Меритатон, ставшая на некоторое время его женой и которую он позднее выдаст  замуж  за Сменхкара. Существуют также версии, что Сменхкара и Тутанхамон были сводными братьями Эхнатона. Тутанхамон и Ансехенпаатон вступили в брак практически в детском возрасте. Мы узнаём об этом благодаря  изысканиям выдающегося археолога Говарда Картера.

Именно ему выпало счастье  в 1922 году открыть таки чудом не разграбленную гробницу, принадлежащую Тутанхамону. В ней были обнаружены поистине несметные сокровища. Одну только мумию украшали  143 золотых предмета, сама же она хранилась в трёх вставленных друг в друга антропоидных саркофагах, последний из которых весом в 110 кг и длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица изысканно прекрасного молодого фараона. Всего Картер обнаружил более 5000 тысяч бесценных предметов. Некоторые из этих замечательных находок, великолепных произведений искусства, можно увидеть сейчас в Выставочном павильоне Бонна. Здесь представлено также 70 предметов из гробниц других фараонов XVIII  династии, захороненных в знаменитой Долине царей.

Роскошная и богатая гробница Тутанхамона в некоторой мере огорчила египтологов, так как в ней не было найдено ни одного папируса, отсутствовали какие-либо документы, проливающие свет на сложный вопрос престолонаследия и отношения Тутанхамона к прямой линии царской семьи. Непонятно,  почему  в
«сокровищнице», где были собраны предметы, связанные с ритуалом, в особом гробике хранились золотая статуэтка Аменхотепа Ш и прядь волос царицы Тии. Неизвестно, в какой мере при юноше Тутанхамоне продолжались связи с могущественными государствами той эпохи, насколько сильно в них было влияние Египта. Тутанхамон умер, не успев проявить себя как правитель, он был предпоследним  в ряду  прославленных  фараонов XVIII династии, и время его правления было трудным и беспокойным.

Тутанхамон при жизни не успел приготовить свою гробницу. Как утверждает Г.Картер, росписи в погребальном покое были выполнены после установления в нём саркофага с мумией царя. На них изображён новый фараон Эйе с полным царским титулом, совершающий магическую церемонию, связанную с погребением.

Но в придворных кругах было неспокойно. Вдова Тутанхамона, царица Анхесенамон, сестра которой вышла замуж за вавилонского царевича, после смерти мужа обратилась с беспрецендентной просьбой к хеттскому царю с просьбой прислать в Египет своего сына, который бы стал её мужем и царём Египта. Но это желание царицы не осуществилось. Хеттский царь  сначала не поверил просьбе, а когда хеттский царевич наконец отправился в Египет, то был убит в пути египетскими наёмниками. Очевидно, на молоденькой вдове женился  престарелый Эйе, в противном случае он не смог бы стать царём Египта. По одним сведениям, Эйе был отцом царицы Нефертити, т.е. приходился  дедушкой вдове Тутанхамона. Существует также версия, что Эйе был мужем кормилицы Нефертити.

Новый фараон Эйе, живший ещё при дворе Эхнатона, продержался на престоле короткое время, по-видимому, он не получил поддержки. Его сменил энергичный, выдающийс полководец Харемхеб, присходившиий из знатного, но не царского рода. Так с середины XIV века до н.э. начался период правления XIX династии, продолжавшей традиции фараонов предыдущей династии по расширению границ египетского государства и сфер его влияния.

Предметы из гробницы Тутанхамона, погребённого около 1342 г.до н.э., знакомят нас с культурой и замечательным искусством Древнего Египта первой половины XIV  века до н.э. Политическое значение Египта временно ослабло, но искусство оставалось на прежней высоте. Ещё со времени Эхнатона в искусстве выработался новый стиль , сочетающий изысканность, утончённость и реализм. А вот  Картера в своё время больше всего поразил трогательный веночек из уже засохших васильков, который, очевидно, положила у изголовья  Тутанхамона  его юная вдова.

Пожалуй, не было ни одной крупной европейской газеты или журнала, которые бы не уделили внимания  удивительному открытию в Долине царей. Но появившиеся вскоре в мировой прессе сообщения о сенсационном открытии века в области  египтологии не всегда были достоверными. Многие «специалисты» публиковали всевозможные легенды и свои выводы по данной теме, вплоть до того, что «Тутанхамон был тем самым фараоном, при котором произошёл исход евреев из Египта». Приводились также описания сказочных сокровищ, обнаруженных Картером в гробнице. Однако вскоре восторженные статьи сменились тревожными сенсационными сообщениями, в которых впервые появилась мистически-загадочная фраза «проклятие фараона»... Она будоражили умы и леденила кровь суеверных обывателей.

А всё началось с двух надписей, обнаруженных  Картером во время раскопок. Первая, найденная в передней комнате гробницы, представляла собой неприметную глиняную табличку с краткой иероглифической записью: «Смерть быстрыми шагами настигает того, кто нарушает покой фараона». Эту табличку  Картер скрыл, чтобы не напугать рабочих. Второй угрожающий текст был обнаружен на амулете, извлечённом из-под бинтов  мумии. Он гласил: «Я тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей могил. Я тот, кто стоит на страже гробницы Тутанхамона».

Далее последовали события почти невероятные. Проведя вместе с Картером несколько дней в Луксоре, лорд Корнарвон, сподвивижник археолога и меценат (концессионер) экспедиции, неожиданно возвратился в Каир. Стремительный отъезд походил на панику: лорда заметно тяготило соседство с гробницей. Похоже, не случайно Картер писал: «Никому не хотелось ломать печати. Едва отворились двери, мы почувствовали себя непрошеными гостями».

Вначале лорд Корнарвон ощутил лёгкое недомогание, затем подскочила температура, жар сопровождался сильным ознобом. За считанные минуты до кончины у Корнарвона начался бред. Он то и дело называл имя  Тутанхамона. В последнее мгновение жизни умирающий лорд, обращаясь к жене, сказал: «Ну вот, наконец всё завершилось. Я услышал зов, он влечёт меня». Это была его последняя фраза.

Заядлый путешественник, спортсмен, физически крепкий человек, 57-летний лорд Корнарвон умер через несколько дней после открытия гробницы. Диагноз врачей звучал совершенно неправдоподобно: укус москита. Сегодня известны и другие версии, например, лорд страдал астмой, подолгу лечился в сухом климате Египта, и на него отрицательно подействовали испарения гробницы.
 
Лорд Корнарвон стал первой жертвой фараона, но далеко не последней. Спустя несколько месяцев один за другим скончались ещё двое участников вскрытия могилы (Артур Мейс и Джордж Джей-Голд). Археолога Мейса Картер попросил вскрыть гробницу. Именно Мейс сдвинул последний камень, заслонявший вход в главную камеру. Вскоре  после смерти  лорда Корнарвона он стал  жаловаться на необычайную усталость. Всё чаще наступали тяжелейщие признаки слабости и апатии, затем потеря сознания, которое так к нему и не вернулось. Скончался Мейс в «Континентале», в том самом отеле, где провёл свои последние дни лорд Корнарвон.

Получив известие о смерти старого приятеля лорда Корнарвона, американский мультимиллионер и страстный любитель археологии Джордж Джей-Голд, немедленно отправился в Луксор. Взяв в проводники самого  Картера, он тщательно исследовал последнее пристанище  Тутанхамона. ВСЕ  обнаруженные находки побывали в его руках. Причём нежданный гость умудрился проделать эту работу всего за один день. К ночи, уже в отеле, его свалил внезапный озноб.  Он потерял сознание и к вечеру следующего дня скончался.

Смерть следовала за смертью. Английский промышленник Джоэл Вулф никогда не испытывал влечения к археологии, Но и его неудержимо повлекло за собой открытие века. Нанеся визит Картеру,  Вулф прямо таки вырвал у него разрешение осмотреть склеп. Пробыл он там долго. Вернулся домой и... скоропостижно скончался, не успев ни с кем поделиться своими впечатлениями о поездке. Симптомы оказались уже знакомыми – жар, приступы озноба, беспамятство – и полная неизвестность.

Рентгенологу Арчибальду Дугласу  Риду доверили разрезать бинты, стягивающие мумию фараона. Он же делал и рентгеноскопию. Проделанная им работа получила самые высокие оценки специиалистов. Едва ступив на родную землю, Дуглас Рид не смог подавить приступ накатившейся рвоты. Мгновенная слабость, головокружение, смерть.

Таким образом в считанные годы умерло  22 человека, некоторые из них
«Страх объял Англию», – писала  одна газета после того, как скончался Дуглас Рид. Началась паника. Неделя шла за неделей, а на страницах прессы появлялись имена новых жертв. Гибель настигала известных в те годы археологов и врачей, историков и лингвистов, таких, как  Фокарт, Ла Флор, Уинлок, Эстори, Каллендер. Каждый умирал в одиночку, но смерть была одинаковой для всех – непостижимой и быстрой.

В 1929 году скончалась вдова лорда Карнарвона, в ту же пору ранним утром  умер  Ричард Бателл – секретарь Говарда Картера, молодой, отличавшийся завидным здоровьем  мужчина. Едва весть о смерти Бателла дошла  из  Каира до Лондона, его  отец, лорд Уэстбюри, выбросился из окна  седьмого этажа  гостиницы.

В Каире умерли брат лорда Карнарвона и ухаживавшая  за ним сиделка. Затаившаяся в доме смерть настигала каждого, кто осмеливался в те дни навестить больного.

Спустя несколько лет из тех людей, которые так или иначе соприкасались с гробницей, в живых остался только Говард Картер. Он умер в 1939 году в возрасте 66 лет. Но и до своей кончины археолог не раз жаловался на приступы слабостии, частые головные боли, галлюцинаци, имея полный набор симптомов действия яда растительного происхождения. Принято считать, что он избежал проклятия фараона потому, что практическии не покидал Долину царей с первого дня раскопок. День за днём получал он свою дозу отравы, пока в конце концов организм не выработал устойчивый иммунитет.

Прошло 35 лет со дня смерти лорда Карнарвона, когда врач госпиталя  в Южной Африке Джоффри  Дин обнаружил, что симптомы странного недуга весьма напоминают известную медикам «пещерную болезнь». Её разносят мискроскопическиие грибки. Он высказал предположение, что те, кто первым срывал печать, вдыхали их и заражали других.

Параллельно с Джоффри Дином исследования проводил медик-биолог Каирского университета Эхзеддин Таха. В течение многих месяцев он наблюдал за археологами и сотрудниками музея в Каире. В организме каждого из них Таха обнаружил грибок, провоцирующий лихорадку и сильнейшее воспаление дыхательных путей. Сами грибки представляли собой целое скопище болезнетворных агентов, обитающих в мумиях, пирамидах и склепах. На одной из пресс-конференций Таха уверил присутствующих, что все эти загробные таинства отныне не страшны, ибо вполне излечимы антибиотиками.

Несомненно, исследования учёного со временем обрели бы более конкретные очертания, если бы не одно обстояттельство. Спустя несколько дней после той достопамятной конференции доктор Таха сам стал жертвой разоблачённого им проклятия. По дороге в Суэц машина, в которой он находился в тот момент, по непонятным причинам резко свернула влево и врезалась в борт мчавшегося навстречу лимузина. Смерть была мгновенной.

Следует отметить, что  египтяне были великими мастерами по части извлечения ядовитых токсинов из организмов животных и растений. Многие из этих  ядов, оказавшись в среде, близкой к условиям их привычного обитания, сохраняют свои смертоносные качества сколь угодно долго – время над ними не властно.

Есть яды, действующие от одного лишь  лёгкого прикосновения к ним. Достаточно пропитать ими ткань или, к примеру, намазать стену, как просохнув бесследно, они не утрачивают своих качеств в течение тысячелетий. В глубокой древности не составляло труда запечатлеть на гробнице знак, несущий смерть.

Вот что писал  в конце прошлого века итальянский археолог Бельцони – человек, в полной мере испытавший на себе ужас фараоновых проклятий: «Нет на земле места, более проклятого, чем Долина царей. Слишком многим из моих коллег оказалось не под силу работать в склепах. Люди то и дело теряют сознание, лёгкие не выдерживаюют нагрузок, вдыхая удушливые испарения».  Египтяне, как правило, наглухо замуровывали свои гробницы. Ядовитые запахи со временем настаивались и густели, но отнюдь не испарялись. Открыв дверь погребальной  камеры, грабители в буквальном смысле слова сходили в могилу. Поистине, нет лучшей западни, чем замурованная  гробница.

Но была и ещё одна страшная  сила, защищавшая мумию и всё, что с ней  находилось в погребальной камере. Упрощая философское учение древних египтян о собственном «Я», можно сказать, что оно сводилось к трём сущностям человека – Хат, или физическая; Ба – духовная; Ка –единение  Хат и Ба.

Ка – это живая проекция человеческого существа, в малейших деталях воплощает каждую индивидуальность. Это энергетическое тело, защищённое многокрасочной аурой. Одно из его предназначений –объединять духовное и физическое начала. Ка –сила могущественная. Покидая мёртвое тело, Ка слепнет, становится неуправляемым и опасным. Отсюда обряды приношения пищи мёртвым, заупокойные молитвы, увещевания в их адрес. Среди египтян были чародеи, умевшие выпустить на волю чудовищную энергию Ка и вполне целенаправленно использовать её в качестве «наёмного убийцы». А если ещё и снабдить его набором ядовитых запахов, то у потревожившего покой фараона нет никаких шансов на спасение. Ка, полное ненавистии, муки и отчаяния, концентрировалось в подземном склепе и спастись от его неудержимой ярости простому смертному было невозможно.

Но до разгадки этой магической версии, современной науке пока ещё далековато. Зато в прессе то и дело появляются  прямо таки «сенсационные « сообщения», в которых утверждалось, что открытие Картером  гробницы Тутанхамона не более чем фальсификация. И будто бы все предметы, найденные в захоронении, были изготовлены египетскими умельцами по заданию правительства. А Картер лишь совершил «открытие», загрузив камеры  Тутанхамона  подделками. Лишь малая толика «сокровищ Тутанхамона» хранится в Каире, а большая их часть за баснословные деньги была продана в известнейшие музеи мира, принеся  Египту миллионы. А если к этому добавить толпы туристов, привлечённых на берега Нила желанием узреть гробницу  Тутанхамона, то  «афёра» Картера вполне могла бы стать образцом супервыгодного помещения капитала. Вот и ответ  на вопрос, почему погибали участники эксспедиции, а Картер прожил дольше других – фальсификатора могли разоблачить, и он убирал их со свету. Вот как можно оболгать честнейшего человека и учёного!

Параллельно с этим совершенно невероятным утверждением ( трудно предположить, чтобы изготовление такого количества предметов – свыше 5000 экземпляров –осталось незамеченным специалистами), выдвигаются и иные версии. Теперь уже со стороны учёных-атомщиков. Так, профессор Луис Булгарини высказал предположение, что древние египтяне возможно, использовали для защиты священных захоронений радиоактивные материалы. Он заявил: «Вполне возможно, что египтяне использовали атомную радиацию для защиты своих святых мест. Они могли покрывать ураном полы в гробницах или отделыватть могилы радиоактивным камнем».

Все подобные доказательства, как мнимые, так и реальные, лишь добавляют загадочности к «величайшему открытию ХХ века», что позволяет сделать лишь один неопровержимый вывод: гробница  Тутанхамона оставила нам и нашим потомкам не меньше загадок (в том числе и трагических), нежели правители, царствовашие во времена величайшей мировой цивилизации.