Интересный экзамен
Когда я поступал в институт, при разговорах со старшекурсниками, нас пугали предстоящим самым сложным предметом, который предстоит сдавать – это СОПРОМАТ (Сопротивление материалов). Было в ходу даже выражение – «Сдал сопромат – жениться можешь». Но когда подошло время изучать и затем сдавать экзамен по этому предмету, он оказался для меня относительно простым. А, по настоящему, сложным предметом для нашего электротехнического факультета был предмет «Теория электромагнитного поля» - ТЭМП. Преподаватель этого предмета добился разрешения у руководства института выдавать направления на экзамен в неограниченном количестве. И, действительно, экзамен по этому предмету сдавали, как правило, с третьего и более заходов.
Зная о сложности этого предмета, и желая, также разобраться в нем, я на подготовку к этому экзамену затратил времени много больше, чем на любой другой предмет за все время учебы в институте. Занимался в читальном зале Публичной Библиотеки, поскольку нужно было перелопачивать горы различных учебников, чтобы понять суть многих тем. В результате экзамен был успешно сдан с первого захода. Но проходил он необыкновенно, тем и сохранился в памяти.
Запомнился образ преподавателя, который полностью соответствовал элитарности, преподаваемого им предмета. Очевидно, он был выходцем из прежних аристократических кругов, и воплощал своим видом русского интеллигента 19-го века. На его стройной, несмотря на возраст, фигуре был строгий костюм с бабочкой вместо галстука. Фамилия его, помнится, была Киселев. Разговор с собеседником проходил в самых доброжелательных тонах. Подошла моя очередь. По каждому вопросу в билете преподаватель задавал дополнительные вопросы, чтобы отличить зубрежку от понимания. Если я не мог ответить, он говорил – идите, думайте. Я. возвращался к своему столу, брал учебники, конспект и начинал разбираться, поскольку использование того и другого на экзамене не возбранялось. Через некоторое время он подходил и слушал мои разъяснения, Затем задавался следующий вопрос, я также не мог сразу ответить. И снова сидел и разбирался. Экзамен длился часов пять. Я все время думал, ну почему он меня не выгоняет? Однако к концу пятого часа он, наконец, поставил мне четверку и отпустил душу на покаяние. Самое интересное, когда я на следующий день я зашел в учебную часть, мне сообщили, что преподаватель меня хвалил, за то, что я находил ответы на все его вопросы.
Во время прохождения экзамена, кроме решения собственных проблем, было интересно наблюдать беседы этого преподавателя с другими студентами. Например, он втолковывал путающемуся экзаменуемому мысль, которая для меня показалась определяющей на всю жизнь. Он говорил студенту – «Я Вас не понимаю потому, что Вы сами не понимаете, о чем Вы говорите. Гарантирую Вам, что как только Вы поймете, я Вас пойму тотчас».
Провалившему экзамен он ставил задачу – «изучите к следующему экзамену только этот вопрос из билета». И были случаи, когда этот единственный вопрос был сдан только на второй или третий раз. Студенты, которым предстояло сдавать этот экзамен, понимали трудность этой задачи, и поэтому очень часто в аудиторию входил растерянный студент и задавал один вопрос – «каким учебником Вы рекомендуете пользоваться». Они надеялись, что сейчас он назовет какой то необыкновенный учебник, они его разыщут, прочтут, все поймут, и успешно сдадут экзамен. Но преподаватель спрашивал, а какой у вас есть. И какой бы ему не назвали – Круг, Нейман и Калантаров, Бессонов, он отвечал – чудесный учебник. Изучайте его. То есть он давал понять, что чудес не бывает, сдать экзамен можно только через тяжкий труд.
Когда я слышу длинные дискуссии об образовательной системе, где одни доказывают , что она ужасна, другие отстаивают ее правильность, я вспоминаю этот диалог, смысл которого в том, что легкого пути в настоящее знание не существует, школы и другие учебные заведения помогают учиться, дают методику обучения и его последовательность. Учиться должен сам учащийся.
Вспоминается одна восточная притча. Могучий владыка приказал своим ученым мужам изложить все имеющиеся знания на бумаге и предоставить ему эти труды для познания мира. Прошло время, мудрецы выполнили задание, и к входу во дворец подошел караван верблюдов, загруженный фолиантами, в которых были собраны все знания того времени. Владыка взглянул и испугался, Что вы наделали - закричал он в гневе, да мне жизни не хватит только просмотреть все это. Сведите все в небольшую книжку, чтобы я ее просмотрел и все познал. Главный мудрец ему ответил – « Увы, великий государь, к знаниям царского пути нет»