Учительница

Эльвира Гусева
Давно  это было, очень давно, в послевоенные сороковые. Дети, рано познавшие тяжесть деревенского труда, голод и  нужду,  тревогу  и горе  от потери близких, рано  взрослели, оставаясь детьми. 

Зоя  Степановна  ещё до войны   учительствовала в начальной деревенской школе. Работу свою знала, детей понимала и любила, и они тянулись к ней. Учитель в те времена был  уважаемым и почитаемым  человеком  в  деревне.

Рано утром  с книжками и тетрадками, обязательно с хорошим настроением, направлялась Зоя  Степановна в школу. Зачастую, с визгом  и смехом,  дети  встречали её, помогали  нести  книжки  и тетрадки. Даже очередь установили, чтобы никому не обидно было – всем хотелось  уважить  учительницу.  По дороге  наперебой делились вчерашними новостями, шутили, смеялись. Так,  все вместе, они  приходили в школу.

Строго по звонку начинался первый урок. На занятиях  Зоя Степановна была строгой, требовала дисциплины и внимания  от своих учеников. Они уже привыкли, поэтому  слушались  и  старались все, без исключения.

Умело и терпеливо  вела их Зоя Степановна по ступенькам школьной жизни. Не всё удавалось, порой, очень трудно было её ученикам, но она приучала их  быть настойчивыми в достижении цели.
- Дети, впереди у вас целая жизнь, - говорила она. – Вам предстоит  жить в светлом будущем: кто-то из вас станет врачом, инженером, учёным, военным, но для этого надо  учиться. Много  знаний потребуется вам.

Широко раскрыв глаза,  дети слушали  свою учительницу, верили каждому её слову, пытались  представить  эту новую жизнь, о которой так проникновенно говорила она…Некоторые из них уже видели себя взрослыми…

Зоя Степановна не только учила детей  грамоте, математике, чтению, но и воспитывала их, прививая  навыки культурного поведения  и речи,    это было особенно  трудно.  Она понимала, что уровень культуры в деревенских  семьях был  крайне низок.  Родители, измученные  непосильным  трудом в годы войны и  после  неё, прежде всего, заботились  о том, как  накормить своих детей.

Учительница  видела,  дети  тянулись к знаниям,  ко всему прекрасному,  чего в их жизни   было так мало.  Некоторые ученики  вели себя по-прежнему: разговаривали, используя ненормативную лексику, бранные слова, порой, не осознавая этого. Частенько казусы случались  прямо на уроках.

Во время ответа у доски своего одноклассника, Мища Новиков удивился, как его дружок Санька  Портнов быстро и правильно решил  задачу, не удержался и с места  поддержал  его.

- О, Санёк, ну ты, сволочь, даёшь! – выкрикнул он.  Зоя Степановна была в самом конце класса, помогала  отстающему  ученику.  Услышав замечание Новикова, возмутилась.
- Миша,  разве можно такие слова  говорить?! – всплеснула руками она.
- А  чё, Зоя Степановна, он всё правильно решил, - пытался оправдаться  Миша.

- Я согласна  с  тобой: решено  правильно! Значит, он - молодец! – спокойно ответила учительница. Она понимала, что  сказанные  оскорбительные слова, вовсе  не были  свидетельством злого отношения  мальчишек  друг к другу, просто так говорили  в семье, и дети   слышали. 
В этом Зоя Степановна убедилась сама. Однажды она пригласила в школу мать  второклассника  Валеры, который вызывал у  неё особое беспокойство   в плане учебы и поведения.

Нина  Протасова  работала на ферме дояркой, на приглашение  Зои Степановны  откликнулась сразу, и после утренней  дойки пришла в школу.
- Чего тут мой стервец  натворил? – спросила она,  встретив  учительницу. – Спрашиваю вчера, а  он, поганец, молчит!

- Доброе утро,  Нина Ивановна, давайте пройдём  в учительскую, там и поговорим, -предложила Зоя Степановна. – А для начала успокойтесь, пожалуйста! У Вас очень хороший мальчик. Сейчас он к нам подойдёт, только прошу Вас,  не ругайтесь при  нём, здесь же школа!

Вскоре  дверь приоткрылась и показалась робкая фигура ученика второго класса Валеры Протасова.
- Заходи, Валера, не бойся, - успокаивающим  голосом пригласила его Зоя Степановна.
Ученик, потупив взор, подошёл к столу и встал.
- Ты подними зенки, подними, да смотри учительше  прямо в харю! – сорвалась с места  мамаша. Она хотела дать подзатыльник  сыну, но учительница встала  между ними.  От  обиды  и стыда за собственную  мать  Валера  заплакал,  заплакала  и она.

Испугавшись  не на шутку,  Зоя Степановна  обняла  мальчика, погладила по голове, а когда он успокоился, велела  идти в  класс. А  с  мамой  разговаривала долго. Учительница  понимала, что  воспитание детей   надо начинать с  родителей…

С тех пор прошло много лет, давно уже нет на свете Зои Степановны, как нет и многих её учеников…Валерий  Протасов  окончил среднюю школу, политехнический институт. Долгие  годы  работал в должности инженера, вырастил  двоих сыновей,  а позднее  и  внуков. Он, как и многие  его сверстники,  с большим теплом вспоминает свою первую учительницу  Зою Степановну  Головину, которая  учила ребят  не только чтению, письму и математике.