Хватит работать, пора зарабатывать

Вадим Тимошин
«Хватит работать, пора зарабатывать». С этой фразы начинается едва ли не каждый бестселлер с названием вроде «Как стать миллионером, не поднимаясь со своего любимого дивана», «Секрет успеха» и тому подобными. Я, конечно, тактично промолчу о том, что «секрет», которые знают миллионы (судя по тиражу) – это уже не секрет. И уж тем более не буду упоминать о том, что такие, с позволения сказать, опусы можно заканчивать читать после аннотации, где обязательно будет фраза «Эта книга уже помогла миллионам». Даже не задумывайтесь о том, что миллионы сами даже не знают, что стали миллионерами, а не остались неудачниками, как оно и есть на самом деле.
Но, к счастью, у меня напрочь отсутствует желание критиковать подобный «жанр», бешено популярный у тех, кто сам не хочет пальцем о палец ударить. Мне интересно другое слово – «зарабатывать». Может, конечно, я такой один, но почему-то у меня слово «зарабатывать» ассоциируется с фразой «давать меньше, а получать больше». В глубине души к этому стремится каждый человек, и стремление это существует с незапамятных времен. Я не хочу касаться здесь жажды власти, хотя ее тонкая кровавая линия проходит совсем рядом с желанием человека выжать мир, будто тот ему обязан жизнью. Я всего лишь прошу всех, кто рвется в топ-менеджеры, в директора, в банкиры задуматься – а что будут давать они человечеству? Шахтер, например, знает, что добытый им уголь – это теплая печка, у которой греются веселые детишки, это котельная, не дающая зиме раздавить город своей безжалостной рукой. Токарь знает, что, его деталь станет частью сложного механизма, который будет работать на благо страны. Неважно, какой страны, но уж точно на благо. Инженер знает, что он чертит агрегат, который принесет пользу. Я сам частенько бываю в домах, магазинах, куда проектировал всяческую электроаппаратуру. Когда смотришь на результат своей работы воочию – это воистину завораживает. Токаря завораживает деталь, программиста – отлаженный код, металлурга – чушки.
А вот тех, кто «зарабатывает», ничто не завораживает. Ну, может, только пачка денег потолще. Да только что с этих денег. Конечно, сегодняшний мир вращается не вокруг солнца, а вокруг прибыли. Но все-таки простейшую механику никто не отменял. Если представить экономику страны редуктором, то люди производительного труда сравнимы со стальными шестернями, а всяческие «зарабатывальщики» - с ремнями, накинутыми на валы этих шестерней. Чем больше ремней на валу шестерни, чем вероятнее, что они соскочат, порвутся, да что угодно. Сталь много надежнее, и именно она должна быть сердцем редуктора, если мы не хотим подарить оный сборщикам металлолома. Сколько я видел заводов-редукторов, ставших историей лишь потому, что заменили шестерни ремнями!
Потому я намерен перефразировать цитату из макулатуры про то, как делать деньги из воздуха, и сказать всему человечеству: «Хватит зарабатывать, пора уже и поработать».