Гринландия это Севастополь!

Ольга Валериевна Андреева
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Лисс и Зурбаган, Каперна и синий каскад Теллури, а также множество других уголков Гринландии, рожденных фантазией писателя Александра Грина — все это, оказывается, районы Севастополя, его центра и окрестностей — в этом убежден исследователь творчества Александра Грина, художник Владимир Адеев. Несколько лет назад он, как сотрудник Национального музея  героической обороны и освобождения Севастополя, но главное, как настоящий подвижник, «гриновед» воссоздал в здании бывшей севастопольской тюрьмы музейную комнату Александра Грина. Именно здесь, в здании на площади Восставших, в начале XX века, отбывал срок своего заключения арестованный за революционную деятельность А. Гриневский — будущий писатель Александр Грин.

Я побывала в музейной комнате Александра Грина, побеседовала с Владимиром Адеевым, посетила некоторые места севастопольской Гринландии.


Освобождённый революцией

Площади Восставших в Севастополе в 1905 году еще не было, она появилась позднее, в 50-х годах ХХ века после дорожных работ по переустройству улиц. Свое название площадь Восставших носит в память знаменательных событий революционной осени 1905 года.

Заглянем в историю. 18 октября 1905 года в Севастополь пришел Манифест об усовершенствовании государственного порядка — законодательный акт Российской Империи, подписанный самим императором Николаем II в связи с непрекращающейся  в  державе смутою. Согласно этому манифесту, в результате множества политических реформ, должны были получить свободу все политические заключенные страны, в том числе, конечно же, и политические узники Севастополя. Невероятно, но факт  —  и об этом мне рассказал Владимир Адеев, в свое время много работавший с архивными документами и воспоминаниями очевидцев — когда все политзаключенные получили свободу, в тюрьме оставили лишь одного из них  — Александра Гриневского.

Рассказывает Владимир Адеев: «В школьные годы Грин писал сатирические стихи на учителей, из-за этого у него возникало множество неприятностей, вплоть до исключения из школы. Позже, накануне революции 1905 года, его витиевато-красивые листовки особо успешно воспринимались революционерами, все  признавали, что у Гриневского неплохо получалось писать, хотя его листовки и служили иным задачам, нежели обычные революционные воззвания. Тем не менее, соратники признавали, что Гриневский обладает особым, необходимым для политагитатора даром убеждения, который ярко раскрывался во время его выступлений перед солдатами и матросами.

В севастопольской тюрьме Александр Гриневский находился с 1903 года. Ему грозил срок пожизненного заключения. Эсер Гриневский (который был нетипичным эсером, потому что не мог убить и муху) не признавал свою вину. Он упорно молчал. Полгода следователи не могли узнать даже его фамилию. Следствие длилось безрезультатно два года. Между тем, события в стране и, конечно же, в Крыму и Севастополе, были революционными. К 1905 году ситуация обострилась, назрела. Вечером 18 октября севастопольцы — матросы, солдаты, рабочие — вышли с протестом на улицы города. 8 человек демонстрантов были расстреляны, 15 человек тяжело ранены. Была послана депеша императору о кровавых событиях, и лишь спустя неделю, Гриневского освободили. Тогда еще никто не предполагал, что эти события начались именно из-за политзаключенного, который станет в будущем одним из самых известных писателей XX века».

А потом был митинг, на котором выступил лейтенант П.П. Шмидт, было восстание на крейсере «Очаков» и многое другое. Но все это было потом. А тогда — политический заключенный Александр Гриневский, наконец, обрел желанную свободу. Ту свободу, великую свободу человеческого духа, о которой он впоследствии блистательно напишет в романе с символичным названием «Блистающий мир»… Летающий человек — Друд — разбивающий стеклянный купол тюрьмы и взмывающий над спящим Лиссом — да это же он сам, Грин, бывший узник севастопольской тюрьмы, так долго и страстно мечтавший о свободе! Этот порыв, эту жажду свободы он перенесет во все свои произведения. Поэтому история жизни и творчества Александра Грина вдохновляет и будет вдохновлять еще многие поколения людей.

Жизнь и творчество художника, вдохновленного Грином

Одним из таких людей, вдохновленных Грином, стал севастопольский художник Владимир Адеев. Его родители переехали в Крым из далекой Сибири, сразу после войны, в 1945 году. Отец Владимира Васильевича был военнослужащим, и еще ранее участвовал в подготовке знаменитой Ялтинской конференции. Сначала семья жила в Ливадии, затем перебралась в Севастополь. Много лет отец Владимира Адеева служил в городской тюрьме. Семья получила жилье в здании бывшего госпиталя, находящимся на территории тюрьмы. Так что детство Владимира Адеева прошло в так называемом районе «БТК» — «больница, тюрьма, кладбище». В этом районе очень не любили селиться люди, особенно всех пугала тюрьма. Сама городская тюрьма находилась здесь до начала 60-х годов. А уже в 1954-1955 годах, как вспоминает Владимир Адеев, здесь произошло большое сокращение личного состава, из заключенных здесь оставались только те, у кого срок наказания подходил к концу, новых заключенных сюда не отправляли.

То, что здесь когда-то, в этой тюрьме, находился политзаключенный Александр Степанович Гриневский — Владимир Адеев узнал, когда учился в школе и зачитывался произведениями писателя. Один из учителей однажды сказал мальчику: «Ты разве не знаешь, что в этой городской тюрьме до 1905 года был в заключении Александр Грин?». Для  юного мечтателя это было откровением. Он пришел к зданию, увидел новенькую мраморную доску с подтверждающей надписью. К тому времени Владимир уже оканчивал Севастопольскую художественную школу. И в те годы, и впредь, своими рисунками он часто возвращался к тематике гриновских произведений. Но в то время Владимир еще не думал о том, что тема Грина станет определяющей в его творчестве. В 1979 году Адеев познакомился с сотрудниками Музея Грина в Феодосии. Это вдохновило его на новый цикл живописных работ.

Также художник Владимир Адеев много лет занимался изготовлением макетов кораблей. Заказы у него раньше были от судостроительных организаций, его работы экспонировались на ВДНХ. В основном, он делал макеты гражданских судов. Порою заказчиками Адеева становились иностранные фирмы Голландии. Все это было во времена СССР. В последние годы в Севастополе прошло немало выставок Адеева, главной темой которых являются произведения Грина. Но главное —  Владимир Васильевич  Адеев является создателем,  оформителем, и хранителем музейной комнаты Александра Грина.

Произведения Грина делятся на циклы — на начальные произведения и на период «Гринландия». Именно второй период  гриноведы считают наиболее интересным.
Владимир Адеев рассказывает, что во время своих поездок в Феодосию, в Музей Грина, он нередко привозил туда свои картины и дарил их. Затем у него появился замысел – нарисовать свою карту Гринландии, так называемой «Гринландии — севастопольского. региона».


В музейной комнате

После своего революционного освобождения в Севастополе в 1905 году и возвращения в Петербург, Гриневский продолжал оставаться под пристальным надзором царской охранки. Его выслали в Тобольск, откуда  он потом бежал. Годы заключения были очень тягостны для Грина. Он был очень свободолюбивым, вольным человеком. И любое ограничения в пространстве и времени сказывалось на нем очень тяжело. Поэтому во время заключения он ничего не написал. Все последующие годы жизни Грин мечтал вернуться в Севастополь. Но на его решение повлиял Максимилиан Волошин, порекомендовавший писателю для жительства Феодосию, из-за тишины, спокойствия жизни и, что очень важно, дешевизны. Именно в Феодосии был открыт Музей Грина. А в Севастополе ничего подобного до 2010 года не было. И когда несколько лет назад стало известно, что в помещении бывшей городской тюрьмы есть возможность — получить в пользование одно помещение, то у творческих людей города возникла мысль создать здесь музейную комнату Александра Грина.

До ремонта в помещении была первозданная обстановка тюремной камеры. Сохранилась даже железная койка, старая дверь. Но евроремонт все это уничтожил. Стены теперь обшиты гипсокартоном, окно и дверь — металлопластиковые. В конце концов художник с этим примирился. Ведь когда-то заключенные этой тюрьмы, в их числе и сам Грин, мечтали о будущем, о прекрасном мире. И современная отделка старой камеры схожа с их мечтами. А на гипсокартоне, скрывшем все дефекты старых стен, Владимиру Адееву удалось безукоризненно нарисовать карту заветной страны гриновской мечты, Гринландии.

В экспозиции музея есть старинные фотографии из архивов, схожие с настоящими ручные кандалы (их сделал Адеев), связка старинных ключей, в которых есть как настоящие, так и сделанные «под старину». В углу музейной комнаты – старинный керосиновый фонарь. Есть в помещении также макет территории городской тюрьмы, а на одной из стен ограждения тюрьмы, где Грин пытался совершить побег, укреплена крохотная веревка. Да, действительно, заключенный Гриневский однажды совершил побег! Он даже успел добраться до стены тюрьмы, на которой была закреплена веревка, и добрался до половины высоты. Но, пробираясь до стены, Грин замешкался из-за того, что запутался в белье, развешенном в этом месте двора для просушки. Небольшая задержка повлекла то, что его заметил часовой и, под угрозой расстрела на месте, Грин спустился со стены обратно. После случившегося заключенного Гриневского лишили курева, а также карандаша и бумаги и отправили в одиночную камеру строгого режима на несколько суток. Но в целом к политзаключенным тюремщики относились довольно лояльно. К примеру, по личной просьбе Грина, к нему в камеру селили только тех арестантов, которые были ему сносны в общении.

Конечно, нынешняя музейная комната — это не точно та камера, в которой находился Грин. История не сохранила ее конкретного месторасположения. Но, вполне возможно, это именно ТА камера…

Сегодня стена над дверью украшена корабельными снастями, в которых, так и кажется, посвистывает ветер странствий. И, думается, что именно этот ветер, а не банальный сквозняк, колышет и легкий бумажный кораблик под потолком. Сделанный руками учащихся Севастопольской художественной школы, он был подарен музейной комнате.

Но главная часть экспозиции музейной комнаты — конечно же, карта Гринландии. Для человека, знакомого с картой окрестностей Севастополя, расположение городов и поселений Гринландии покажется схожим с картой пригородов Севастополя. И это сходство не случайно!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИРА АДЕЕВА

Оттенки Севастополя есть во всех городах, которые описывает в своих произведениях Грин. И с этим соглашаются все исследователи его творчества. Но на этом пока их творческий поиск останавливается. А художник Владимир Адеев пошел дальше. Отличный знаток всех уголков Севастополя, обладающий великолепной зрительной памятью, он, по описаниям, сделанным Грином в своих произведениях и сопоставлению топонимов — как реальных, так и гриновских — узнал в городах Гринландии районы Севастополя и его пригороды.

Откуда же Грин так хорошо знал город? Владимир Адеев высказывает предположение: «В 1905 году Севастополь готовился торжественно отметить 50-летие обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1854-1855 годов. С 1903 года Грин находился в тюрьме, но имел возможность регулярно читать городские газеты и знал обо всех событиях — в том числе и о детальной подготовке к грядущему празднику. Это очень способствовало расширению его познаний о городе и его районах, которые, впрочем, он неоднократно посещал, когда занимался агитаторской, революционной работой».
 
А сейчас — в путь, читатель! В увлекательнейшее путешествие по городам Гринландии!

Гель-Гью — район Красной и Зелёной горки, железнодорожного вокзала Севастополя. Грин отсюда дважды выезжал за прокламациями и оружием, так что этот район он знал достаточно хорошо. Там когда-то  находилось большое озеро, которой впоследствии было засыпано по приказу адмирала Михаила Лазарева.

Синий каскад Теллури — предположительно, это Байдарская долина, водопад Козырёк. Есть еще каскад водопадов в Новобобровке, но все же больше похоже на водопад Козырёк.

Община Голубые братья, кладбище кораблей —Свято-Климентовский монастырь в Инкермане. А кладбище кораблей — оно всегда было, и до сих пор находится в самом конце севастопольской бухты. У Грина же кладбище кораблей находится в глубине зурбагановской бухты. В своих описаниях этих мест Грин ничего не изменил.

Сан-Риоль — «святая река» — гриновский город, который находится в устье реки. По описанию — это Инкерман, поскольку он действительно расположен около устья реки, которая протекает у святых мест — Свято-Климентовского монастыря. По словам Владимира Адеева, продолжается полемика по этому вопросу с сотрудниками Музея Грина в Феодосии.

Река Лилиана — Черная речка. Происходит гриновское название «Лилиана» от слова «лиана». Потому что в этих окрестностях очень много зарослей дикого винограда, похожего на лианы.

Каперна, где жила Ассоль — на самом деле — это район Корабельной стороны, примерно там, где Килен-бухта (балка). Недаром Ассоль в книге называют "Корабельная Ассоль". Почему именно такое название – Каперна? Видимо, от слова «капер» — морской разбойник. А на месте Килен-балки располагалась когда-то «Авлита» — порт, существовавший еще со времен княжества Феодоро. Это был  разбойничий порт, куда доставлялись рабы. Потому и Каперна — это место, враждебное по отношению к Ассоль и ее отцу.

Лес, через который Ассоль ходила пешком —  Ушакова балка. Там когда-то протекал ручей. Ну а Лисс — город, куда она ходила — это уже узнаваемый  район Севастополя, Корабельная сторона, рядом с железнодорожным вокзалом. Здесь была густая растительность, настоящий лес. Отсюда и произошло название — Лисс.

Лисский маяк — Херсонесский маяк, который фантазия писателя переместила в Лисс. В «Блистающем мире»  Лисский маяк находится в удалении от города, это точное описание Херсонесского маяка, который отстоит от города на 9 километров.

Дворец Ганувера из «Золотой цепи» — бывший дореволюционный Институт физических методов лечения, ныне – Дворец детства и юности. В 1923 году состоялся третий приезд Грина в Севастополь,  вместе с женой, Ниной Николаевной Грин.  Они поселились в гостинице Метрополь, напротив Института. Красивейшее здание Севастополя, с множеством комнат и запутанных переходов стало прототипом дворца Ганувера в романе «Золотая цепь», написанном в 1925 году. В романе описана и Графская пристань, и Приморский бульвар — на подходе к дворцу Ганувера. В романе есть и описание фонтана в виде чаши, именно такой фонтан находился когда-то перед зданием Института. Железным аргументом правильности своей теории Владимир Адеев называет конкретные даты написания гриновских произведений. Те из них, которые были написаны ДО переезда Грина в Феодосию — были словно «срисованы» с севастопольских мест.

Таможня из гриновского произведения «Огонь и вода» — мыс на Северной стороне, над причалом для катеров. На этом мысу действительно находилась таможня, сохранились остатки фундамента одного из зданий, но есть и уцелевшее одноэтажное строение, в нем сейчас находятся продуктовый магазин и кафе.

Железный Клин —  поселок Любимовка. По описанию Грина, его герой не может попасть в город, потому что замешан в революционной деятельности и поэтому снимает квартиру вдали от города, у старичка, на берегу моря. Именно в Любимовке есть домишки на самом берегу моря. Есть в Любимовке и речка Бельбек. В переводе с татарского  Бельбек  — «Железный хозяин». У Грина же родилось название Железный Клин.
 
Кладбище Северный ручей из рассказа «Пьер и Суринэ» — узнаваемое место на Северной стороне, там действительно находилось когда-то Михайловское кладбище, ныне исчезнувшее, попавшее под застройку многоэтажками. А ручей — он до сих пор протекает по Северной стороне в том же самом месте, на границе бывшего кладбища. За истекшие годы ручей был по-новому оформлен в некоторых местах бетонными плитами, только и всего.

Пролив Кассет —  вход в Севастопольскую бухту. В этом месте есть коса, а также отмель, из-за чего возникают сложности при прохождении большегрузных судов. Грину об этом не раз рассказывали лодочники. При огибании косы терялось около 20 минут времени. Но в гриновских произведениях пролив Кассет стал проливом, где требовалось почти 2 дня, чтобы обогнуть косу. Так решила фантазия писателя.

Гриновский Зурбаган — центральная часть Севастополя. Много лет Владимир Адеев искал расшифровку названия Зурбаган. «Зур» — в переводе с татарского — «большой, величественный, крупный».  Расшифровку второй части названия — «Баган» —Владимир Адеев нашел в Зауралье. Именно в Зауралье Гриневский приехал, когда сбежал из дома искать золото. В тюркских языках есть слово «баган» — столб. Есть Баганский район Новосибирской области, с городами и поселками, названия которых включают в себя слово «баган». «Кара-Баган», «Баган» и т.д., всего Адеев насчитал тринадцать таких городов, не считая поселков. В 1905 году, после освобождения из севастопольской тюрьмы, Александр Грин увидел открытие в Севастополе Памятника затопленным кораблям. Этот памятник — гордо возвышающаяся колонна — в воображении писателя породил название  Зурбаган!

Сегодня художник Владимир Адеев готовит к печати комплект открыток, на которых изображены гриновские города и селения. Лисс, Зурбаган, Тух, Покет, пролив Кассет и река Лилиана, с медленно разворачивающимся на ней великолепным парусником «Секретом», с алыми парусами, который совсем скоро придёт в Каперну, к ожидающей его Ассоль…

И снова и снова вспоминаются строки Александра Грина: «Мечта разыскивает путь, но закрыты все пути. Мечта разыскивает путь — и намечены пути. Мечта разыскивает путь — и открыты все пути!» Актуальность этих слов не иссякла. Произведения Александра Грина читают, помнят, любят. В 2014 году о Севастополе снова вспомнил весь мир. Сбылась яркая мечта севастопольцев и крымчан о возвращении в родную гавань, в Россию. И кто знает, какая мера, какая доля в реализации этой мечты принадлежит революционеру с пламенной душой, писателю-романтику Александру Грину.


Ольга Андреева

На фото: картина художника Владимира Адеева