В год 200-летия М. Ю. Лермонтова

Александр Ивлин
(Из заметок к 192-й годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова. 2006 г.)

Замечательный поэт Игорь Тальков очень точно сказал о настоящих поэтах: "Поэты не рождаются случайно/… / … в хаосе проблем их души вечно светят/Мирам, что заблудились в темноте…».
Каково значение гражданско-патриотических традиций в наследии М.Ю.Лермонтова для воспитания нас и наших современников? Это значение не в последнюю очередь заключается в том, что всё его творчество - неустанное взывание к умам и сердцам читателей отказаться от упрощённого понимания любви к родине, от голой декларации готовности защищать её от врага, восхваления всегда и во всём её превосходства, верноподданнического служения лицам, а не идеалам совести и справедливости.
Хорошо сказал об этом лермонтовед И.Л.Андронников: « …всё что им создано за 13 лет творчества – это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни». И.Андроников считал, что «Лермонтов жил … для того, чтобы сказать современному человеку правду…о плачевном состоянии его духа и совести… И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя родины и свободы погибнуть на эшафоте. Ибо не только враги, но даже и те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в «клевете на современное общество», не видя … в охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь веру Лермонтова в достоинство жизни и человека».
Говоря словами В.Г.Белинского, поэзия Лермонтова «это вопль страдания, но вопль который облегчает страдание».
М.Ю.Лермонтов – это «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича», «Дума», «Родина», «Бородино», «Кинжал» … В этом перечне, что ни произведение – то бесценный дар поэта в сокровищницу духовных ценностей России, нашего народа.
Творчество Лермонтова - сияющая многоцветьем радуга любви к отчизне и народу. Поэзия Лермонтова вся проникнута духом противостояния косности, пассивности, разочарованию в светлых идеалах гуманизма, гражданских и политических свободах, ценности личности, характерных для большинства просвещённых, критически мыслящих людей 30-40-х годов 19 в., времени политической реакции после восстания декабристов.
В этом отношении муза Лермонтова ещё долго будет выступать в качестве врачевателя человеческих душ во времена духовных смут и разброда в качестве источника духовной крепости и оптимизма для этих душ. В качестве вызова апатической дремоте совести и гражданственности.
Лермонтов – одно из самых ярких проявлений самоценности Личности, символ противостояния поэта любому авторитету и любой неразумной и непрАвой власти. Не узкополитический бунтарь, не заговорщик, а Бунтарь духа вселенского масштаба. Человек, поражающий порой друзей демоническим пренебрежением к общепринятым нормам и правилам поведения тогдашнего высшего общества, к которому он принадлежал по рождению, воспитанию, социальному статусу.
Это надо принимать во внимание, говоря о патриотизме и гражданственности поэта.
М.Ю.Лермонтов, как художник слова, человек и офицер, может быть понят и должен быть, на наш взгляд, рассматриваем только через призму незаурядной гениальной личности, какой был поэт, смеющий «своё суждение иметь» обо всём. И в то же время, через призму человека очень молодого, пылкого, впечатлительного, нервного, любознательного до чрезвычайности.
И когда удаётся совместить видение через две эти призмы, то перед нами во всём блеске, проникновенности и величественности предстают гуманизм, нравственность и патриотизм поэта. Самый неземной из великих поэтов России, на личности которого наиболее ярко сияет печать планетарности, Лермонтов, как немногие из творцов слова, почвенен, связан корнями своей души с национальной почвой, её радостями, заботами и волнениями.
«Странной» называет сам поэт свою любовь к родине. Его любовь –антипод «квасного», официального, казённого, барабанного патриотизма. Его нравственность, его патриотизм – в почитании не форм, обрядности, не в словесном признании и причитаниях о нравственности и патриотизме, они в служении сути, смыслу, содержанию данных понятий, и тому, что внушает поэту совесть, Небо, Бог, Космос.
Его любовь к Родине - это живая, кипящая страсть, а не предписываемое положением или чином холодное, рассудочное умствование. Его любовь к Родине – это постоянное, нестерпимое до боли желание исправить всё дурное, неправильное, что в ней есть, мешает ей быть счастливой. Это – полное олицетворение собственных надежд, чаяний и самой жизни, с судьбами России. Это и восхищение чудо-богатырями Бородино, красавицей Москвой и пронзительная боль за «немытую Россию», «страну рабов, страну господ».
Патриотизм Лермонтова, освещённый, проникнутый сиянием далей космоса, - это не космополитизм, не хлестаковщина, а чувство глубокое, настоящее, подлинное, неразрывно связанное с гражданственностью, ответственностью личности не только перед современным ей государством, его официальными представителями. Это патриотизм, диктуемый чувством личной непосредственной ответственности за то, что происходит с Родиной, творится в ней, за её грядущие (близкие и далёкие) судьбы. Это – сознание особого избранничества, мессианизма, Небо- и Богопомазанности Поэта, питающее его чувство уверенности в значимости собственного творчества, мыслей и идей для народа и общества. Уже в 18 лет (1832 г.) он образно напишет об этом:
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны?
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я или Бог – или никто!
В личности каждого человека присутствует ощущение значимости собственного микрокосмоса для судеб Вселенной и бытия. Но только ,конечно, гениям дана возможность соответствовать в своих деяниях, творчестве всем вытекающим из этого последствиям.
Нравственность, патриотизм, гражданственность поэзии и жизни М.Ю.Лермонтова – бесценное духовное достояние России.
То, что бесценно, не может иметь окончательных временнЫх оценок. Велик соблазн сказать, что сегодня идеи, образы, персонажи, созданные творческим гением Лермонтова, как никогда актуальны и нужны нам, так как в непростые дни современности призывают каждого гражданина, человека, патриота к жертвенности во имя Отчизны, напоминают ему об обязанности быть сознательным, смелым, искусным её защитником.
Но разве всё это было менее актуально в период великих освободительных реформ Александра II, в предреволюционные и революционные годы, в эпоху гражданской и Великой Отечественной (1941-1945 г.г.) войн ? Да, патриотизм и гражданственность лермонтовской поэзии востребованы сегодня. Но кто знает, какие ещё духовные свершения предстоят лермонтовским стихам во дни грядущих «торжеств и бед народных»?
Поэтому главное, что мы можем и должны сегодня – это радоваться и благодарить судьбу, что у России и у каждого из нас есть могучий и благородный «колокол» лермонтовской поэзии, неустанно взывающий к нашим душам, сердцам, разуму, будя в них чувства беззаветной любви к Отчизне, готовность к великим свершениям в нравственной сфере – в делах любви, сострадания, милосердия и гражданственности.