Не потерянный дар Елены Грислис

Раиса Александровна Носова
            НЕ РАСТЕРЯТЬ СВОЙ ДАР. Именно так называлось интервью, данное поэтессой Е.Грислис  Татьяне Долговой - корреспонденту «Донской газеты»  21 ноября 2008 года. С того времени прошло уже ровно шесть лет и многое изменилось. Моя дочь написала и издала ещё две книги, печаталась в десятках альманахов.  Но главное, добилась большого читательского признания, к которому её привела работа на крупнейшем национальном сервере "стихи.ру" и "проза.ру". И эта работа Елены Грислис была по достоинству оценена оргкомитетом сайта.  Елена Грислис, автор десяти книг и трижды награждавшаяся дипломами номинанта конкурса "Поэт Года" была рекомендована комиссией к присуждению почётного звания члена Российского Союза Писателей. Это произошло в её юбилейный год, и что самое удивительное, удостоверение на "профессионализм" было подписано 19 августа 2014 года. Как известно, это день Преображения Господня.

             Но вернёмся на годы назад, в маленький губернский городок "Донской", где ноябрьским днём после выступления перед читателями к ней специально подошла репортёр местной газеты, чтобы взять интервью. Елена Владимировна Носова была связана с "дончанами" по роду своей преподавательской работы(там находился филиал  института, где она работала), а также она принимала участие, как член экспертной комиссии, в различных творческих конкурсах. Это интервью, звучавшее уже в ряде печатных источников и впервые публикуемое здесь на сайте, ценно тем, что это не мнение родственницы, в данном случае матери, которое уже высказывалось в эссе "У Толстовской заставы", а  журналистки, изучившей перед встречей её творчество, присутствовавшей на её творческом вечере. Итак, я уступаю место профессионалу.
 

         
       Татьяна Долгова написала статью в газете, в которой задавала вопросы и комментировала... "Мне удалось побеседовать с членом экспертной комиссии конкурса «Мир, семья, благополучие» с известной поэтессой нашего Тульского края, выпустившей немало своих поэтических сборников под псевдонимом Елена Грислис. Автор с готовностью согласилась поделиться своими мыслями с нашими читателями. Слова поэтессы о людях, которые «не растеряли свой дар, стали ярко над окружающей действительностью», можно с полным правом отнести к самой Елене Грислис. Ведь и её собственный путь не был устлан розами.

            Росла Елена  в тяжелых бытовых условиях. Мать-вдова все свое время отдавала работе, чтобы элементарно прокормить и одеть своих близких. Радости было немного. Но было нечто, что компенсировало материальный недостаток, что не позволило возобладать над нежной детской душой озлобленности, зависти к чьей-то более обеспеченной жизни.

            Это атмосфера семьи, где духовные ценности становились куда выше материальных, где любили классиков русской литературы, и для девочки было естественным воспринимать окружающий мир через литературные образы.
         - В возрасте 9-10 лет я вполне свободно читала наизусть «Евгения Онегина», «Демона» и многое другое, а пьесу Лермонтова «Маскарад» мы в детстве вообще затерли до дыр, - рассказывает Елена Владимировна.

           А потом семья переехала в Тулу (ранее жили на Косой Горе, недалеко от Ясной Поляны), и в жизни Елены появилась еще и музыка.
          - Моей социальной средой стала музыкальная школа – сейчас Тульская центральная музыкальная школа имени Райхеля, где я нашла богатый мир эстетических увлечений. Постоянно ходила по абонементам в филармонию; меня часто можно было видеть в шесть часов утра сидящей за роялем в малом зале музыкальной школы и разучивающей музыкальные произведения…
          
              Классическая литература, классическая музыка – это была достаточно плодородная почва, чтобы взрастить на ней зерно  таланта, если оно дано человеку от  рождения. Но зерно это нужно постоянно подпитывать творческим трудом, который требует полной отдачи.
               А силы уходили на обыденные вещи: на то, чтобы заработать на кусок хлеба, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. И об этом нужно было позаботиться самой.
             - Зная о том, что никто не может материально помочь, я училась и постоянно работала. …Сначала  в педагогическом институте, а потом в Московском государственном университете в аспирантуре по специальности «история».
И опять работала, уже в вузовской системе, и не всегда у меня хватало времени, чтобы раскрыться, чтобы творчески работать.

               Случились в ее жизни непредвиденные неприятности –из тех, когда человек остается один на один со своей бедой, и по какому-то неведомому закону природы открывается второе дыхание. Как выразилась Елена, «тот самый третий глаз, который позволяет (вернее, дает тебе право) сделать что-то особенное… И такое право мне было дано». Этим «особенным» для Елены стал поэтический дар.            
             - И полились стихи… Я писала упоенно. Писала настолько от сердца, настолько легко…Я писала по зову какой-то ауры, которая была вокруг меня в это время. Я не могла не писать. Это было сродни какой-то болезни: если не напишешь тех слов, которые были внутри себя,- не можешь даже заснуть.
 
                Так продолжалось десять лет. За это время из-под пера поэтессы вышли восемь поэтических сборников. Самой «личностной» называет Елена Грислис книгу «Меж тканями материи нетленной» - о личном восприятии того, что было с нашей страной, об ощущении в ней себя.
                - Эту книгу я уже писала на определенном надрыве, понимая, что … тот эпицентр какого-то звучания слова – он именно здесь, в этой книге.

                На вопрос, кому обращены ее поэтические строки, Елена Грислис ответила так:
                - Мое слово – для тех людей, кто способен его воспринять и понять. Или просто очароваться – может быть, даже одним четверостишием. Это уже хорошо. И такие люди находились всегда, они и сами в душе поэты, но, возможно не хватает дара облечь свои мысли в поэтически строки…А говоря о поэтическом даре, я имею ввиду огромную силу воздействия слова на человеческую  душу, способность поэта постичь горе других людей и тем умалить его."

               
*    *    *

Вот пожалуй и самое главное, пусть и не наивно-радужное, что поведала Елена Грислис своему интервьёру. Считаю, что она добилась заслуженного признания и награды! Поэт Николай Казаков написал о ней  прекрасные строки:


      Елене Грислис
                Страница Елены Грислис на сайте
                http://www.stihi.ru/avtor/grislis71

Точно нимфой несравненной
Несёте свет народной массе.
Вам уготовано Вселенной
Сиять звездою на Парнассе!

                /http://www.stihi.ru/2013/03/24/3503/

            И мне хочется повторить свой комментарий на него: "Я должна была откликнуться, ведь десятки сочинений моей дочери, поэтессы Елены Грислис выходили из под пера именно на моих глазах. Могу отметить её напряженную и скрупулезную работу, которая является самым верным спутником пишущего. Как известно, талант это не только вдохновение, но и труд. Автор десяти книг, где представлены произведения различных жанров и направлений. Замечательно удаются стихи на исторические темы, большие эпохальные полотна, где важны и мастерство самого стиха, и композиция в целом. Можно вспомнить также её сказочные баллады и пьесы в стихах.
В том, что она достигла немалых высот - заслуга её таланта и огромной творческой самоотдачи".

         На что поэт ответил: "Ваша Елена несомненно очень талантлива, это бросилось мне в глаза с первого прочитанного мной её стихотворения. О её таланте, мне хочется сказать словами великого русского поэта:
"Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам."
Сергей Есенин

Николай Васильевич Казаков   26.03.2013

 ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ПОЗДРАВЛЯЮ, ЕЛЕНА!!!