В гостях у Андрея Поздеева

Наталья Фёдорова
 Нужны ли похвалы человеку по-настоящему талантливому ? Наверное, многие думают, что нет. Ведь он, такой-растакой небожитель, принадлежит со всеми потрохами Миру Высшему...И ничем его не обрадовать и ничем его не обидеть. Хвали-захвали, критикуй-раскритикуй, а ему плевать.
 На самом деле, не так. Сужу об этом из общения с творческими людьми и из своего опыта. Похвала всегда приятна и полезна, даже если не по делу. А критика всегда вредна. Таланту вредна. А бездарного этим не выучить , не расшевелить. Как гласит русская народная поговорка "нет талану - не пришьёшь к сарафану".
 А почему она вредна таланту ? Об этом есть правильные мысли в одном рассказе Акутагавы. Герой боится критики не из малодушия, а потому что боится, что отнесётся к ней слишком серьёзно и появятся новые произведения, как бы полемизирующие с критиком или угождающие ему. "Уродливые", как он их называет. Особенно вредна критика начинающим художникам. Тем, кто только взял в руки карандаш. Или кисть.
 Я довольно поздно начала рисовать. Как все дети рисовала в детсаду, дома, на уроках рисования в школе. Нигде ничему не учили, никто ничего не объяснял.
 В 13 лет я всё ещё была неофитом и в 18, когда пришла учиться в  вечернюю художественную школу - тоже. Мне было очень трудно. Никто, кроме мамы, бабушки и маминой сестры меня не хвалил. Никто не давал нужных советов и ценных указаний по теории и практике рисунка и живописи.
 Но, к счастью, были знакомые художники - друзья родственников или соседи. И к ним - ура! можно было приходить в гости в мастерскую или на вернисаж. Были альбомы по живописи, открытки-репродукции...Вот, собственно, и всё. Не густо...
 Но мне хотелось учиться и в дальнейшем моя мечта частично осуществилась.
 Были добрые люди в моём отрочестве и юности, которые дарили мне тёплые, подбадривающие слова, например, красноярский художник Юрий Ваховский. А кто-то ни слова не сказал о моих рисунках, но подарил другое - недолгое общение, новые впечатления, показ собственных тёплых ,искренних, талантливых картин.
Вот, например, как Андрей Поздеев.
 Итак, однажды в 1987 ...

.........

 Живописец Андрей Геннадиевич Поздеев был в Красноярске 80-х годов личностью известной и уважаемой. На его трудной, но достойной жизни, на его биографии подробно останавливаться не буду, о нём много можно узнать из Интернета. Были в его жизни и ремесленное училище, и фронт, и репрессии, и недолгая художественная учёба.
 И...множество поклонников таланта. Поклонники эти, среди которых были вполне культурные, творческие люди (журналистка И.Лусникова, актёр Драмтеатра Жуковский) и даже, по слухам, работники крайкома партии, называли его уже с начала 80-х годов не иначе как "гений". Притом всегда подчёркивалось, что гений этот гонимый.
 Гонимым он, слава Богу, в то время не был. Состоял в Союзе художников СССР,имел прекрасную мастерскую в центре города в том же престижном доме, в котором проживал сам. Картины его закупало государство и т.д.
 Гений он или нет, судите сами. В похожей живописной манере работали и до него, и одновременно с ним и другие художники. До него, например, Давид Штеренберг, которого я высоко ценю.
 Так что, видимо, всё-таки, не гений, так как не первооткрыватель. Но замечательный Талант. Зимой 86-ого или в начале 87-ого состоялась его очередная персональная выставка. И я на ней побывала. Можете представить, какое впечатление произвели эти эффектные, яркие, эмоциональные работы на провинциального подростка ?! Моя мама была с ним знакома, он оформлял одну или две её книги (обложки). Жили мы недалеко от них, и вот в один из дней января по той улице, по которой Андрей Геннадиевич ходил в телогрейке и валенках зимой и в сандалетах и штормовке летом (стиль у него был такой) мы топаем к нему в гости.
 Супруги Андрей и Валентина Поздеевы были очень трогательной и немного смешной парой. Называли они друг друга "Вальчей" и "Андрейчей". Хлопотливая и добродушная Вальча (забыла её отчество) поставила на плиту чайник и достала из шкафа конфеты батончики и мятные пряники. А Андрейча показал нам свои картины.
 От всех попыток влезть в теорию и методологию искусства он мягко, но настойчиво уклонялся. Мямлил. Темнил. Улыбался своей фирменной поздеевской улыбкой: что-то святое в ней было, что-то придурковатое, что-то лукавое...
 Я даже помню, кто где сидел и где стояли пряники...
 И ни одного злого, критического слова не было им сказано ни о коллегах, ни о современном искусстве, ни о молодёжи. "Ну вот, рисую,как могу"- лейтмотив его высказываний. "Вот рисую цветы, они мне нравятся"..."Вот знакомая".
 Какой контраст с активной яркой злостью многих его коллег по творческому цеху к своим более молодым или удачливым знакомым.
 Кошек у них не было, собак не было. Сын жил отдельно. Я побывала в своего рода келье, где были святые старички и Искусство.
 И зачем мне после этого ещё какие-то похвалы моим рисункам ?! Всё мне было там уроком, ненавязчивым и полезным. Простой быт художника и его семьи, отсутствие разговоров об искусстве - о нём не надо говорить Художнику, его надо делать, беззлобность Андрея Геннадиевича и Валентины, сами картины, наконец.
 Они мне, казалось, бессловесно говорили: "учись, учись, Наташа, рисовать и писать, а потом забудь учёбу, выбрось её на свалку, будь самой собой!" А ещё: "Не теряй радости творчества, не переставай любить Мир и Людей".
 ......
 Я всё это помню и сейчас. Спасибо Андрею Поздееву. А был ли он гением уже не имеет значения.

                2013 г.