Городские вандалы

Инга Соль
В карельском городе Сортавала, который до войны был финским городом, есть старое финское кладбище расположенное в северной части города. Ему уже почти два столетия.
На 5 гектарах этого некрополя находится более четырехсот захоронений, в том числе около десятка семейных.
К наиболее известным из них относится склеп-усыпальница супругов Халлонблад, в ХIХ веке широко известных в Сортавале благодаря своей благотворительной деятельности. Уникальный памятник и единственное сооружение подобного рода во всей Карелии.
В северной части кладбища находятся могилы православных жителей Сортавалы. Там захоронены карельские купцы Сиитойнены, Молдаковы и Климпуевы. К слову, Константин Сиитойнен был заказчиком строительства здания нынешней Сортавальской мэрии. Династии захороненных здесь купцов были известны уже в ХVIII веке.
В лютеранской части этого некрополя расположены семейные могилы Вегелиусов и Алопеусов - известных горожан.
  Финское кладбище полностью заброшено и не обслуживается мэрией. В результате многие могилы осквернены многократно и чудовищным образом. Разрисованные свастикой и оскорбительными надписями надгробия, многие из которых разбиты и свалены. и есть финское кладбище сегодня. Оно превращено в свалку. Повсюду здесь лежит бытовой мусор, пивные и водочные бутылки.

Уникальный для региона и единственный в Карелии фамильный склеп, якобы отнесенный к памятникам истории и охраняемый государством, находится в стадии активного разрушения. Как отметили правозащитники, отношение карельских граждан и карельской власти к городу в целом и к финскому кладбищу в частности напоминает отношение оккупантов к захваченной территории. 
На территории кладбища местные жители устроили парк для выгула своих собак. Какой-то местный энтузиаст пару лет назад начал восстанавливать надписи на надгробиях,  финансировала его работу финская лютеранская община из Финляндии. Но даже те надгробия , которые успел восстановить реставратор, были снова расрисованы и повалены. Думается, что никто из нас даже после смерти не хотел бы быть предан такому забвению. Ведь даже те камни, что молчаливо стонут на наших улицах, несут в себе музыку чьей-то души. Видимо есть время разбрасывать камни и собирать их… 
Городские вандалы продолжают крушить кладбищенские  памятники в этом городе и никто их не остановил и не привлек к ответу за содеянное.