глава 2 Рассказ деда Шмеля

Олег Онегин
  Уж если у деда Ильи обстановка в доме была не ахти, то то что я увидел у деда Шмеля, обстановкой то было назвать нельзя. Голый, чуть накренившийся пол, потемневшие от копоти занавески из прогнившего тюля, в углу громоздкая кровать, в которую я не лёг бы не за что на свете, разве что за миллион. В противоположном углу стоял здоровенный сундук, выкрашенный в зелёный цвет. Правда краска местами уже давно облупилась и только небольшие зелёные островки давали знать что сундук деда был именно зелёного цвета. Тут наверное у него и гардероб и сейф и все остальные принадлежности для жизни. Я стоял и поражался, как же всё таки живут в таких дырах русские люди, и ни кому до них нет ни какого дела, ну разве что только проголосовать за какого нибудь кандидата в депутаты.
 В комнате плавал сизый дым от самокрутки деда Шмеля, которую тот ловко скрутил и прикурив, смачно затянулся.
 - Может лучше на крыльце посидим? - закашлялся я, понимая что и пяти минут не выдержу в этом смоге.
 - Что, не нравится? - кашлянув, спросил дед Шмель и подмигнул мне - Самосад что надо! Курил бы, оценил.
 Но я, не дослушав деда, уже выскочил на крыльцо и вдохнул в себя свежий воздух полной грудью. За мной высыпали на улицу и остальные ребята. Последним вышел, щурясь от вечернего солнца, дед Шмель.
 - Ну что, молодёжь - сказал он - Садись где поудобней, а я вот здесь, на лавочке присяду.
 Все уселись кто где мог, что бы хорошо было слышно деда Шмеля.
 - Как звать тебя сынок? - обратился ко мне старик.
 - Максим.
 - Максим- хорошее имя - кивнул дед - У меня брата родного Максимом звали. В Отечественную погиб.
 Дед Шмель на минуту задумался.
 - Дед! - окликнул его Вован - Мы ждём.
 - Случилось это шестьдесят  лет тому назад - откашлявшись начал дед свой рассказ - Жил в нашей деревне молодой парень, Василием его звали. Твой дед, Максим, помнит наверняка этого Василия, он тогда звонким юношей был, их дома рядом стояли. Не так давно отгремела Отечественная война и деревня потихоньку налаживала свою жизнь. Весело тут тогда было. А самое главное - репрессии Сталинские ни кого не коснулись. Кто в такую глушь попрётся? Нашей деревни и на карте то ни на какой нету, не зря она называется - Потаённая. Была у этого Василия невеста Полина, вон в том доме жила - показал дед на развалины старого дома, что виднелись вдалеке. - И всё бы хорошо у них было, и Василий любил её и она его, да встал меж ними один супостат, Демьяном его звали. У нас тут раньше тогда мельница была, а Демьян при ней значит мельником был. Полины и Василия был он намного старше. Да вот, приглянулась ему Васькина деваха и захотел он Полю своей женой сделать. Легко сказать - сделать? Да вот только как? Насильно мил не будешь. А Полинка по Ваське сохнет. И решил этот Демьян извести Ваську любой ценой. Хотел было нанять какого нибудь ножопыру, что бы тот Ваську порешил, да вовремя остановился, хитёр был как лис. Ему свидетели были ни к чему, начнут ещё опосля шантажировать, а Демьян через это уже раз проходил. Муку на лево пулял по дешёвке, ну его и прижали. Нашлись свидетели его тёмных дел, ну и сказали - Или ты нам деньги или мы тебе тюрьму.
 Не чего было делать, Демьян им заплатил, да только тем видно мало показалось, ну и они через месяцок опять к нему с визитом. Понял Демьян что просто так он от них не отделается,ну и в ответ на них телегу ( то бишь письмо - донос) куда надо накатал, мол честного человека прижимают. Тех в тюрьму, а Демьян опять же деньгами откупился, на этом всё и утихло.
 И вот теперь он решил что лучше него самого ни кто с Васькой не справится. Васька то тот здоровёхонек был, посчитай под сто кило, мускул на мускуле, с ним силой не справиться. Долго думал Демьян как Ваську погубить. Самое реальное было для него отравить мужика. Да тут тоже риск, и какой! Васька то крепкий, а вдруг не прохватит его яд, что тогда? Его же, Демьяна, за шкирку да пыльным мешком по голове.
 И тут он вдруг вспомнил что Васька просто панически боится воды, плавать даже не умеет. И задумал Демьян Ваську утопить. Надо было только заманить Ваську на мельницу, напоить его и столкнуть в воду. Да вот незадача, на мельницу к Демьяну Васька и не думал даже идти. Домой пожалуйста, а мельница - она же водяная, на воде стоит, а воды Васька пуще всего на свете боится. Отчаялся было Демьян расправиться с Васькой и хотел было уже отступить, как вдруг представился ему удобный случай. У Васьки бабка померла которую он как мать любил, ну и на поминках нализался самогону значит, да поздно вечером дёрнуло его одного домой попереться. Как раз, на его беду, на мельницу Демьян возвращался, да и наткнулся на пьяного Ваську.
  Вот удобный случай расправиться с ним - подумал Демьян и раскинув свои объятия, широко улыбаясь, пошёл на встречу Ваське. Тот узнал мельника, и на любезное предложение проводить его до дома, простодушно согласился. По дороге мельник вспомнил что они находятся совсем не далеко от колодца и оглядываясь по сторонам повёл свою жертву прямиком к колодцу, говоря ласковые слова и соболезнуя о смерти бабушки. И вот он, колодец, сложенный из огромных булыжников. Васька, шатаясь, опёрся о край колодца. Тут его судьба и была решена. Демьян коршуном налетел на Ваську и не успел тот опомниться как уже оказался в воде. Плавать, как я вам уже говорил, Васька не умел, по этому, крикнув что есть мочи пару раз, он камнем пошёл на дно. А Демьян как ни в чём не бывало, довольный, отправился на мельницу спать. Да вот только поспать ему так и не довелось в эту ночь - дед Шмель прервал свой рассказ и жадно затянувшись самокруткой задумался, почёсывая свою редкую бородку.
 - Можно я угадаю что было дальше? - спросил я у деда. Действительно, эта история больше смахивала на страшную сказку. - К нему, ну к этому Демьяну, пришёл мёртвый Васька и убил его. Ну, задушил там, или уволок к себе в колодец.
 -К себе в колодец он чуть тебя сегодня не уволок - проворчал Вован.
 - Ты что, малец, заглядывал в колодец? - беспокойно посмотрел на меня дед Шмель.
 Я, не без гордости, кивнул.
 - И что, ни чего не почувствовал? Ни чего с тобой не происходило особенного?
 - Ну по правде говоря по началу завоняло чем то тухлым а потом как то не по себе на душе стало, и ещё..
 - Что ещё? - дед часто задышал, его беспокойные глаза забегали ещё быстрее.
 - Мне показалось что на меня от туда кто то смотрел - выдавил я из себя.
 Дед посмотрел на меня так что у меня душа зависла где то в районе пяток.
 - Вот! - вскричал он, вскочив со ступеней, размахивая руками - А они мне не верят! Не верят, а сами боятся заглянуть в него. А он забрал их всех! Тимофея забрал! Дочку мою единственную! Э-э-эх! Мне бы динамит, разнёс бы я его и это дерево к чёрту!
 - Какое дерево? - недоумённо обратился я к Митяю - Речь ведь о колодце идёт.
 - Колодец- это вход а дерево, вернее его дупло - выход, ну или наоборот - прошептал чуть слышно Митяй,так что бы Вован не услышал его.
 - Вход куда и выход откуда? - я чувствовал себя полным идиотом.
 - Да погоди ты - махнул рукой Митяй - Скоро всё узнаешь, пусть только старик успокоится. Видишь как разошёлся. Дедушка Шмель - подскочил он к старику - Ты присядь, успокойся, закури лучше.
 Дед Шмель стоял, прикрыв своё лицо дряблыми дрожащими руками. Когда он опустил руки то на глаза его заблестели от слёз.
 - Его дочь тоже утонула в этом колодце - пояснил Митяй.
 Дед осторожно сел обратно на ступени крыльца и достав свой кисет и бумагу, не спеша скрутил себе очередную "козью ножку".
 - Мой совет тебе, Максим - обратился ко мне дед - Старайся один не шляться где не попадя, за деревню не шагу, и упаси тебя Бог ещё раз одному заглянуть в этот колодец.
 - Почему же его не сломают раз он такой страшный? - спокойно спросил я деда, давая тем самым понять что я не из робкого десятка.
 - Бесполезно.. Он сложит его по новой - вздохнул дед, снова почесав бородку.
 - Да кто - он? Кто?
 - Ну ты же сам сказал что догадался.
 - Васька?
 - Он самый. И когда только его душа успокоится. Мечтаю дожить до этих дней - дед уже нервно стал чесать бороду - Вот только ни кто не верит мне, или не хотят верить. Однако колодца боятся, да и дуб стороной обходят.
 - Это то дерево которое вы взорвать хотите? - спросил я старика.
 - Оно самое. Я этот дуб посчитай с малолетства знаю. И за это время он ни чуть не изменился. Такой же развесистый, большой и старый. А по середине зияет дупло. Много лет назад мы пацанами лазили в это дупло, всё клады искали - усмехнулся дед - Ни чего конечно мы в дупле том не нашли, но однажды, уже после той трагедии с Васькой, пошли мы как то с друзьями по малину да заплутали малёха. Только поздно, под вечер мы нужную тропу нашли. А шла эта тропа в аккурат мимо этого дуба. Сейчас этой тропы уже нет, мхом поросла. Ну, идём значит, для страха пугаем друг друга что бы шлось быстрее, уже и дуб этот прошли, как один из нас, Петька Хохорин, возьми да и оглянись назад.
 - Ребята, смотрите! - окликнул он нас взволнованно и показывает пальцем на дуб.
 Мы остановились и тоже посмотрели туда куда показывал Петька. А показывал он на то самое дупло в котором мы увидели, что бы ты думал, Максим? Чёрное пространство и звёзды! Настоящий космос в дупле дерева. Вот это да! - только и нашли мы тогда что сказать. Долго мы стояли так и завороженно смотрели на это чудо. Не помню кто из нас тогда предложил подойти к дубу и посмотреть на этот космос поближе. Все согласились и пошли к дубу, но.. не дошли. Вдруг звёзды куда то пропали и.. мы увидели в отверстии дуба чей то силуэт. О, ужас! Из дупла дерева кто то вылезал. Так быстро я не бегал не разу в жизни. Опомнился я только у дома Петьки Хохорина, так как всё это время бежал за ним. Следом подбежали и остальные ребята. Кое как отдышавшись мы на перебой стали рассказывать что видели. Смешно, но тогда тот силуэт, который мы видели возле дуба, обрастал всё новыми и новыми подробностями. Один из нас оказывается видел у него рога, другой огромные клыки. Я, что бы не отстать от друзей, соврал что видел поросячий пятак. На следующее утро уже ни у кого из нас не вызывало сомнения что что вчера мы повстречались с самим чёртом. Рассказали взрослым, но те только смеялись и отмахивались от нас. Только набожные бабки говорили что то был не чёрт а леший, который живёт в том дупле, и что это он нас так долго путал по лесным дорогам а под конец и показался. Про звёзды же они сказали что это и не звёзды вовсе были а глаза на нас смотрели. Чьи? Да этого самого лешего. А тут ещё страсти с Васькой и Демьяном не утихли как новая беда приключилась. У Петьки Хохорина дед пропал. Тимофеем его звали. Пошёл он поздно вечером трубочку на лавке выкурить и всё, больше его ни кто не видел. А на следующее утро в колодце обнаружили трубку деда, плавающую на поверхности воды. Искали деда. Баграми всё дно колодца перешурудили, но дед как в воду канул - дед Шмель тяжело вздохнул - Действительно, как в воду. Полинка, Васькина невеста, сильно по любимому горевала. Всем же в деревне говорила что Васька не сгинул вовсе а подался в большой город на заработки. Да кто ей верил.. Сама этому не верила да, как говориться, надежда умирает последней. Люди в деревне жили в страхе. Не то что к колодцу приходить, из дома выйти боялись. Воду из лесного ручья брали, толпой к нему ходили. А когда пропала и Полина то людей охватил ужас. Все начали собирать свои пожитки, запрягать лошадей в телеги да собираться до других деревень, благо тогда открывались повсеместно разные колхозы и совхозы. И уехали бы, да откуда не возьмись появились в деревне несколько человек в чёрных кожаных куртках, верхом на лошадях. Они интересовались, не видели ли мы в наших местах подозрительных людей, и если видели то где они теперь, куда ушли. Ни кто не каких посторонних людей в деревне Потаённой не видел. Так значит всадникам и сказали а за одним поведали им о своём горе. Люди в куртках переглянулись. Один из них, который по видимому был старший, сказал что из лагеря, который находится в ста километров от нашей деревни, сбежали матёрые уголовники и скрываются где то в наших местах. Возможно Васька, Полина, Демьян и дед Тимофей это их рук дело и они скрываются где то рядом. Люди в куртках остались в нашей деревни на несколько дней и местные жители успокоились. Конечно ни каких преступников они не поймали но жители верили что люди в куртках отпугнули беглецов и те больше сюда не вернутся. Хотя не понятно было, зачем им нужны были Васька да тем более старый дед у которого за душой не было ни гроша. Со временем вся эта суматоха улеглась. Люди больше не пропадали. Хотя, по старой привычке воду из колодца брать побаивались а брали из ручья, а вскоре и новый колодец выкопали, тот что у вашего дома стоит - ткнул дед самокруткой в сторону Вована и Кили - Мы же, пацанами, ещё некоторое время к дубу тому шастали, всё того чёрта- лешего ещё раз увидеть хотели. Конечно поздно ночью туда не ходили, боязно всё же было, но ближе к темноте сиживали в кустах, неподалёку от дуба. Ничего. А может тогда из за того что мы с одного крестились для смелости, нечистый и не показывался. Вскоре мы эту затею бросили. Так прошло некоторое время. Я уже вырос, отслужил на флоте, женился на местной девушке. И родилась у нас дочь Светлана.
 Я заметил что глаза у деда Шмеля вновь повлажнели и понял что продолжение рассказа будет деду не из приятных.
 - Была Светлана совсем ребёнком когда зачастила играть у колодца. Как магнитом её туда тянуло. Я конечно старался отвадить её от этого места. Что, больше играть негде? Да только Светлана всегда отвечала мне на это - У меня, папа, игрушки там как живые, улыбаются мне, смеются вместе со мной, радуются.
 Ну, я в душе, посмеялся над простодушностью дочки да и махнул рукой, пусть себе играет. Как то Света прибежала ко мне взволнованная и с порога выпалила - Папа! В колодце кто то есть! Он смотрел на меня!
 Я по началу было засмеялся и сказал ей что ни кого кроме её собственного отражения там быть не может, как вдруг вспомнил своё детство и те давние происшествия.
  Мурашки побежали у меня по коже от рассказа деда Шмеля. Я вспомнил сегодняшний случай у колодца и вдруг передо мной чётко нарисовалось лицо которое смотрело на меня из колодца. Я тихо вскрикнул.
 - Ты чего, малец? - спросил меня дед Шмель - Чего так испугался?
 - Да так, ничего - вытер я испарину со лба - Просто про недавний случай вспомнил. Так что там дальше, дедушка, было?
 - Ну что. Пошли мы с дочерью к колодцу. Я заглянул в него и ни кого не увидел. И всё же строго настрого запретил Свете подходить к этому колодцу, на что она согласилась. Она была очень напугана. А через год её не стало.. Пошла на улицу искать котёнка и пропала. Ни кто из нашей деревни её не видел. Был человечек и нету. Жена в обморок, а я, в злобе и бешенстве бросился с кувалдой к колодцу и стал крушить-ломать его. На силу меня тогда от него оттащили. В ту ночь мы с женой не спали, всё сидели у окна, смотрели в темноту и прижавшись друг к другу молча вспоминали нашу девочку. Луна в ту ночь светила очень ярко, так что видны были дома, дворы и раскуроченный мною колодец. Почему Светлану  так манило к нему? - думал я тогда. Вспомнил её слова про игрушки - Они улыбаются вместе со мной. Смеются как живые..
 И тут вдруг жена моя ойкнула и схватилась за сердце - Смотри! - воскликнула она, дрожащей рукой показывая на развалины старого колодца.
 У колодца стоял какой то странный человек и качая головой смотрел на мою работу. Затем нагнулся, поднял булыжник и положил его на прежнее место. Так, булыга за булыгой, он по быстрому стал складывать колодец. Я выскочил из дома в гневе и побежал к колодцу. По мере того как я к нему приближался, на душе у меня, и без того израненной, стало так тоскливо, что я на секунду остановился что бы вытереть набежавшие слёзы. Человек между тем закончил свою работу. и когда я ему крикнул - Стой, подлец! - он быстро оглянулся и тут разразился каким то неземным смехом и.. упал в сложенный им колодец. Я остановился невдалеке, боясь подойти к колодцу а только крикнул - Отдавай мне мою Светлану, мёртвая сволочь!
 На мой крик сбежались соседи. Они стали успокаивать меня и удивились тут же, кто это собрал колодец, да так что и от старого не отличишь, к тому же за такое короткое время.
 Я никому ничего говорить не стал, всё равно не поверят, и отмахнувшись от соседей как от назойливых мух, пошёл домой. Дома меня ждал ещё один страшный сюрприз. На полу лежала моя жена. Я подумал что у неё просто обморок, но судьба распорядилась иначе. Её бедное сердце не выдержало всего этого сразу. Так я остался один.
  - Дедушка Шмель - окликнул я деда - У меня к вам есть один вопрос. Откуда вы узнали такие подробности про замыслы Демьяна? Ведь он ни кому про это ни чего не говорил.
 - Каждую ночь я вижу один и тот же сон - как робот пробормотал дед - Ко мне приходит моя дочь и говорит со мной. Она мне рассказала и про Демьяна и про Полину и про Тимофея. В деревне все думают что я выжил из ума из за смертей жены и дочери. Но я то знаю что это не так. Я жду не дождусь ночи что бы снова встретиться с моей любимой дочкой. Представляете, она совсем не изменилась. Она намекает мне всё на какой то камень. Что будь то он освободит их души и они успокоятся в том, другом мире. - Брось камень в колодец! Брось! - каждую ночь заклинает она меня. А что это за камень, не может сказать. Сколько я простых камней перекидал в этот колодец впустую. Я во сне всё время спрашиваю её - Что это за камень? - и однажды она сказала мне - Возможно у дуба... Я сразу понял какой дуб она имела ввиду, и вдруг смекнул.. уж не Васька ли был тем самым лешим что вылезал из дуба, и которого мы пацанами видели.
 - Если хочешь помочь найти нам этот камень то добро пожаловать в нашу команду - сказал мне Вован.
 - Так вы сегодня ночью к этому дубу собираетесь? - спросил я. Ребята кивнули.
 - А почему к дубу нельзя сходить днём? Всё таки не так страшно, да и камень искать удобнее.
 - Днём мы уже там всё облазили - пояснил Киля - Даже железным прутом тыкали землю ходили. Кругом ни камешка. А ночью может он как то появляется из земли, или там, светится например. Что то в этом роде..
 - Короче соглашайся Макс- пихнул меня коленом Митяй - Всё равно в этой деревне больше делать нечего.
 Я посмотрел на серьёзные лица ребят, на деда Шмеля, с прищуром глядящего на меня, и решился.
 - Ну что, я согласен.