Лестница в позапрошлый век

Николай Старорусский
Вчера  неожиданно гирлянда засияла чистыми цветами драгоценных камней.  Впервые с января, когда я писал о послевоенных новогодннх елках.  Включаю ее каждый вечер, но в обычные дни еле видны тусклые  точки.

Стал соображать: почему вдруг?  И нашел только одно: накануне прислали мне несколько  «туристских» фотографий нашего города.  Не обычный набор, а интересные и мало кому известные места, увиденные неравнодушным взором.  Среди них я с удивлением распознал  дом, куда бабушкин приют перебирался летом, - на горе, в старинном пригородном парке.

Да, бабушка в раннем моем детстве приезжала к нам из дома на  Загородном как раз   на новогодних каникулах, привозила мне маленький, стограммовый набор «Ленинград» с очень вкусными фигурными шоколадками.  Позже она совершенно перестала выходить из дома, хотя силы сохраняла долго и прожила почти до девяноста…  Говорила: не хочу, чтобы меня видели постаревшей...

Лишь однажды сделала исключение – пришла на свадьбу старшего внука.  Туда – на такси, хотя и близко было.  Обратно - ночью, пешком.  Жаловалась, что болит нога, - дома оказалось, забыла в ботике ложку для одевания обуви…

Но это позже; а тогда бабушка появлялась и на даче, которую снимали в Парголове.  Помню, она была еще красивой и как-то слегка отделенной от окружения, - быть может, некоторой старомодностью манер…   На прогулке она и привела нас к этому дому.  Только жили там уже не сироты, а взрослые. 

Ее дортуар вроде бы помещался на втором этаже.  Если это не мои фантазии… Осенью они возвращались на Васильевский и обучались на белошвеек.

Почему-то из того лета мне больше всего запомнился большой репродуктор на столбе, голос Утесова из него, чаще всего «Значит, нам туда дорога…» и слепой, проходивший с палкой мимо… Говорили, что зрение он потерял на войне.

А теперь у меня  свои дети живут на даче.  Летом я  там почти не бываю: слишком много суеты, а приехать ко мне они могут и сами.  Мое время наступает осенью, когда дети уже в школе.  Вот тогда я брожу по дому, смотрю на оставленные там и сям тетрадки, книги, инструменты и пытаюсь понять: о чем думали сын или дочери в момент, когда касались этих вещей… Мне кажется, что иногда удается частично проникнуть в прошлое…

А что, если то же сделать в заброшенном приюте?  Лучше всего прийти в Новый год…  Как меня предупредили, придется перелезать через забор.  Ну, не зря же сын учил меня этому не так давно…

И, может, сама бабушка выйдет с фарфоровой куклой на площадку
второго этажа, скажет: «Здравствуй, внучек! Я так долго ждала тебя!» и позовет за собой на Рождественскую елку…


Упомянуты  тексты
 Haben Sie Kinder? 
Дом на Загородном