Бальзак-Ганская любовь к классике

Лена Муравьева
Как-то украинская помещица Эвелина Ганская, желая развеять скуку, написала модному романисту Оноре де Бальзак, и попала в историю…

28 февраля 1832 г. Оноре де Бальзак получил послание, подписанное «Чужестранка». Там были такие строки: «Ваша душа прожила века, милостивый государь, а между тем меня уверили, что Вы еще молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами…Когда я читала Ваши произведения, сердце мое трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины — дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».
Позже выяснилось, что под именем «Чужестранка» скрывалась российская подданная, помещица Волынского уезда села Верховно, что под Бердичевом, происходившая из знатного польского рода, Эвелина Ганская. В огромном, роскошно убранном поместье, подолгу занесенном снегом, тридцатилетняя женщина скучала, да так, что уже ничего от жизни не ждала. Старший ее почти на двадцать лет муж, из семерых детей выжила только одна дочь, провинциальная суета…а тут вдруг гувернантка м-ль Борель предлагает завязать переписку с модным писателем. А почему бы нет? Сочинив послание вместе с домашними, Эвелина, дабы не компрометировать себя в глазах мужа, велела переписать текст гувернантке дочери.

Мье де Бальзак
Биографы утверждают, что у Бальзака было от трех до десяти внебрачных детей и огромное число любовниц. Однако две прекрасные дамы сыграли в его жизни особую роль. Первая сделала Бальзака мужчиной и писателем. Вторая стала последней любовью и женой, проводила в последний путь...
Сыну провинциального нотариуса, начинающему литератору Оноре Бальзаку было 22 года, когда он устроился репетитором в богатый дом де Берни и влюбился в 45-летнюю хозяйку Лауру. Женщина к тому времени родила девятерых детей и уже стала бабушкой. Но что значит возраст…Не очень привлекательный юноша, со скверными манерами, плохо одетый, брызжущий при разговоре слюной, сумел добиться взаимности от зрелой женщины. «Великий Боже, если бы я был женщиной, если бы мне было 45 лет, и я все еще возбуждал бы любовь, – я бы вел себя иначе, чем вы! Что за проблема: быть женщиной в преддверии осени и колебаться, сорвать ли яблоко, которое ввело в грех Адама и Еву!» - писал будущий классик.
Лаура де Берни помогла Бальзаку найти себя, вселила веру в собственные силы, привила вкус к аристократической жизни, пробудила талант романиста. Эти отношения длились десять лет и со временем превратились в дружбу.
В начале 30-х годов Х1Х века Бальзак наконец стал знаменит - его называли великим писателем, знатоком женского сердца, тонким психологом. Наслаждаясь своей известностью, но, не умея распорядиться ею, как следует, Оноре испытывал смутное недовольство судьбой, ведь не исполнилось его главное желание. Другой великий романист Стефан Цвейг позднее писал, что Бальзак в тот период думал о том, как «найти женщину, которая должна привнести в его жизнь…счастливую страсть, освобождение от долгов, возможность работать; женщину, чье аристократическое происхождение и безупречные манеры будут еще, кроме того, льстить его неизлечимому снобизму? Как найти ее, когда ему, работающему по 16 часов в сутки, просто негде ее искать?...Мадам де Берни в 54 года вряд ли будет искать себе преемницу…Должно произойти чудо. Женщина, о которой он мечтает, должна сама найти его…» В отсутствии такой дамы де Бальзак (присоединив к фамилии вожделенное «де» писатель обрел дворянскеое звание) вел свободный образ жизни и был весьма неразборчив в знакомствах, порой затевая романы сразу с несколькими дамами.

Эпистолярный жанр
Прочитав письмо «Чужестрански» известный ловелас и любитель авантюр уловил флюиды аристократизма и оценил безукоризненный французский. Остальное сделало воображение. Оноре решил: вот она удача, наконец, появилась женщина, о которой он так долго мечтал. Но как связаться с незнакомкой, если нет обратного адреса? Бальзак был в отчаянии. Однако прошло время, и в очередном послании с Украины ему предложили подтвердить получение письма, дав объявление в газете «Котидьен». Заинтригованный Бальзак сделал так, как хотела Эвелина. Вскоре завязалась активная переписка.
В тех же конспиративных целях на конвертах значилось имя гувернантки. Всего Бальзак отправил, Эвелине четыре с половиной сотни писем, в которых не скупился на красивые слова, называя возлюбленную «обожаемой повелительницей», «Ваше спящее величество», «гордой королевой», «звездой Севера»…

Как жила провинция
Богатство мужа Эвелины - Вацлава Ганского оценивалось в 14 миллионов рублей - сумма, которая и убедила в свое время 19-летнюю бедную невесту на возрастной мезальянс.
Во французской биографической литературе о Бальзаке сложилась легенда, будто деспот Ганский держал молодую жену взаперти в пустом замке. Но отечественные исследователи утверждают обратное. Супруги Ганские часто бывали в Киеве и Петербурге, посещали балы местной знати. Любил граф принимать гостей и у себя в имении Верховня, водить по чудо-парку с заморскими деревьями, показывать оранжерею, шампиньонную, ипподром с красавцами-скакунами, вольеры с экзотическими животными. Все это было сделано руками крепостных. Даже огромный овраг был вырыт вручную. Мостик, переброшенный через него, смотрится до сих пор очень живописно.
Весной на посевную и летом «на обжинки» граф приглашал в свои покои селян. Народ гулял семейно, за длинными банкетными столами, под аккомпанемент оркестра...Впрочем, хватало и «дегтя». Как-то крестьянин за нечаянное убийство птички был отправлен Ганским в солдаты на 25 лет.
Эвелина очень любила салонные вечера своей сестры-одесситки Каролины Сабанской (большой аферистки, но это совсем другая история), где познакомилась с Пушкиным, Мицкевичем. «Она флиртовала в то время с самым интересным представителем молодого одесского общества - Александром Раевским, другом и «демоном» Пушкина», - писал Леонид Гроссман в своем исследовании «Бальзак в России».

Она свободна!
В следующем письме Эвелина сообщила Бальзаку, что собирается с мужем в Швейцарию – по сути, первой предложив встретиться. Оноре ответил, что очень ждет встречи. Он уже рассказал друзьям о любовной переписке с богатой иностранкой, и страсти, связавшей их сердца…
Страсти бушевали только в сердце писателя, но творческие люди такие затейники, сначала придумывают чувства, а потом уже и деваться некуда…
Опытный романист, знаток женской души, Бальзак своими пламенными письмами разжигал огонь любви у виртуальной знакомой. Во втором послании к Ганской он уже «мысленно ласкает сладостный образ прекрасной незнакомки…» В третьем признается в любви. Еще несколько почтовых отправлений и незнакомка стала сердцем, «у которого я впервые нашел утешение» и «возлюбленным ангелом».
Первая встреча Ганской и Бальзака состоялась в Невштале (Швейцария), в гостинице «Вилла Андрэ». Красивая, статная, эрудированная, музыкальная светская львица не разочаровала романиста. Чего нельзя было сказать об Эве. Конечно, она видела портрет писателя, но в жизни - толстенький, по-крестьянски краснощекий, с развевающейся гривой сальных волос и гнилыми зубами - Бальзак выглядел гораздо хуже. Однако стоило писателю заговорить и мелочи ушли на второй план. В первую же встречу Оноре смог «похитить» поцелуй у женщины своей мечты.
Но через неделю пара разъехалась в разные стороны. Ганские через Германию и Польшу отправились в Украину, Бальзак - в Париж. Он ликовал: муж Эвы - почти старик. Скоро мечты претворятся в реальность. В ожидании сего счастливого мига Бальзак с головой окунулся в работу – у него были долги перед издателями и кредиторами - и продолжил привычный образ жизни, затевая многочисленные интрижки с другими женщинами.
В конце 1841 года Венцеслав Ганский отошел в мир иной. Эвелина  стала очень богатой вдовой и, несмотря на то, что отношения в то время были натянутыми, Бальзак сделал предложение руки и сердца.
Ганская обещала подумать.
В 1843 году пара встретилась в Санкт-Петербурге, но графиня все еще сомневалась.
В 1845 году Ганская и Бальзак совершили совместное путешествие по Европе. 45-летняя Эва ждала ребенка. В Дрездене у нее начались преждевременные роды. Девочка не выжила, Бальзака утешило только то, что это был не мальчик…
В 1847 году Оноре приехал в Верховно, увидел поместье Ганских, которое за роскошь интерьера называли «волынским Версалем». «Я работаю, как в Париже, - писал писатель сестре. - В моем распоряжении шикарные апартаменты, салон, кабинет из разового искусственного мрамора с камином, чудесными коврами и удобной мебелью». Он был счастлив! Дворец, услужливая челядь, не нужно тревожиться из-за сроков сдачи рукописи и неоплаченных векселей.
Но под венец Эвелина так и не пошла. И больной бронхитом Бальзак возвращается домой. Вместо жены он увез теплую русскую шубу, подаренную заботливой Ганской.
Немного поправившись, Оноре решил купить на Рю Фортюне «квартиру-дворец» для будущей жены. Правда, не на собственные средства. Деньги дала Ганская. Писатель обставил дом дорогой мебелью, обил стены золотой парчой, а лестницу устлал персидскими коврами.
Когда в сентябре 1848 года самый популярный в те годы в Европе беллетрист снова приехал в Украину, он был уже очень больным человеком – его мучили боли в сердце и приступы удушья. В поместье Бальзака сразу же уложили в постель и вызвали докторов. После консилиума врачи сообщили Эвелине страшный приговор: господину писателю недолго осталось жить…Именно тогда Эва и дала согласие на брак, вероятно, решив сделать Оноре счастливым хотя бы в конце жизни, а возможно, подумав и о том, что он уже не сможет ее разорить…
В мае 1850 года в Бердичевском костеле святой Варвары в присутствии двух свидетелей произошло венчание Эвелины Ганской и Оноре Бальзака. «Венчаются юноша 50 лет Оноре де Бальзак и вдова 46 лет Эвелина Ганская», - произнес священник. Вечером за праздничным столом писатель, светясь от счастья, сказал, что сделал то, чего не смог сделать его кумир Наполеон – в лице Эвелины он покорил Россию! Проведя в Верховно два месяца, молодожены собрались в Париж. Но семейное счастье длилось недолго. Через три месяца Бальзак скончался.
«Я знаю хорошо, слишком хорошо, – писала Эвелина Ганская своему брату Адаму Ржевускому, – что господин Бальзак – обречен и что даже при самом лучшем уходе не сможет протянуть долго…Однако мысль, что я могу быть нужной этому великому уму и этому великому благородном сердцу, также является наградой. Я дам ему все счастье, которое он заслуживает, и, делая это, сама буду счастлива. Так часто его предавали: я останусь ему верной наперекор всем и…пусть он умрет с рукой в моей руке и с моим образом в сердце…»
Эвелина Ганская-Бальзак пережила мужа на тридцать лет. Она расплатилась с долгами Бальзака и до самой смерти заботилась об увековечивании его памяти. Исполняя ее желание, Эву похоронили на кладбище Пер-Лашез, там же, где был погребен великий писатель. Так графиня из далекой Украины осталась в истории «женщиной бальзаковского возраста» и последней любовью великого Оноре.