Гл. 20. Серые будни учебы

Владимир Озерянин
         
см. ФОТО: Учебно-лабораторный корпус, академии.


            Кроме жизни культурной, у нас по - прежнему продолжается и учеба! И расписание занятий, вплоть до минуты, существует, а в нем  для весеннего семестра появились и новые предметы. Все, как на подбор. Один другого краше. Перечислю на всякий случай. Возможно,  кто- ни будь тоже вспомнит, что и у него такие были. А это:
-Биологическая химия;
-Микробиология; После биологии обычной, переходим на молекулярный уровень.
-Медицинское снабжение; И это нужно знать! Ну на всякий случай, откуда таблетки берутся, и куда их девать когда нужно утилизировать.
-Оперативная хирургия; Вот это уже на шаг ближе к реальной медицине…
-Патологическая анатомия; Есть и такая, оказывается. В отличии  от анатомии нормальной.
-Нормальная физиология;
-Патологическая физиология; Ну, естественно. Если есть нормальная, то, соответственно, бывает и с отклонениями.
-Марксистско-ленинская философия; Ну, об этих науках я уже упоминал неоднократно. И без них в медицине, ну, никак.
Само собой:
-Иностранный (мой немецкий), язык;
-Физподготовка.

 
          Новые предметы, соответственно, новые кафедры, коллективы, преподаватели. Масса новых впечатлений и открытий. Вот так и начнем с биохимии. Начальник кафедры,а полковник профессор Коровкин Б.Ф. На нем галстук, как на корове седло, но приходится периодически напяливать вместе с  костюмом. Такого на улице встретишь, если на него фуфайку надеть, дать вилы в руки, то и  никогда не поверишь, что это  настоящий член, да еще и корреспондент Академии медицинских наук!


          А лекции по этой науке читает еще один профессор. Зеленин Кирилл Николаевич. Когда идет по академическим переулкам, в кепочке на лысине, плюгавенький такой  дядя. Так и хочется его спросить:

 -Мужичек, ты че здесь бродишь? Это же Академия, а твое место,  где - ни будь у мусорных баков.

Но он же светило!  Гений биохимии, и всего чего в ней там творится. Когда  испещряет  формулами парные доски, то мы в тетрадях не успеваем записать три знака, а у него уже заполненная доска летит вверх, освобождая место для чистой. За два часа лекции половину толстой тетради исписываем.


         А непосредственный  препод  биохимии в моей группе-тоже целый полковник. Одна фамилия чего стоит, Государский! Голова, как чемодан, и с такой же плешью. Державный человечище! Ему бы минимум министром быть, а он приглядывается  на каждом занятии, откуда я цикл Кребса списываю... Спросите что это за цикл такой? Да это любой биохимик вам расскажет. Формула такая, если убористым почерком, то где- то страниц на восемь рукописного текста. Она отражает полностью процесс нашего пищеварения. Его еще по другому,  иногда называют «котлом Кребса». Но чего это я пристал к этой, в общем - то приличной кафедре. Есть и другие, более заслуженные.


         В медицине физиология человека, вместе с анатомией и гистологией, является базисом. Благодаря которому, врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, то есть по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения. И вернуть организм к норме, с учётом индивидуальных, этнических, половых,и возрастных особенностей организма. Вместе с экологическими, и социальными условиями среды обитания.


          Для этого и существует кафедра нормальной физиологии. И у них своя гордость. Ведь этой кафедрой в свое время, задолго до нас, заведовал сам академик, нобелевский лауреат, Павлов! Как кто такой? Да это любой двоечник вам расскажет. Это же тот, который приучал собачек к тому, чтобы у них слюна только в определенное время со рта капала. Доводил их издевательствами до того, что у них рефлексы вырабатывались. Сейчас бы, конечно, ему бы этого не позволили. Всякие там, понимаешь, защитники прав животных. А тогда, в тридцатые годы прошлого столетия, ничего, даже Нобелевскую премию вручили. Что, снова не верите? Да у входа в корпус кафедры, даже мемориальная табличка об этом висит.

         Он был таким светилом мирового масштаба, что до 1936 года Советскую власть не признавал. И его за это даже на сто первый километр не отправили. Не говоря о каких- то там Соловках. Можете сами почитать. Вот на нем, то есть на его не меркнущей славе, кафедра и держится.


       Конечно, начальник кафедры профессор Шостак В.И. тоже не дурак, и свой предмет знает на зубок. Все эти собачьи лампочки со слюной для него, как семечки. И он это умеет преподнести так, что даже мы кое что успеваем запомнить, и даже понять.

       Патологическая физиология — раздел медицины и биологии, изучающий закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.


          А вот на кафедре патологической физиологии своего  Павлова не было. И даже Сеченов у них не пробегал, потому как патология в физиологии человека появилась немного позже. А тут как раз советская власть подоспела. Ну, и нет, не было еще у них своих гениев. Начальник кафедры  зато  у них силен. Юрий Шанин, профессор, конечно. Когда читает нам лекцию, то опираясь на трехметровую указку, как на копье, старается принять позу римского сенатора. И вместо лекции, рассказывает какая у него крепкая дружба, например, с Аллой Пугачевой. Как она бесплатно пропускает его на свои концерты. Ну, или на худой конец, хвалится дружбой с каким - ни будь космонавтом. Ну,  «очень» нам интересны его экскурсы в личную историю. Лишь бы только не запоминать, как там реагируют ткани организма на ожог крапивой.


       Патологическая анатомия — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом, микроскопического исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов . Кафедра патологической анатомии -  это вообще какое - то недоразумение. По сравнению с нормальной анатомией, это даже не кафедра, а проходной двор какой - то.


         Если они чем - то и держат за одно место курсантов, так это тем, что и по ней нужно будет экзамен сдавать. Не успели мы пару недель поучиться в этой шарашке, как взял и повесился начальник кафедры. Причем, на самой кафедре, в каком - то чуланчике. А тот, который у нас непосредственно вел дисциплину, это вообще, «ежик в тумане». Коновалов по фамилии, подполковник, а гонору, куда там каким  - ни будь членам АМН. Ну, да ничего, и этих прошли и пережили. Чем менее значимая кафедра, тем больше в ней мудаков.

 
        Оперативная хирургия — наука о хирургическом инструментарии, о хирургических операциях, методах хирургических вмешательств, суть которых сводится к механическому воздействию на органы и ткани с диагностической, лечебной или восстановительной целью.


      Оперативная хирургия изучает, разрабатывает и внедряет в клиническую хирургию оперативные доступы, и оперативные приемы с учетом предоперационной подготовки, технического выполнения самой операции, и особенностей послеоперационного периода. Большинство хирургических операций предусматривает обнажение органа, части его или другого анатомического образования и хирургическое вмешательство.


          При этом хирурги должны учитывать анатомическую доступность, техническую возможность, и физиологическую дозволенность операции. Это принципы, сформулированные выдающимся хирургом Н. Н. Бурденко. Основоположником оперативной хирургии и топографической анатомии в Российской империи является Н. И. Пирогов.


      Это снова трупы и трупы. Только если на анатомии мы их кромсали, чтобы оголить и запомнить, к примеру, какую - то мышцу или сосуд. То здесь тоже нужно резать на любую глубину тканей, и знать-запоминать, что ты в данный момент пересекаешь, углубляясь в ту или иную сторону. Серьезная наука. И педагоги здесь соответствующие. Те,  кто собрался  ступить на  хирургическую стезю, пот проливают сутками в этом корпусе, но цикл относительно короткий. Да и заканчивается всего лишь зачетом.


        А весенняя сессия не за горами. И экзаменов аж четыре. Из них два снова по фундаменту медицины. Это биохимия и физиология. А других два по предметам ,без которых здесь делать вообще нечего. Это «диалектический материализм», и иностранный язык.

 
          О кафедре марксизма-ленинизма я уже вскользь упоминал пару раз. Занимает она целый шестой этаж в лобке. Пардон, в УЛК, то есть в учебно- лабораторном корпусе.  Длину этажа точно не скажу, но думаю, что около ста метров. Прозвище  корпуса, лично мне не нравится, но оно почему- то прижилось в сленге курсантов всех поколений.


       Я уже тогда догадывался, что эта кафедра, это такой не хилый отстойник для «настрадавшихся» от тяжелых армейских перегрузок, замполитов. И таких кафедр, только по всем военным академиям и училищам Ленинграда было не счесть.  Это еще одна жирная кормушка-отстойник для партийных страдальцев. Нам тогда, конечно, так не казалось, потому что все «предметы» этой кафедры были булыжниками на нашем тернистом пути, и заканчивались госэкзаменом. И в то же время, надо отдать должное руководству и преподавателям этой «кафедры» за то, что они осознавали, что для нас является основным, и что третьестепенным в нашем образовании. А по сему хоть и выеживались иногда, но в меру.


       Следующей по значимости для нас, шла кафедра иностранных языков. Потешное такое заведение. В просторечии «курятник», и без единого  штатного петуха. То есть, совершенно женский коллективчик. На занятия к которым, ежедневно прибывают сотни бойцовской породы  кочетов. И от этих куриц зависит, судить нас или миловать. Ох, и изощрялись бабушки, и «девушки» над нами. Мы  еще в их глазах - зеленая масса, недостойная внимания. А вот офицеры первого командного факультета, эти зубры на учете , как штучный материал. Но в основном, «пасутся» здесь штатные полковники, и генералы академии. Среди любимчиков в этом бабьем монастыре и наш Штирлиц, начальник курса. Пользуется авторитетом у женщин, Евгений Алексеевич.


        И приходится зубрить, и тратить массу времени еще и на этот, с позволения сказать, предмет. Меня лично в какой - то степени выручал маленький багаж знания немецкого, приобретенный за период службы в Германии. Пригодился, так сказать. Иногда педагогши даже удивлялись моему беглому переводу, и потсдамскому акценту.  Приходилось только сожалеть, что мало контачил с немецким населением. Ведь никто и никогда не подсказал, что при случае поступления в академию, мне придется его еще и изучать на протяжении шести лет.


     Экзамен у нас по инязу был в конце второго курса. А затем еще в течении четырех лет  продолжали околачиваться  в этом заведении, сдавая регулярно так называемые «нормы». Для этого надо было самому найти в библиотеке какой- ни будь журнал, книгу по медицинской тематике на немецком языке. Преподаватель  отмеряет сдающему пару-тройку страниц текста, дает пять-десять минут на перевод-подготовку,  а затем:
- Прошу к барьеру!
 Поэтому бузить здесь было нельзя. Нужно терпеть до самого финиша.


      На закуску такие циклы, как микробиология, медицинское снабжение. Здешние  педколлективы от нас многого не требовали. Потому, как нахрапом, их не освоишь и не усвоишь. В принципе поверхностных знаний для любого эскулапа по ним достаточно. А кто, когда - ни будь,  займется непосредственно этой стороной медицины, вот тогда и разгребет досконально.


         Вот такие науки мы и проходили в течении четвертого семестра. Экзамены сдали все. А кто не сдал, тех никто и не заметил. Исчезли с поля зрения и все. Впереди , перед  летними каникулами, нам предстоял месяц, так называемой, войсковой стажировки.



Продолжение следут.