Размышления. 3. Судьба

Осипов Александр
3. Судьба.

Говорят: от судьбы не уйдёшь. Почему так говорят? Почему люди так верят в судьбу? Неужели действительно каждому человеку запрограммирована его жизнь? Наукой это ещё не доказано. А раз нет доказательств, то можно лишь предполагать, что это возможно. Можно ли говорить, что моя судьба могла быть иной? Не знаю, но то, что в определённые моменты жизни у меня был выбор – это факт. На выбор дальнейшего пути в жизни влияют как внешние факторы, так и внутренняя интуиция. На выбор влияет и случай.
Так на занятия радиолюбительством повлиял случай. Я дружил с Лескиным Павлом, у которого дед занимался радиолюбительством, и он мне рассказал, что можно собрать приёмник, который будет ловить радиостанции. Меня эта информация заинтересовала, и это было толчком, чтобы начать увлекаться радиолюбительством.
Фотолюбительством я стал заниматься после того, когда жена брата подарила мне фотоаппарат «Смена-2». А подарила она тогда, когда их сын Володя, которому шёл где-то второй год жил у нас.
А вот первый раз, когда судьба предоставила мне выбор дальнейшего пути в жизни – это после окончания восьмого класса.
Мне представилась возможность выбирать дальнейший путь в моей жизни. Я стоял, как бы у развилки дорог. Нужно было выбрать дорогу по которой идти дальше. Выбор был небольшой, но он был. Я получил аттестат о неполном среднем образовании, и дальше в школе можно было бы и не учиться. Для того, чтобы продолжить учёбу в школе и пойти в девятый класс, надо было подать заявление на имя директора школы. Я ещё заявление не подавал. Ещё был в раздумье: продолжить учёбу в школе или пойти учиться в ГПТУ, попытаться поступить в техникум или пойти работать. Некоторые ребята из нашего класса решили пойти в ГПТУ – это Соловов Юра, Виноградов Володя,  Лукинский Володя. Решающую точку в выборе моего дальнейшего пути поставил брат Володя. Он для меня был большим авторитетом, поэтому к его мнению я прислушивался. Он посоветовал и убедил меня в том, что надо продолжить учёбу в школе и получить среднее образование. С его мнением согласился и мой внутренний голос. Выбор был сделан – я подал заявление о зачислении меня в девятый класс.
Это был первый выбор, когда дальнейшая судьба резко могла зависеть от выбранного пути. Если бы я решил поступать в ГПТУ, то моя судьба была бы совсем иной и, конечно, она не была бы похожей на сложившую жизнь. Это была бы совсем другая жизнь, на моём пути встречались бы другие люди и вряд ли я встретил Веру, иная семейная жизнь и совсем другие дети, а может ничего бы этого и не было бы. К сожалению, мы не можем прокрутить, как в кино, все варианты жизненного пути от начала и до конца, чтобы выбрать лучший. В жизни, как в карточной игре: повезёт или не повезёт. Приходится надеяться на судьбу.
Второй раз выбирать дальнейшую дорогу жизни пришлось после окончания средней школы. Выбор был большой. Из всего выбора я сделал попытку поступать в Рязанский радиотехнический институт. Выбор был сделан в основном по причине того, что я занимался радиолюбительством. Но попытка была не удачной. Я не поступил. Не пришлось мне идти по выбранному пути. Я оказался опять перед выбором: какую дорогу выбрать? У меня был на руках паспорт, и я мог бы пойти на работу и сделать ещё одну попытку поступить а институт. Не знаю почему, но я этот вариант почему-то для себя отклонил.
Я вернулся домой. Работал в колхозе. После завершения уборочной компании я задумался: а не поехать ли мне по комсомольской путёвке на какую-нибудь стройку? Я поехал в райком комсомола. Из предложенных ударных строек я выбрал строительство железной дороги где-то на Урале. Для получения путёвки мне предстояло пройти медицинскую комиссию. Но опять, видимо, не судьба. Отговорили родители. Они посоветовали остаться дома и готовиться к поступлению в институт на следующий год. Одновременно просили помочь по дому: оштукатурить прихожую, заменить сруб в колодце и оказать другую помощь по дому.
Но судьба распорядилась по-своему. Зимой от райвоенкомата меня призвали на курсы по подготовке на парашютиста, а весной призвали в армию.
В армии у меня была возможность поступить в военное училище и дальнейшую жизнь связать с армией. Такое желание было. Я собирался подать заявление в Рязанское десантное училище, но экзамены совпадали с парашютными прыжками и это меня остановило, мне не хотелось пропускать прыжки. Как будто кто-то отвёл в сторону меня с этой дороги.
И только после службы в армии я смог выбрать свой дальнейший жизненный путь. Хотя выбор был не из лёгких. Ещё в армии к концу службы я стоял на распутье. Вариантов было много. Из всех вариантов я выбрал Рязанский радиотехнический институт. Решил сделать ещё оду попытку поступить. От воинской части мне дали направление на подготовительное отделение. Но в приёмной комиссии предложили попытаться поступить без учёбы на подготовительном отделении. Тем самым сэкономить один год. Я так и сделал. Но выбрал специальность не техническую, а подал заявление на инженера-экономиста. Несколько лет увлекался радиолюбительством и вдруг такой выбор. Чем же он был обусловлен? Возможно тем, что в стране разворачивалась экономическая реформа, а в моих мыслях всё же были ростки реформаторства и они взяли верх.
Но вот перед окончанием учёбы снова настал момент выбора дальнейшего жизненного пути. Я уже был женат. Росла дочь. Я и Вера решили при распределении выбрать г. Фрязино. Этот город в Московской области и как запасной вариант –завод «Красное знамя» в г. Рязани. Но увы, наши планы не сбылись. Мы были семейные, имели уже ребёнка, и поэтому нам при распределении должны были гарантировать в течение двух лет жильё. Поэтому нам предложили Запрудненский завод электровакуумных приборов в посёлке Запрудня Московской области.
Трудовая деятельность на заводе могла бы несколько иначе. В отделе кадров заместитель директора по кадрам предложил мне работу диспетчером в стекольном цехе. Так могло бы и быть, если я сразу бы согласился. Но за меня стали бороться начальник ПДО завода Карасёв и его заместитель Чернышёв. Я проходил преддипломную практику у них в отделе и себя неплохо зарекомендовал. Я также был согласен работать  в ПДО завода. Так что из двух трудовых дорог я выбрал трудовую дорогу в ПДО.
Пять лет, я отработал в ПДО завода. И вот опять встал вопрос моей дальнейшей трудовой деятельности. Мне главный экономист завода предложил должность старшего экономиста в цехе по производству цветных кинескопов. Если бы я не дал согласия, то не известно, как бы сложилась моя дальнейшая трудовая деятельность. Но я после взвешивания за и против через день дал согласие.
А через год новый выбор дальнейшей моей трудовой деятельности. Мне предложили должность начальника планово-экономического отдела завода. В этой должности я проработал четырнадцать лет.
В середине девяностых годов моя судьба могла несколько раз поменяться. Мне предлагали должность заместителя директора по экономике, но я не дал согласия. Я долго не соглашался на должность главного бухгалтера. Но, в конце концов, всё же дал согласие. И дальнейшую свою трудовую деятельность я связал с бухгалтерской деятельностью.
2003 год стал для меня годом, когда я перешёл работать в г. Дубну на малое предприятие по производству кофе главным бухгалтером. Если бы я, а в последствии и Вера не перешли бы работать в г. Дубну, то вряд ли мы переехали бы жить в г. Дубну, а так в 2005году мы купили квартиру в г. Дубне и переехали в Дубну жить.
По истечению многих лет жизни, сейчас сложно сказать: что определяло мой жизненный путь – судьба или случай. Возможно: что то и другое. Есть мудрая народная поговорка: «На бога надейся, но сам не плошай». О чём она говорит? А говорит она о том, что во многом мы сами кузнецы своей судьбы, а для того, чтобы в жизни правильно принимать решения, нужно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу и тогда меньше в жизни будем допускать ошибок.