Не сидите дома!

Наталья Головина-Хозяинова
Не один раз убеждалась, что сидя дома, ничего интересного не увидишь. Но стоит выехать за город, хоть и в ненастную погоду, и даже ненадолго, то обязательно откроешь что-то новое для себя или случится настоящее приключение. Встретишь юркую птичку-невеличку, послушаешь ее посвист; понаблюдаешь за зверьком или ящерицей; найдешь новое растение или съедобный гриб, полюбуешься на радугу или солнечные блики на воде – и возвращаешься домой полон впечатлений от встреч с ее величеством Природой.

Солнечным, но ветреным сентябрьским деньком отправились мы на машине по делам в районный центр – Нижнюю Тавду. С делами управились до обеда, и на обратном пути завернули к деревне Сосновке. Место там приметное: за деревенскими огородами протекает ручей, через него мостик прокинут из деревянных досок с перильцами, а противоположный берег круто уходит в гору, поросшую сосновым лесом. Мы оставили машину на поляне у ручья и отправились по хорошо натоптанной тропинке в лес. Светило солнце, ветер среди деревьев притих, но настроение было ностальгическое, осеннее. Листва на деревьях местами пожелтела, кое-где облетала с деревьев. Трава прижухла, только клевер и мятлик зеленели по обочинам дорожки. Мы не рассчитывали найти грибы, хотя этот бор славился сухими груздями, а молодые посадки сосны в некоторые годы буквально «взрывались» обильным урожаем рыжиков. Тот год был не грибной, но инстинкт грибника заставлял нас сойти с тропинки, разворошить подозрительный бугорок и проверить: а вдруг груздь?

В одно из таких «отклонений от маршрута» мы наткнулись на крупный папоротник с розеткой перистых листьев. Вот и первая удивительная встреча! Папоротник оказался редким видом, включенным в Красную книгу Тюменской области – щитовником мужским. В нашем регионе этот вид не образует крупных зарослей, а встречается почти всегда единичными особями. Находка была редкая, настроение улучшилось, и, сделав снимок папоротника, мы двинулись дальше.

На просеке ЛЭП трава была погуще и повыше. Тропинка почти терялась в ней, но от зоркого глаза нашего зоолога и фотографа не укрылся мелькнувший змеиный хвост. Мы кинулись разыскивать в траве хозяина хвоста, которым оказался обыкновенный уж. Осмелев, мы даже взяли его в руки и сделали несколько замечательных снимков крупным планом. Ужак шипел, вертелся и позировать не хотел. После фотосессии мы его отпустили, ведь он тоже включен в Красную книгу Тюменской области и подлежит охране. Пусть живет да радуется.

В посадках сосны лесники, видимо, проводили санитарные рубки, и ветки были сложены в кучи. Под одну из них шмыгнул какой-то зверек. Мы окружили кучу хвороста с трех сторон и замерли: вылезет, не утерпит. Так и случилось. Любопытство победило осторожность, и на свет из-под веток выбрался бурундук. Какой же он был замечательный! Рыженький, с пятью классическими черными полосками на спинке, с пушистым хвостом и блестящими глазенками, он встал столбиком и внимательно огляделся. Наш фотограф был начеку, и фотография зверька получилась просто уникальной. Вдоволь полюбовавшись на бурундучка, мы отправились в обратный путь, так как дело шло к вечеру.

Еще в лесу мы услышали впереди тоскливый вой собаки. Звуки были то истошными, то угасающими, то взвивались с новой силой, подстегнутые отчаянием. Нам стало не по себе. Что могло случиться? Приблизившись к речке, поняли, что звуки доносятся из-под моста, и осторожно заглянули через перила. В воде на боку лежала крупная овчарка. Она пыталась держать голову над водой (хорошо еще, что ручей к осени обмелел), но силы не хватало, и она периодически окуналась в воду. Увидев нас, собака замолчала и только глазами молила о помощи. Было ясно, что подняться самостоятельно она не могла. Что делать? Вид у псины был внушительный, и при попытке вытащить ее из воды, можно было напороться на клыки, особенно, если нечаянно причинить боль.

Вспомнили, что недалеко видели молодого парня, который пас деревенских буренок. Он должен знать эту собаку, деревенька-то небольшая. Когда запрыгивали в машину, нас сопровождал истошный вой. Пастух отыскался быстро, сказал, что знает, чья собака, сел в машину, и мы подкатили к ручью. Из багажника достали кусок брезента. Парень, недолго думая, забрел в воду, накрыл псину брезентом и сгреб в охапку. Пес помалкивал, но его била крупная дрожь от холодной воды и пережитого страха. Пастух с собакой на руках, с шерсти которой ручьем стекала грязная вода, забрался в машину на переднее сиденье, и стал объяснять, куда ехать.

Калитку нам открыла женщина, а, увидев собаку, всплеснула руками: «Как я проглядела, когда она ушла со двора?!» Оказалось, что Найда у хозяев живет очень давно, и от старости у нее парализовало переднюю лапу. Она прыгала на трех ногах и охранную службу несла исправно, но за ворота ее не пускали одну. Что поманило старую псину прогуляться, да еще и сунуться в воду, нам неведомо, но, поскользнувшись на глинистом дне, она упала на парализованный бок, поэтому и встать не смогла. Как хорошо, что мы появились вовремя!

По дороге домой обсуждали происшедшее, заново переживали события, радовались, что все так удачно обошлось. Настроение было приподнятое из-за удовлетворения собой – все-таки живую душу спасли. И мне этот день запомнился на всю жизнь. Вот и говорю: не сидите дома! На природе вас ждут интересные встречи, удивительные находки, незабываемые впечатления. А может, кто-то нуждается в вашей помощи?

2010 г.