Вот такая история

Наталья Головина-Хозяинова
Когда меня спрашивают, как мне удалось устроиться на работу в ТюменНИИгипрогаз – дочернее предприятие Газпрома, я рассказываю эту историю.

Приближался август, время моего отпуска, и семья готовилась к отъезду на «фазенду». Но неожиданно подвернулся «левый» приработок – надо было сделать описание растительности нескольких участков под Тюменью, выделенных для создания памятников природы. При мизерных заработках в конце 90-х, отказываться было глупо, и, вздохнув, я отправилась подписывать договор.

В небольшой фирме «Экоцентр «Реликт»» меня встретил сам директор – Козлов Николай Семенович - мужчина средних лет, приятной наружности и сдержанных манер. Сговорились быстро – за один день делаем выезд на один участок, утром приношу готовое описание растительности, и мы выезжаем на следующий объект. Пять территорий,  пять дней, пять тысяч рублей. Замечательно.

Возил меня на объекты сам директор на своей «Ниве», вместе обходили участок, отмечая его границы и делая нужные записи. Передвигался по лесу он легко и быстро, и мне, иногда, приходилось бежать за ним вприпрыжку, чтобы не отстать и не потеряться. Разговаривали мало и только по делу, зато работа продвигалась, и мои отчеты его устраивали. Наконец, осталась последняя необследованная территория у села Каменка. Накануне мне позвонил Павел Ситников - известный в Тюмени энтомолог, сотрудник областного краеведческого музея. Узнав, что мы едем под Каменку, упросил взять его с собой «покосить» насекомых на степных склонах. Директор не возражал, тем более что Павел пообещал прибавить к списку редких видов растений еще и животных, если таковые там найдутся.

Выехали рано, воскресный день обещал быть солнечным. Павел со своей заразительной общительностью, разговорил Николая Семеновича, и всю дорогу они говорили о рыбалке, экспедициях, удивительных случаях из жизни.

Последний участок не оправдал наших надежд на богатство степной растительности: был замусорен и порос сорняками. Зато мы быстро закончили работу, перекусили  и решили заглянуть в лес – поискать грибов. Отъехав с километр, Николай Семенович вдруг свернул к речке Каменке.
Берег здесь был открытый, высокий, крутой, но не обрывистый. Рядом – березовая рощица, где отдыхало несколько компаний, кучкуясь вокруг разостланных на траве «скатертей» с выпивкой и закуской. На другом берегу – густой лес. Речка неширокая, но с заметным течением и приличной глубиной. Солнце грело, а свежий ветерок приятно холодил. Нашлись желающие искупаться, и несколько человек плескались в воде.

- На этом берегу я мечтаю построить себе дом, - сказал Николай Семенович. – Правда, красивое место?
Мы с Павлом согласились: усадебка бы тут чудно смотрелась! И речка, и лес, и ветерок, что отгоняет комаров да мошек. Красота!

Мы стояли и любовались пейзажем, пока не заметили, что на середине реки какой-то мужик бестолково машет руками; то скрываясь под водой, то выныривая, он хлебал воду широко открытым ртом, но на помощь не звал. У воды по берегу, шатаясь и падая, топтался другой мужчина, что-то кричавший утопающему. Было видно, что он сильно пьян. Потом, не раздеваясь, он вошел в воду и поплыл, но было ясно, что надеяться на его помощь нельзя.

Несколько секунд нам понадобилось, чтобы осознать, что происходит. Но пока я успела произнести вслух «по-моему, он тонет», Павел и Николай Семенович уже скинули одежду и мчались под горку к воде. Синхронно нырнули и появились на поверхности почти рядом с утопающим, который в этот момент скрылся под водой. Они выдернули его откуда-то из глубины, перевернули лицом вверх, с двух сторон подхватили под локти и поплыли к берегу.

Все это время я металась рядом с машиной в ужасе от происходящего, не зная, чем помочь, и от страха в голове крутилась одна бестолковая мысль: «Господи! А если они тоже утонут, что я буду делать одна на берегу с этой «Нивой»?»

Утопающего волоком втащили на берег. Он оказался одетым в брюки и рубашку, и даже ботинки были на нем, но один башмак утонул, а носок сполз с ноги и висел мокрой тряпкой. Искусственного дыхания не понадобилось, вскоре мужик замотал головой, перевернулся на живот, но самостоятельно встать не смог.

Тут я перевела взгляд на воду и увидела, что второй мужчина, который поплыл спасать первого, тоже как-то странно бултыхается на середине реки.
- Паша! - заорала я. - Второй тоже тонет!

Мужчины развернулись и снова бросились в воду. Тот не успел еще сильно нахлебаться, и пытался уцепиться за них, но они ловко подхватили его с двух сторон, лишив возможности двигать руками. На мелководье его отпустили, и на берег он выбрел сам.

Из березовой рощи к нам уже бежали люди. Они тормошили лежащего на берегу мужчину, пытались поднять. Крики, причитания! Но дело сделано – все живы.

Николай Семенович спокойно переодевался за машиной, Павел обсыхал на ветерке, а я смотрела на них и гордилась. Вот это мужики! Как я восхищалась ими в этот момент – сильные, уверенные, надежные! Спасли двоих человек, да так ловко и слаженно у них получилось, будто всю жизнь в паре спасателями работали, а ведь они только сегодня познакомились. И хотя сама я ровным счетом ничего полезного не сделала, ощущала полную причастность к их подвигу, ведь я с ними, из их команды.

Когда усаживались в машину, к нам подбежал пожилой человек, стал благодарить и предлагать деньги, приговаривая:
- Мужики, спасибо! Что хотите для вас сделаем! Выпили ребята, а мы не доглядели. Они ведь братья-близнецы, краснодеревщики, золотые руки! У меня в фирме работают. Мы тут коллективом на пикник выехали, и такое… Спасибо вам! Возьмите хоть деньги, сколько есть! Запишите адрес фирмы нашей, может вам надо мебель какую сделать, мы все для вас! Вот телефон. Не знаю, как еще отблагодарить!
- Да, не надо ничего! Успокойтесь, все нормально. Смотрите, чтобы они снова в воду не сунулись. А нам ехать надо, – отнекивались Павел и Николай Семенович.

Мы доехали до леса и остановились, вышли из машины, но о грибах даже думать не хотелось. Только теперь все «выдохнули» и заговорили. Оказалось, что мужчины только выглядели спокойными, это происшествие их тоже взбудоражило, а теперь напряжение спадало. Каждый делился своими впечатлениями и ощущениями, обсуждая событие. Я возбужденно рассказывала, как все выглядело со стороны, а противная нервная дрожь все еще перехватывала дыханье. Наконец, мы выговорились и успокоились, побродили по лесу, правда, безрезультатно, и отправились домой.

Моя работа была закончена, утром был сдан последний отчет, и мы расстались с Николаем Семеновичем, казалось, навсегда. Однако весной раздался телефонный звонок, и знакомый голос сообщил, что нам необходимо встретиться по очень важному делу. Выяснилось, что за это время Козлов Николай Семенович принял должность начальника отдела охраны окружающей среды в проектном институте «ТюменНИИгипрогаз» и набирал команду специалистов для проведения инженерно-экологических изысканий на месторождениях Тюменского Севера. Мне, как ботанику, он предлагал выполнять флористические и геоботанические обследования. После некоторых колебаний и сомнений (уж больно нефть и газ казались далекими от моей профессии), я согласилась и вот уже 14 лет работаю под его руководством.

… А дом на речке Каменке он так и не построил, а выбрал для него другое место.

2012 г.