Вертолет над автотрассой

Степаныч Казахский
 Или "Чужие обязанности".

    
     Я прилетел с лесоавиационных работ в Северном Казахстане, и из-за дождей и низкой «горимости», не набрал "санитарной нормы лётных часов".

Доложив результаты командировки, получил указание от комэски: «Долетать недостающие часы на базе, обслуживая Госавтоинспекцию Казахской ССР».
На что не имел никаких возражений, так как долетать санитарную норму да ещё и с базы – было пределом мечтаний, ведь я собирался в отпуск. А месячная саннорма часов, как известно, это уже совсем даже приличная зарплата.
Меня тут же поставили "в план" на очередное дежурство, на завтра.

- Ну что! Совмещай приятное с полезным – весело хлопнул рукой по столу, командир, и я кивнул ему благодарно.

Вылетев по плану, утром следующего дня, через двенадцать минут уже делал круги, над постом ГАИ по трассе, в 19-ти километрах от нашего аэродрома в сторону города Фрунзе.
Никто на вертолетную площадку не вышел, поэтому пришлось садиться, чтобы выяснить причину.

- Пройди над трассой и возьми свободного, «безлошадного инспектора» - сказал командир батальона, майор. Они все на «отработке» на трассе, но кто из них, где стоит, я не знаю – добавил он,  выдал мне «Заявку на полет» на сегодняшний день и нажал кнопку селектора, вызывая дежурного для каких то своих распоряжений. 
- Понятно – мурлычу про себя, и стрельнув сигарету у «Дежурного», пошёл к вертушке. «Время – деньги». – Или как там?

Быстро запустив движки взлетел, и пошел на Запад, в сторону Фрунзе, всматриваясь вниз. Увидел, что инспекторы стоят через одинаковые промежутки, на своих оборудованных радиостанциями  «канарейках», и активно работают не обращая внимания на вертолет.

- Ладно, поищем.

Прошел ещё километров десять – никого свободного, не увидел. Передал своему диспетчеру о начале работ, и, усек вдруг, боковым зрением, необычное движение на дороге.
Повернув голову в сторону, увидел стремительно двигающуюся, светлую легковую машину, по-моему «ВАЗ шестой модели», которая обгоняя всех, неслась по левой стороне. Так, обычно гаишники носятся. Пока раздумывал,
увидел автоинспектора стоявшего подо мной, на автотрассе, который бросился сломя голову, на середину дороги, взмахивая жезлом.

Но, бешеная «шестёрка» вильнув, объехала его и помчалась дальше, в сторону города.
Быстро одев радиогарнитуру «ГАИ-шной» радиостанции, вызываю центральный пост:

- «База, База», ответьте «ноль пятидесятому»! («Ноль пятидесятый», был позывной вертолёта).

Молчит, «База». Наверно дежурный вышел на улицу, покурить, и не слышит радиостанцию.

Закладываю крутой вираж над автоинспектором, который пытался остановить машину, и вижу, что он, подняв голову, призывно смотрит на меня, машет «отрицательно» руками показывая на свои уши. Потом, обратной стороной ладони руки бьёт себя по шее, тыкая «полосатой палкой», вслед унесшейся «шестерке».

- Наверно носимой радиостанции нет у инспектора, а водитель «шестерки» - подозрительно себя повел, и скорей всего - пьяный - догадываюсь по его энергичной жестикуляции.
Снова настойчиво зову базовый пост, и одновременно снижаясь пониже, иду над самыми макушками деревьев, разглядывая номер автомашины.

- Мама родная! Да там дети! - ошалело смотрю, как  они весело машут мне, в заднее стекло «Жигулей». - Сколько же их там?!

Машина не останавливается и второму инспектору, а до города осталось чуть меньше десяти километров.
- Так, он может проскочить «головной пост» и уйти в город. А в городской черте, движение интенсивней, чем здесь, на загородной-то трассе. - Ведь убьёт ребятишек, сволота! Действительно, похоже, что пьяный. Трезвый человек не будет гонки с детьми в машине устраивать! - волнуюсь и тороплюсь.

Продолжаю вызывать «базовый пост» и когда мне ответили, не дослушав выпаливаю:
- На большой скорости и в вашу сторону движется автомобиль Ваз-2106 госномер такой-то, который только что не повиновался двум автоинспекторам. В салоне вижу детей. Водитель предположительно пьян или угонщик. Срочно организуйте перекрытие автотрассы!

- Хорошо бы грузовиками – думаю про себя.

До базового поста остались считанные километры. Издалека и сверху вижу, как выскакивает на дорогу автоинспектор и машет жезлом, останавливая грузовые машины.
- Отлично! - Как мысли мои услышали.

Проходит десяток секунд и два грузовика как в замедленном кино - плавно разворачиваются поперёк дороги. А в мою сторону бежит кто-то и прячется в кустах.
- Что такое? Кто это?! - всматриваюсь недоуменно.

«Шестёрка» пронеслась мимо "сидящего в кустах" и стала вдруг, мотаясь из стороны в сторону, останавливаться.
- Ба-а! Да это гаишник выскочил из кустов как чёртик из коробочки и остановив несколько машин отрезает путь назад, «Шестёрке». Вот это оперативность! Ай да молодцы!

Ну, всё! – остановили, наконец, это сумасшествие. Вспоминаю, что одел «чужие» наушники и меня, наверно, уже «потерял» диспетчер моего аэропорта - я ведь должен быть постоянно на связи. Одеваю свои, но в них - тишина, как в сонном царстве. И это - хорошо.
Прошли считанные минуты, а мне кажется - час, как минимум.

Сажусь на пост. К вертушке подошёл освободившийся автоинспектор и мы пошли работать дальше, на автотрассу. Он то, мне и рассказал, что водитель был пьян в стельку, а дети были его собственные и соседские - все из небольшого посёлка, что невдалеке от города.

- Шустрые все-таки были раньше ребята-"гаишники", не чета сегодняшним, вальяжным – думается мне. И, более ответственные, что-ли.
Хотя, вам видней, читатель.