Альпийская травница Мадам Кузан-Церматтен

Ирина Салимова
Секретами альпийских трав я интересуюсь давно. Где травы, там и травники. В Швейцарских Альпах они работают довольно активно.
Лет пять назад я поехала с другом на встречу к травнице в альпийскую деревушку Сан – Мартан. Она пришла на встречу со своим шестилетним правнуком, во время разговора заметила, что у него развязались шнурки, мгновенно наклонилась и завязала на одном дыхании. Я невольно сравнила её со своей мамой тех же 84 лет. Мадам Кузан потрясла меня своей энергией, энтузиазмом, новыми идеями и планами на жизнь.
Создав собственное предприятие по выращиванию и переработке альпийских трав, когда ей уже было за 80, она на его базе каждое лето проводит семинары по лекарственным растениям.
Время от времени я встречаю Мадам Кузан - Церматтен в городе Сьоне, столице кантона, где у неё очень насыщенная социальная жизнь. Каждый раз восхищаюсь, встречая её за рулём маленькой новой машинки на горном серпантине. Жермен лихо заезжает в свою деревню на высоте 1500 метров. А занятия проводит в своём семейном майене с пастбищем на высоте 1800 метров, где автодороги нет вообще. Таких удалённых альпийских поместий в горах много, но Жермен с семьёй одна из первых сделала в своём «евроремонт» и небольшой пансион на десять «слушательниц». Летом каждую неделю приезжают новые ученики на курс занятий, которые травница проводит тут же на пленере, заодно работая и горным проводником. Места и темы занятий расписаны на год вперёд.
Надо знать особенности валезанской горной деревни. Здесь все говорят на своём языке - местном диалекте, друг к другу обращаются только на ты, любят сплетни и весёлые байки друг про друга, не верят в «пророков в своём отечестве», как и везде. Образ жизни у всех здоровее здорового, питание – «подножное» альпийское, перед глазами – живописные горные перспективы, а над головой – ласковое солнце круглый год.
Последние десять лет Мадам Кузан издаёт книги с мудрыми советами одну за одной, много народа приезжает на личные консультации. Денег Жермен не берёт, но глядя на ассортимент волшебных баночек в магазине её сына, без мешка с маслами и мазями уйти невозможно. Я регулярно привожу то детей, то соседей – очень приятно в очередной раз зарядиться энергией и жизнелюбием, заодно приобрести серию любимой косметики. В её «траву» я верю безоговорочно и собираю такую же для себя на соседнем пастбище. 

К многочисленным гостям Жермэн в городке Сан – Мартан привыкли и относятся приветливо: «Ну ладно-ладно полечись, коль занемог. А заодно отведай местного вина, сушёного мяса, сыра из ближней сыроварни и хлеба от деревенского пекаря. Мы тебе покажем, в чём секрет здоровья». Людей в возрасте до 90 лет считают молодыми, только на десятом десятке им будет позволительно пожаловаться на нездоровье.

Позже я узнала историю её нелёгкой судьбы. Кому эта тема интересна, хотела бы предложить перевод статьи о травнице в швейцарской газете и документальный фильм на центральном телевидении.
 
«Растения не могут сделать чудо, но могут усилить защитные силы организма и сохранить его в форме», - Мадам Кузан-Церматтен даёт интервью на Ярмарке «Салон лекарственных растений» в Моржине. Неутомимая в свои 88 лет, она принимает поток посетителей до самого вечера:
- Я всегда в форме, потому что пользуюсь рецептами моей прабабушки.
Рассказ о целителях – травниках в Вале начинается всегда с её имени. В возрасте 12 лет, катаясь на лыжах, она сломала позвоночник. 
- Медики думали, что я останусь парализованная.  2 года моя мама лечила меня, втирая мазь из арники. Потом всю жизнь я носила корсет. Сейчас в свои 88 я вожу машину и провожу семинары о свойствах трав.  Не удивительно, что я осталась верна лекарственным растениям на всю жизнь.

Природа создала растения, помогающие лечить любые болезни. Наиболее эффективно они служат для профилактики и лечения небольших болячек. Сама я никогда не ставлю себе диагнозы, всегда консультируюсь у докторов. Но потом лечусь своими методами. Знание пришло с годами собственных наблюдений и из опыта нескольких поколений моей семьи.

У каждого растения – свои свойства. Их молекулы резонируют с нашими органами. Надо уметь консервировать – или в спиртовой настойке или нагреванием в сале для изготовления мазей.
Я начала вникать в эти секреты начиная с 6-летнего возраста. Мы выходили с моими тремя братьями и сёстрами в горы с одним из родителей собирать каждый день по одному виду растений. Время шло, и я стала руководить этим сбором растений. Смотрела на моего деда и маму, изготавливающих мази и настойки, и повторяла за ними. Ходила и расспрашивала старейших, чтобы их рецепты не пропали. Сейчас я записала все с помощью моего сына. У меня ещё есть проекты на следующие 20 лет.
Я почти не хожу в аптеку. Когда доктор говорит, что у меня высокое давление – я пью настойку из чеснока. Если плохо работает пищеварение, использую бикарбонат с соком лимона.

Я не против медикаментов, но против злоупотребления ими. Нынешняя проблема в том, что люди доводят себя до состояния болезни, а потом ждут чуда. Они не желают заниматься профилактикой, чтобы избежать болезнь.
Нам следует учиться у деревьев, молодые весенние соки которых поднимаются и сохраняются летом, чтобы состарившись напитать силою осеннее дерево»
www.germainecousin.ch