Как лисица мышь упустила

Павел Гвоздовский
 КАК ЛИСИЦА МЫШЬ УПУСТИЛА*

     Однажды решил я побродить по зимнему лесу с ружьишком один, без собаки. Хотелось не столько охоты, сколько отдохнуть от надоевших дел и повседневной суеты, подышать свежим лесным воздухом. Да и, что говорить, засиделся я дома, чувствовал какой-то застой в голове и во всем теле. А тут выдалось свободное время, которое грех было не употребить с пользой для своего здоровья, а заодно и мысли в порядок привести да мышцы поразмять.

     Приготовил с собой термос с чаем, несколько бутербродов, надел маскировочный белый халат и, кинув в кабину автомобиля лыжи, покатил на природу. Пока ехал, всю дорогу меня сопровождало яркое солнышко, поднимая и настроение: правильно, мол, сделал, что выбрался. Снежок блестел и переливался серебром и перламутром, радуя глаз, морозец был небольшой, как раз для прогулки. Чтобы солнце не слепило и не выдавливало слёзы из глаз, надел тёмные очки – следить за дорогой стало легче.

     А вот и просека, по которой я планировал пройтись. Завернул свою «Ниву» на маленькую полянку, припарковался. Выйдя из машины, проверил, все ли документы для охоты захватил: вот разрешение на оружие, лицензия на отстрел пушнины тоже имеется. Вписал в нее число, месяц и год, поставил подпись, встал на лыжи и бодро тронулся по просеке. Скользя на лыжах и поднимая снежок, кручу головой по сторонам, внимательно наблюдаю за верхушками деревьев. В глубине души надеюсь, что вот-вот мелькнет среди ветвей рыжим пятном любопытная белка. И если это случится, то стрелять всё равно не буду, а просто полюбуюсь на красивого зверька.

     С елового лапника время от времени осыпается снежная крошка. Вот просеку пересёк олений след, вероятно, ночью проходил лесной красавец к местам кормёжки. Хотелось бы взглянуть на этого статного зверя ещё раз, однажды мне уже удалось снять его на телефон – потрясающий снимок получился! Лыжи легко скользят по снежному полотну, снег поскрипывает –светло на душе и радостно.

     Показался штабель дров, с осени заготовленный лесорубами. Подъехав ближе, заметил петляющий след куницы. А рядом – свежий след лисицы, которая здесь мышковала. Я вынул из чехла припасённый бинокль и огляделся. От неожиданной удачи даже растерялся: метрах в ста пятидесяти взгляд мой наткнулся на лису! Она, словно штопор, крутилась на месте в поисках мышиных нор, фыркая и вынюхивая затаившихся полёвок.

     Тут же сработал инстинкт охотника, и сердце моё учащённо забилось. Я спрятался за штабель и затаился, следя за рыжей охотницей через оптический прибор. Очень интересно наблюдать за тем, как лиса охотится на свою жертву. Вот она идёт по следу, подняв хвост трубой, и как только унюхает запах мыши, тут же замирает, словно изваяние. А через несколько секунд рыжей молнией взвивается в прыжке – и вот уже добыча в зубах.

     Но съедать её лиса не торопится, сначала играет с ней – подбрасывает вверх и снова ловит, словом, забавляется. Похоже, это у неё самый настоящий ритуал, без которого, как я понимаю, охота для рыжей бестии не охота. Но в этот раз она явно не рассчитала: несчастная жертва, подброшенная вверх, упала аккурат между брёвен. Лиса заметалась, но было поздно: проворная мышь тут же воспользовалась выпавшим ей шансом и улизнула, оставив своего противника в дураках, или, точнее сказать, в дурах.
     Обескураженная лиса попыталась было пролезть под брёвна, да куда там: мышка не собиралась больше попадаться ей в лапы и спряталась надёжно. Рыжая ещё долго крутилась вокруг брёвен так и этак, окапывала их. А я удовлетворённо наблюдал за тем, как плутовка переживает свою неудачу. Симпатии мои были, конечно, на стороне маленькой мыши, которая, борясь за свою жизнь, ловко обставила лесную разбойницу.

     Радуясь тому, что хитрая лиса лоханулась, я побродил по лесу еще пару часов. Потом, вернувшись к брёвнам, присел, смахнув с них снежный налёт, попил чайку с бутербродами и, поскольку больше ничего интересного в своих блужданиях по лесу не встретил, заскользил по лыжне к своей машине. Прогулка вышла на славу – я прекрасно отдохнул. За весь день ни разу не вспомнил об оставшихся дома делах и заботах. А перед глазами так и стояла подсмотренная картинка, которая будто говорила: никогда не отчаивайся – всё в жизни может измениться.