Объемность времени, или часть человеческой сети

Ольга Мрамор
                Подошла к кусту сирени
                залюбовалась, нюхаю цветы
                Улыбнулась мысли -
                "ведь я тоже часть природы,
                часть картины Ренуара, человеческой сети"
 
    Мы живем в настоящем, одновременно в прошлом и будущем.  Вспоминаю, как,  держа  на руках маленького сына «князя Гвидона» (так называла его за быстрый рост), я говорила: «Вова – самый сильный».  Мальчик в ответ: «Синый». «Вова – самый красивый». Мальчик вторил: «Касивый». «Вова – самый любимый». В ответ: «Бимимый». Разговаривая так со своим первенцем, я видела его и маленьким,  и одновременно высоким красивым молодым человеком через много лет в будущем. Я представляла, как он будет смотреть на меня сверху вниз. Так и случилось. 
     Только сейчас, глядя на взрослого нежного сына, я вижу маленького мальчика. Глядя на ссадину на его ноге после купания, вспоминаю его детские мальчишеские  «раны». Но, заметив первый появившийся седой волос, я делаю над собой усилие, чтобы не заглядывать в будущее.
     Когда над нами ночью звучала громкая музыка, мешая спать, я просила домочадцев не волноваться и дать молодому человеку на втором этаже порадоваться жизнью и говорила: «Время так быстро летит. Пусть юноша порадуется. Потом возможно он пойдет служить в Армию, затем женится». И напророчила. Сосед отслужил в Армии, женился, развелся. Сейчас чинно гуляет с двумя маленькими собачками, и очень вежливо здоровается со мной. Музыка, к сожалению, у него громко звучать перестала. Но продолжает звучать у другого соседа. И я этому очень рада. Герман Гесс в романе «Игра в бисер» писал, что у «каждого поколения свои уши».   И может быть и поэтому надо терпимо относиться и к друг другу, и к современной музыке, пытаясь ее  понять. Надо быть открытым и для понимания другого человека, и для трудно воспринимаемого произведения искусства.
    Музыкальные произведения Шостаковича,Прокофьева,Шнитке, а также некоторые изобразительные полотна поначалу трудно воспринимались.  В свое время и музыка Чайковского, Рахманинова  для их современников была непростой. Илья Эренбург сравнивал художников с летчиками, среди которых есть просто летчики и есть летчики-испытатели. Последние осваивают новые возможности и самолетов, и человека.
    Когда-то, гуляя с младшим сыном по парку рядом с домом, встретила маму одноклассника, с которой познакомилась на родительском собрании. Сын мне тихонечко сообщил, что это мама его врага.  Я ответила: «Если возможно, постарайся из врага сделать, если не друга, но хотя бы товарища». Потом узнаю, что они учатся не только в одном классе, но и в одной группе художественной школы. И понимаю, что мы слишком рядом друг к другу. И должны быть очень серьезные причины для отчуждения. Надо учиться понимать друг друга. И быть не только homo sapiens, но и homo socialis. Спустя годы, мальчики стали хорошими товарищами.
     Огромный город. Не  надо обладать очень большим воображением, чтобы представить вероятность у людей, незнакомых друг с другом, общих предков и общих потомков. Равнодушными друг к другу мы  быть никак не можем. Боль соседа, его проблемы, в какой-то степени, и, как это не странно, и наши проблемы и забота. Мы можем к лучшему изменить будущее (эффект бабочки), если поможем соседу. Ведь потомки когда-то у нас будут общие! Время  объемно! А мы - часть человеческой сети!