Туристский оптимизм Ислама Каримова

Революционарио Шер
Возможная переориентация мировых туристских потоков в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке на страны с безопасным политическим статусом президент Узбекистана Ислам Каримов рассматривает как возможность расширить базу национальной индустрии гостеприимства и получение высоких доходов от обслуживания. На 99-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации, состоявшейся в г.Самарканде 1-3 октября 2014 года, он заявил: «...есть ли туризм в Сирии и Ираке, в древнейшем городе Багдаде, где наши предки, например, Аль- Хорезми, работали, когда была открыта первая в мире Академия? Что представляет собой сегодня Багдад, что представляет собой Дамаск, другие города этого региона? А причина – только в одном. Остались те же памятники, те же музеи, но нет гарантии, нет безопасности. А там, где нет безопасности, там нет никакого туризма. Кто захочет рисковать, во имя чего?»[1]
 
У экспертов невольно сложилось впечатление, что развивать узбекский туризм глава государства намерен не столько за счет улучшения сервиса и открытия новых маршрутов, активной рекламной деятельности за рубежом, сколько за счет бедственного положения конкурентов: в некоторых мировых туристских центрах сложилась негативная политическая обстановка и Узбекистан, в свою очередь, готов предложить иностранцам свои услуги по отдыху и путешествиям. Между тем, безопасность в стране формируется полицейскими методами, что, наоборот, усложняет процедуру туристских формальностей: получение визы, паспортный контроль, таможенный досмотр, полицейская регистрация; к тому же имеются проблемы конвертации валюты по реальному курсу, которые подводят туристов порой к криминальной черте. Именно эти вопросы в меньшей степени рассматриваются правительством, осознавая, что в этом случае придется провести либеральные реформы в экономике, а это уже угроза доходов для коррумпированных лиц.
 
Президент также сделал упор на то, что международный туризм – это продукт для среднего класса, но при этом он имел ввиду не столько население Узбекистана, сколько жителей более развитых государств, где доходы позволяют им совершать поездки в другие страны: «Здесь, очевидно, сказывается наибольшая мобильность тех, кто относит себя к среднему классу, их стремление к поиску нового, желание реализовать себя. Это – настоящие туристы, стремящиеся увидеть все новые и новые страны». По оценкам экспертов, средний класс в Узбекистане едва ли составляет 4-7% населения, а согласно статистике, с туристскими целями за пределы республики отправляются около 70 тыс. человек в год. Как альтернатива им – до 5 млн. узбекистанцев выезжают в ближайшие страны в качестве трудовых мигрантов, что, естественно, не характеризует благосостояние народа в позитивном аспекте. Но официальный Ташкент видит развитие туризма в приеме зарубежных визитеров, и здесь Ислам Каримов привел благозвучную на первый взгляд статистику: «Число иностранных туристов в 2013 году превысило 2 миллиона человек из более чем 70 стран. За два истекших года этот показатель возрос на 43 процента, а в первом полугодии текущего года нашу страну посетило более 1 миллиона иностранных туристов. Экспорт туристических услуг в 2013 году составил свыше 615 миллионов долларов. Сегодня в индустрии туризма занято более 200 тысяч человек, совокупный вклад отрасли в ВВП страны превысил 2 процента».
 
Указывая на объем посещений узбекский президент лукавит: он сознательно путает понятия «посетитель» и турист». Первый – это въезжающий в страну с различными целями (транзит, бизнес, командировка, лечение, посещение родственников, на похороны, учеба, конференция, исследование, туризм) сроком от 12 часов до года, тогда как собственно турист – это приезжающий именно с туристскими целями от 24 часов до года, чаще всего по туристскому пакету, организованно[2]. Естественно, число туристов не совпадает с числом посетителей. Национальная компания «Узбектуризм» обычно указывала число иностранных туристов – 250-300 тыс. в год, то есть этот тот объем, который проходил по линии предприятий, имеющих лицензию на туристскую деятельность. Получается так, что президент преувеличил цифру в 6,6-8 раз.
 
Далее: экспорт услуг – это объем реализованных узбекских турпродуктов иностранцам, и в эту статистику не включается объем продаж местному населению, хотя число узбекистанцев, путешествующих по собственной стране, значительно больше. Однако узбекские турфирмы в большей степени ориентируются на внешние рынки, поскольку это связано с доступом к свободно конвертируемой валюте, тогда как узбекская национальная валюта не пользуется особой популярностью среди хозяйствующих субъектов. Косвенным подтверждением является и то, что две крупные транспортные компании с государственной долей участия – Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» (с 15 июля 2013 года) и Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» на маршруты за пределы страны реализуют билеты исключительно за СКВ. От иностранных туристов в гостиницах и в турфирмах также требуется оплата в долларах/евро, узбекский же платит «деревянными» сумами. Если брать в расчеты вышеуказанные цифры, то получается, что в среднем каждый турист (посетитель) приобрел туристских услуг на $307,5, что не является высоким показателем. Более того, он не показывает реальные затраты. Ведь один только авиаперелет обходится не менее чем в $600-1200 на человека, в зависимости от расстояния страны отправки до Узбекистана. Получается так, что в реалии не менее 40-60% всего объема туризма находится в «тени», деньги оседают в партнерских компаниях, но не в самом Узбекистане.
 
Согласно данным Госкомстата РУ, в 2011 году услуги гостиниц составляли 112,4 млрд. сумов, туристско-экскурсионные – 64,1 млрд., в 2012 году в совокупности эти цифры достигли 235,5 млрд. сумов[3]. По заявлению председателя НК «Узбектуризм» Фарруха Ризаева, «общий объем туристских услуг по итогам истекшего (2013) года вырос более чем на 16% по сравнению с 2012 годом»[4]. Получается, в 2013 году финансовый результат составлял 273,1 млрд. сумов.
Если исходить из обменного курса Центрального банка[5], то сумма оказанных услуг всем клиентам индустрии гостеприимства едва достигала $110 млн. Но при этом следует учитывать то, что указанная сумма – это объем внутреннего, национального и международного туризма, и по идее он должен быть выше объема экспорта услуг во много раз. Но только в 2013 году экспорт услуг оказался выше всего объема узбекского туризма  года более чем в 5,5 раз, что вызывает обоснованное сомнение у экспертов в реальности таких показателей. Говоря о росте въезжающих туристов на 43% за два последних года, то получается абсолютная цифра прироста в 860 тыс. человек – такого количества туристская инфраструктура не способна «поглотить», ибо, к слову, гостиничные мощности не растут с такой же скоростью. Такого просто быть не может: или отчеты дутые или президент выдает желаемое за действительность. При таких индикаторах доля туризма никак не может достигать 2% ВВП. Более того, согласно нормативным актам, с каждого иностранного гражданина взимается $1 пошлины за оказываемые туристские услуги; косвенно в Фонд развития туризма поступило $2 млн., но на что они были потрачены – никто не знает, «Узбектуризм», как депозитарий этих сумм, отчета не выдает. Это тоже одно из свидетельств нетранспарентности финансовой составляющей туризма.
 
По мнению экспертов, основная часть посетителей (в числе которых и туристы) оседает в частном секторе (жилых домах), в пансионатах, больницах, и лишь небольшая – в коллективных средствах размещения – кемпингах, гостиницах, гостевых домах. Но если указывать на это, то придется признать, что услуги иностранным посетителям оказывает не туристский, а жилищно-коммунальный сектор. Естественно, признаваться в этом Ислам Каримов не желает. Однако он привел в доказательство развитости индустрии гостеприимства очередные показатели: «В стране осуществляют свою деятельность 550 компаний-туроператоров, действуют 110 международных туристических маршрутов, охватывающих большинство исторических объектов и памятников архитектуры и зодчества, из них 65 – по объектам историко-культурного наследия, 30 – природно-рекреационные, 15 – экологические маршруты с элементами оздоровительного туризма. Сегодня свыше 500 гостиниц, мотелей и кемпингов более чем на 50 тысяч мест оказывают услуги туристам в соответствии с международными стандартами».
 
Статистически, в среднем каждый туроператор разработал 5 международных туристских маршрута, что не является уж значительным ассортиментом турпродуктов, учитывая культурно-исторический потенциал Узбекистана; за рубежом современные фирмы предлагают до 100 маршрутов. В большинстве своем все турпакеты как «близнецы-братья», имеют незначительные отличия друг от друга; экологические направления связаны с использованием заповедников и биорезерватов – территорий, где туристская, как и любая другая хозяйственная деятельность запрещена. Туризм становится также сферой приложения криминальных ресурсов, поскольку имеет дело с операциями с валютой и банковскими трансфертами. Обычно такие сектора «крышуют» органы СНБ и прокуратуры.
С другой стороны, если 2 млн. туристов загрузили 50 тыс. гостиничных место, то в среднем на одно такое место пришлось по 40 туристов. Исходя из среднего числа ночевок в 5 дней, то гостиничные мощности были загружены лишь на 200 дней, а 165 дней (или 45% времени) они простаивали. Вполне возможно, речь идет о туристском сезоне, который охватывает апрель-июнь, сентябрь-ноябрь, и тогда эти сезонные колебания понятны.
 
Говоря о сопутствующей туризме инфраструктуре, Ислам Каримов не мог пройти мимо авиационного сообщения и воздушных гаваней: «За истекший период модернизированы аэропорты в городах Ташкент, Самарканд, Бухара, Ургенч, Фергана и Навои, и сегодня в Узбекистане функционируют 11 международных аэропортов. Национальная авиакомпания оснащена самыми современными авиалайнерами «Эйрбас» и «Боинг», которые осуществляют регулярные рейсы в более чем 50 городов Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Америки».
Однако среди пассажиров воздушных сообщений данные аэропорты вызывают больше нареканий, чем удовлетворения от качества и ассортимента услуг. Особое недовольство вызывают работа правоохранительных органов (КОГГ, ГТК, МВД), для работников которых любой пассажир является потенциальным преступником и, соответственно, отношение неадекватное реальности. В зоне обслуживания порой находятся «дельцы», которые за определенную плату предлагают пассажирам быстро пройти таможенный контроль. Известно, НАК «Узбекистон хаво йуллари» является монополистом сферы перевозок, и поэтому рыночная среда здесь еще не стала главенствующей. Более того, с 1 октября 2014 года НАК ввела 10% оплату от заявленной стоимости за перевозку теле-, радио- и видеоаппартары в рамках ответственности за сохранность багажа. Обычно это делают перевозчики, для которых услуги доставки багажа в самолет и в зону его последующей выдачи в аэропорту осуществляют компании, находящиеся в подчинении самих аэропортов. В данном случае, все воздушные гавани являются собственностью «Узбекистон хаво йуллари» и поэтому данная наценка является свидетельством нестабильного финансового положения перевозчика. При равном качестве услуг стоимость билета по маршруту Ташкент-Москва у НАК выше, чем у российской «Трансаэро». Более того, пассажиры не редко сталкиваются с фактами, когда места в самолете уже перепроданы дважды, но «Узбекистон хаво йуллари» никак не компенсирует пострадавшим клиентам, не оказывает им соответствующие услуги по вылету другими авиакомпаниями/рейсами, что является грубейшим нарушением международных правил. Частыми бывают и задержки вылетов без пояснения причин. В этом смысле наличие таких лайнеров как «Боинг» или «Аэрбас» не является гарантией хорошей работы национальной авиакомпании.
 
В контексте нетранспарентности НАК следует упомнятуть недвнее заявление Генеральной прокуратуры, что преступная группа, членами которой были певец Рустам Мадумаров, продавщица Гаянэ Авакян, бухгалтер Нормухаммад Содиков, сумели по сниженным ценам приобрести активы «Узбекистон хаво йуллари», при этом следователи не пояснили, как это возможно с таким государственным предприятием, как авиакомпания, которая является стратегическим объектом? По некоторым данным, только Гульнара Каримова владеет 27% акций магазином Dity Free в узбекских аэропортах.
 
Президент продолжает радовать участников 99-й сессии следующей репликой: «Только в текущем году на развитие основной структуры международного туризма направлено свыше 580 миллионов долларов совокупных инвестиций с ростом против прошлого года более чем на 19 процентов».
Фактически доля этих вложений – 15% от инвестиций в основной капитал, сумма немаленькая и, кроме того, весьма привлекательная для строительных компаний, учредителями которых зачастую выступают коррумпированные чиновники. Тендеры на строительство или реконструкцию/модернизацию чаще всего получают именно они, а далее процесс идет по обкатанным «черным» или «серым» схемам с хищениями, откатами, удорожанием стоимости объектов. Трудно сказать, сколько ушло в «тень» от заявленных таких показателей: «В республике за последние 5 лет осуществлены строительство и реконструкция 2600 километров современных автомобильных дорог с общей суммой инвестиций около 3 миллиардов долларов, а также строительство большого количества объектов придорожной инфраструктуры, включая кемпинги, заправочные станции, объекты питания и бытовых услуг». Ситуация в Узбекистане такова, что без нелегальных отношений ни одна сфера экономики не способна развиваться. И туризм в этом не исключение. Кредиты и инвестиции, а также бюджетное финансирование подвергаются «распилу», финансовые ресурсы вывозятся за рубеж, а затем под видом иностранных инвестируются в туристские объекты. Примером этого служит ташкентская гостиница «Чорсу», за реконструкцию которой взялась неизвестная южнокорейская компания[6]. Обычно именно такие «серые» компании получают льготы от правительства. Туризм превращается в «стиральную машину» по «отбеливанию» криминальных активов.
 
И.Каримов сделал рекламу железной дороги: «По маршруту Ташкент-Самарканд-Ташкент организовано ежедневное высокоскоростное железнодорожное сообщение на современных электропоездах производства испанской компании «Талго». Думаю, вы не воспримите это как рекламу, но от себя могу сказать, что всем рекомендую их покупать, в том числе соседним странам. Это и дешево, и надежно, фирма «Талго» показала себя с лучшей стороны».
Как ни странно, о тендере на приобретение такого состава ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» ранее публично заявлено не было. Однако дата подписания контракта на покупку испанского электропоезда «Талго» совпадает с временем работы Гульнары Каримовой на посту посла Узбекистана в Испании. Учитывая ее тягу к коррупции, то трудно усомниться в честности сделки. 35 млн. евро за один состав – здесь может быть и сумма отката в карман «узбекской принцессе». Ислам Каримов, естественно, об этом умолчал, но преподнес состояние железнодорожного сообщения как успех реформ и серьезный вклад в сферу туризма.
 
И последнее: «Ташкентская международная туристическая ярмарка, которая в текущем году будет проводиться в 20-й раз и где ожидается свыше 12 тысяч посетителей из более чем 40 стран, является сегодня авторитетной площадкой для диалога в сфере туристического бизнеса».
Получается по 300 посетителей из каждой страны. Но на самом деле 90% всех участников данной ярмарки – узбекские граждане, в числе которых ремесленники, студенты, артисты, пресса. Иностранные компании предпочитают заявлять свое участие через проспекты и рекламу, но не через собственный стенд и торговую точку. Ярмарка – это когда больше покупателей, чем продавцов, в столице Узбекистана все наоборот. Поэтому и экономическая отдача не столь высокая, хотя глава государства бравирует оптимистическими цифрами.
Для Ислама Каримова участие в 99-й сессии ЮНВТО, скрорее всего, политический пи-ар своей личности, чем Узбекистана, ибо все декларируемые реформы косвенно отражают деятельность самого президента, который 24 года строит «Великое будущее» по национальной модели развития.

[1] http://uza.uz/ru/tourism/ki-uzbekistan-islama-karimova. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии 99-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН. 3.10.2014
[2] Международный туризм в большей степени ориентируется именно на организованные формы, так как это позволяет планировать загрузку всех туристских предприятий – отели, транспорт, музеи, театры, экскурсии и т.д.
[3] Это всего лишь 0,5% от общего объема платных услуг населению.
[4] [5] В среднем 2,5 тыс. сумов за $1.
[6] По мнению экспертов, в реальности инвесторами выступают узбекские коррумпированные структуры.