Просто ломка

Ник Ге
«Два дня, одна ночь»
Фильм братьев Дарденн

"Чтоб не забыть". Иногда я очень кратко, тезисами пишу о фильмах, которые просмотрел (когда "торкает" и лень на минутку убегает). Раз несколько я уже публиковал это неформатное нечто, точнее недоформат.

Итак,

дилемма: или премия шестнадцати сотрудникам и увольнение одной сотрудницы Сандры (Марион Котийяр) или нет премии, но все работают. На одной чаше весов шестнадцать человек, но частично, а на другой одна Сандра, но полностью. К тому же мастер цеха, вроде бы, агитировал всех выбрать вариант с увольнением. Есть и другие обстоятельства. Сандра долго болела – депрессия. Кроме того, как выяснилось позже, оставшиеся коллеги вполне «тянут» и ее часть работы. Перерабатывают, но получают дополнительные деньги, и всех это устраивает. Однако, именно тот факт, что на сотрудников было оказано давление, позволил подруге Сандры добиться у директора повторного голосования.

И вот, слабая духом, недолечившаяся, все еще сидящая на таблетках, Сандра, поддерживаемая мужем, решает переговорить со всеми, чтобы убедить их отказаться от премии. У нее два дня. Не раз у нее опустятся руки, не раз она обругает себя за то, что начала борьбу. Окончательно отчаявшись, она даже попробует свести счеты с жизнью. Однако, во время узнает об очень смелом поступке своей коллеги Таман ( или Анн? Не расслышал). Последняя решила поддержать Сандрин вопреки мнению мужа. Это решение, эта жертва, настолько повлияла на Сандрин, что та и думать забыла  о своей депрессии и возобновила борьбу. Более того, разногласие между Анн и мужем  на тему премии позволило и Анн понять, что этот человек не ее, и она нашла мужество расстаться с ним!  Знаковая сцена, когда Сандрин, Анн и ее муж едут в машине мужа. Это настоящее единение!  И отношения с мужем, начавшие рушиться,  стали налаживаться именно  после выхода и этой депрессии.

Мне нравится, что Сандра ни на кого не давит и не умоляет. Она с достоинством просит коллег взвесить свою премию в эквиваленте необходимых трат (а у всех эти деньги совсем не лишние) с ее полной безработицей и подумать заново. Как ей сказали, мастер говорил работникам, что если не уволят ее, то уволят кого-нибудь другого. Директор опроверг это заявление, и это основной ее аргумент. Т.е. она не «клянчит», а несет новую, корректирующую информацию и просит еще раз принять решение с этим учетом. Сандра по ходу своих попыток бороться за себя узнает, как сильно нужны эти деньги всем, видит, что многие готовы идти на жертвы, чтобы помочь ей, понимает, как им тяжело дается это решение. Это воодушевляет героиню.

Вообще, каждая мизансцена с коллегами – это маленький рассказ о чужих проблемах, микродрамы на 2-3 минуты и  они  просто шедевральны. Характерная деталь: никто не пригласил Сандру домой – все обсуждалось на улице или в дверях

Час «Ч» настал. Сандру и мастера, как заинтересованных лиц, удалили из комнаты и провели тайное голосование. Важный факт: оставшись наедине с мастером, Сандра укоряет его в запугивании сотрудников. Мастер крайне удивлен и все отрицает. Сандра ему не верит… А я верю. На все сто. Люди часто перекладывают ответственность за свои поступки на других людей и свои обстоятельства. А тем временем голоса разделились ровно пополам – Сандра должна уйти. Очень достойно и естественно поблагодарив всех «своих» и попрощавшись, героиня забирает вещи из шкафчика…

И тут ее вызывает директор и объявляет, что покорен силой убеждения, которую наблюдает у своей рядовой сотрудницы и готов не увольнять ее. Сандра в восторге. Но… директор выдвигает одно условие: Сандра еще месяц посидит дома, а потом у одного из сотрудников кончится контракт и директор его не возобновит. И вот тут Сандра четко понимает, что это условие для нее неприемлемо. Она не может занять место кого-то из сотрудников после того, как просила всех голосовать за нее. После того, как побывала «в шкуре» каждого. Она спокойно без пафоса отказывается и уходит. Директор в шоке, а у героини… катарсис. У зрителя тоже (хотя этот чертов зритель, отлично зная Дарденн, был уверен, что, долбя в одну точку, они вывернут все наизнанку и явят ему тот самый их фирменный катарсис). Сандра идет по улице, и мы видим, как светлеет ее лицо, как она наполняется уверенностью в себе. Говоря по телефону с мужем, она заверяет его, что все в порядке, она сегодня же начнет искать работу и найдет ее (первый раз, кстати, в фильме звучит фраза о поиске работы). А потом, улыбаясь, говорит, что она… счастлива. И я ей верю.

Мы выше своих обстоятельств. Если жизнь выбивает нас из колеи, то иногда это даже и к лучшему. Во всяком случае, это не конец света для нас и не повод сдаваться. Это так легко, если ломать стереотипы. Просто… очень сложно их ломать. Нужно суметь взглянуть на жизнь из этого нового места и вырулить на свою колею или проложить новую. Постфактум, это частенько идет на пользу, главное - это заставить себя действовать. Так, забитая и неуверенная в себе Сандра обретает веру в себя.

Это хороший добротный фильм, в стиле братьев. Но не самый по-моему. Может, потому, что мера несправедливости в наших странах разная. Или я должен сломать свои стереотипы?