ОтАдоЯвместесКВЛьюисом

Вера Полетаева
От А до Я вместе с К. В. Льюисом: М, мужество.
Лу Маркос, 26 сентября, 2012.
В Христианском богословие есть два существенных различия между специальным откровением и общим. Специальное откровение отсылает нас к тем моментам, когда Бог напрямую общался с теми, кого он создал. Для христиан такими моментами являются Старый и Новый Завет, дарование Моисею десяти заповедей, различные богоявления, когда Бог обнародовал свое присутствие на земле (неопалимая купина, лестница Иакова, тот, кто как «сын Бога», который стоял рядом с Мисахом, Седрахом и Авденаго, и т. д.), и в высшей степени в воплощении Христа.
Общее откровение, напротив, относится к тем моментам, когда не так ясно выражалось существование Бога. Он проявляет своё величие и силу через природу, показывает свое сострадание, посылая людям дождь для урожая, пишет моральные и этические законы на нашей совести, и говорит  о необходимости жертвы и искупления в основных мифах и обрядах языческих народов.
Хотя такие христианские добродетели как вера, надежда и любовь не были известны до пришествия Христа и появления Нового Завета, многие просвещённые язычники Греции и Рима – наиболее известные, Платон, Аристотель, Цицерон, и Вергилий – могли понять из общего откровения Бога классические (или важнейшие) добродетели христианства: мудрость (или благоразумие), сдержанность, справедливость и храбрость.
В третьей книге собрания «Просто Христианство» Льюис посвящает главу важнейшим добродетелям христианства, и многое из того, что он написал в этой главе взято как из Библии, так и из «Никомаховой этики» Аристотеля. И хотя христианство утверждает, что все мы грешники, и что люди не могут получить прощение за благочестивые дела, но факт остается фактом, те, у кого есть специальное откровение от Бога, все же способны на добродетельные поступки. Из четырех добродетелей, мужество, возможно, самая жизненно необходимая и важнейшая, потому что, как объясняет Льюис в своей книге, если вы не обладаете этой добродетелью, то и остальными не сможете успешно пользоваться.
В «Письмах Баламута» К. С. Льюис предположил, что одной из причин того, что Бог создал опасный мир, является желание заставить людей, которых он создал, принимать решения в соответствии с моралью. И довольно часто принятие нравственного решения - это выбор между бесстрашием и трусостью. Храбрость, пишет Льюис, «это не просто одна из добродетелей, это часть каждой из них, которая проявляется при испытаниях, выпавших на долю человека… Не так трудно быть целомудренным, честным и милосердным, до тех пор, пока это не опасно. Пилат был милосердным, пока это не стало опасным».
В современном мире, люди склонны отождествлять с храбростью солдат, которые твёрдо стоят на поле битвы, когда пули свистят над головой. Но смелость точно так же нужна для того, чтобы устоять перед соблазнами, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Храбрость требуется, чтобы оставаться целомудренным, несмотря на активную деятельность СМИ, пропагандирующих порочный образ жизни. Храбрость нужна, чтобы быть честным в то время, когда так просто списать на экзамене или изменить несколько цифр в бухгалтерском отчете. Требуется храбрость и для того, чтобы оставаться милосердным в обществе, где большинство политических и социальных вопросов стали поляризованными.
Если добродетельные язычники древней Греции и Рима имели такую добродетель как храбрость в мире, где не было Евангелия, то христиане тем более не могут без нее обойтись!