Разговор со Скептиком - 15. Бальзамы для души

Александр Ом
***

"БАЛЬЗАМЫ" ДЛЯ ДУШИ

- Возвращаясь к подсознательной памяти, я потому и использую такое слово как «архив», поскольку информация записывается в ней в особом виде. Это определение, как мне кажется, очень хорошо раскрывает способ хранения информации о прошлом, которая нам для плодотворного функционирования сегодня совершенно не нужна. Мало того, она иногда может нам даже мешать.

- Почему?

- Ну, во-первых, потому, что мы с удовольствием помним приятные события и явления нашей жизни, а негативные нам доставляют переживания и даже боль. Боль это неприятно, поэтому она действует деструктивно на нас, а поскольку существует такое явление как гомеостаз, который поддерживает динамическое равновесие в организме, то энергия проявленная негативно, например, стресс, имеет деструктивный эффект на внутреннее равновесие.

Поэтому душа как наша, так и вообще каждая стремится избегать негативных факторов и заинтересована в том, чтобы забыть негативное событие, если оно произошло. В психоанализе Фрейд это явление назвал «вытеснением».

Конечно, оно не всегда срабатывает, поскольку неприятное событие обычно переживается болезненно, а кроме того, если оно имело место не так давно, то память об этом может быть еще свежа и воспоминание о нем постоянно возвращается и прокручивается в сознании. Вспомните, как иногда трудно бывает заснуть, если мы очень сильно переживаем за что-то или за кого-то. Мысли не дают нам покоя. Как шутит известный сатирик: «У вас такая хорошая память! Что вы делаете, что абсолютно все помните?», «Это не память хорошая. Я просто забыть не могу!»

Но, опять же, говорится, что «время залечивает раны» и негативное постепенно все же забывается.

- А почему «время залечивает раны»?

- Потому что, как уже упоминалось ранее, природой наших ментальных структур является энергия. А энергия действует в соответствии с определенными законами. В термодинамике есть такое понятие как энтропия, когда любая структура без энергетической подпитки постепенно разрушается. Это явление описывает второй закон термодинамики.

С нашими ментальными процессами подобно - пока определенная структура в сознании имеет энергетическую подпитку, то есть мы о ней постоянно вспоминаем, то она может сохраняться долгое время, но как только происходит прекращение насыщения ее энергией — она непроизвольно рассеивается.

Обычно это происходит в течение определенного количества времени. Поскольку каждый энергетический процесс, независимо от того, связан ли он с сохранением определенного потенциала, его накоплением или с его рассеиванием, требует определенного количества времени, то и в нашей памяти с течением времени происходят такие же процессы.

То есть, если мы постоянно думаем о чем-то, то происходит энергетическая подпитка сформировавшихся ментальных структур, потому мы и помним то, о чем постоянно думаем. Если мы перестаем об этом думать, то есть прерывается процесс энергетизации ментальных структур, то в результате энтропии происходит сначала рассеивание контура, а затем постепенно и самих структур, отвечающих за сохранение мыслей об этом. Таким образом, происходит забывание. Сами же контуры и структуры «архивизируются» в подсознании.

Поэтому если в термодинамике энтропия обычно рассматривается как некий внутренний разрушитель структур, то для души это часто своеобразный бальзам, излечивающий и спасающий ее от мучительной памяти о каких-то пережитых драматических или трагических событиях в жизни.

Например, наш отечественный психолог А.Лурия описывал в своей практике случай исследования феноменальных способностей запоминать огромное количество информации одним из его пациентов. В «Маленькой книжке о большой памяти» он пишет, что «память Ш. ( то есть его пациента) не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом — и без заметного труда — может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15–16 лет(!) после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения».

Важным для нас в этом вопросе как раз то, что подчеркивал и сам Лурия - для пациента проблемой было не запоминание, а именно забывание. Ему необходимо было применять определенные методы «стирания» информации, проходившей через его сознание. Она ему часто доставляля психические проблемы своей «назойливостью».

Кроме "вытеснения", в наших ментальных структурах происходит еще и такой процесс, как «наложение». Мы забываем о тех или иных явлениях или событиях не только потому, что они нас перестают волновать, в результате чего происходит энтропия контуров или даже структур, отвечающих за них, но еще и потому, что в процессе нашей психической и физической активности наше базовое сознание постоянно занято восприятием и переработкой текущей информации.

Мало того, обычно этот процесс вынужденный, поскольку ситуация и обстоятельства жизни вынуждают нас постоянно реагировать на те или иные события, происшествия и явления окружающей действительности.

Мы обычно не можем не заниматься нашими повседневными заботами и хлопотами, поскольку от них зависит наше благополучие и потому они пропускаются через наше сознание, в результате чего происходит постоянное наслаивание одной информации на другую.

Поскольку объем восприятия нашим сознанием ограничен, о чем мы уже говорили, то новая актуальная информация накладывается на старую и та становится менее активна.
Эта особенность восприятия информации также используется в различных психотехниках, когда самую важную информацию для лучшего ее восприятия подают в последнюю очередь, поскольку она будет дольше помниться.
 
Например, мы хорошо помним то, что делали сегодня, а то, что вчера, помнится нам уже менее отчетливо. А чтобы вспомнить то, что мы делали позавчера, иногда необходимо даже поднапрячься.

Такой способ подачи информации имеет очень важное значение. К примеру, малолетние дети в большинстве своем хорошо улавливают и осмысливают лишь последние слова фраз, обращенных к ним. Когда они чрезмерно активны и мы их пытаемся успокоить, говоря, например, «Не бегай!» или «Не кричи»!», то в момент восприятия их сознание обычно «ухватывается» за последние слова. Иначе говоря, в результате они часто слышат не то, что мы им пытаемся передать, а наоборот — «Бегай!» и «Кричи!». То есть, в восприятии ребенка происходит диссонанс между интенциями взрослых и тем, что они говорят. С одной стороны, ребенок вроде бы понимает, что родители против того, чтобы он бегал, но не понимает, почему они одновременно его об этом просят.

- А как же тогда говорить?

- Следует избегать отрицания «не» и «нет». То есть, вместо «Не бегай!» лучше сказать «Успокойся!» или «Остановись!», «Сядь!» и т.п.

К тому же заметьте, что когда дети шумят, то мы их иногда пытаемся успокоить, стараясь их перекричать, и сами кричим «Тихо!» Получается расхождение между тем, что мы хотим добиться и способом выражения этого.
Мы часто не учитываем того, что для достижения каких-то целей используем несоответствующие методы, а потому часто удивляемся, что наши слова могут не восприниматься другим человеком, а иногда еще и неправильно пониматься им из-за этого неправильно интерпретируются.

Мы вроде бы общаемся на одном языке, используем известные и всем понятные слова, а часто получается, что не понимаем друг-друга не потому, что не хотим понять, а потому, что иногда неспособны понять, как бы мы ни старались. Вот и оказывается, что восприятие детей показывает нам, как другие могут иногда слышать совсем не то, что мы им передаем. Хотя, вместе с тем, язык и речь это не только средства общения, но это прежде всего передача информации, в процессе чего осуществляется «форматирование» и даже программирование не только поведения человека, но и целого социума. Но это отдельная тема.

Возвращаясь к осознаванию и запоминанию информации, следует еще учесть и то, что чем сознание обрабатывает больше информации извне и чем она разнообразнее, тем быстрее забывается то, что для нас не является жизненно важным. Таким образом формируются и энергетизируются одни ментальные структуры, важные на данный момент жизни, и рассеиваются другие — менее важные, поскольку кроме ограниченности объема нашего сознания энергетические ресурсы нашего организма также ограничены и на активность всех ментальных структур энергии не хватит.

Поэтому говоря о подсознании как архиве о прошлом и о возможном вреде непосредственной памяти о прошлых воплощениях, следует отметить очень важную особенность нашего восприятия — нам воспоминания о всех наших пережитых горестях и несчастьях в нашей нынешней жизни часто доставляют душевную боль и страдания.

Человек часто одного негативного события в своей жизни не может спокойно пережить, поскольку это непосредственно отражается на здоровье — вплоть до инфаркта или же какого-то психического отклонения, а если вдруг вспомнить еще и предыдущие несчастья, то каким бы здоровым организм не был, он может не выдержать такой шоковой нагрузки.

Кроме того, мы все обычно считаем, что если уж мы воплощались ранее, то были как минимум богатыми и счастливыми. Понятно, что это было бы приятно. А что, если все было наоборот и мы в предыдущих воплощениях были и бедными или даже рабами, и умирали от насилия в болях и муках?

Например, в процессе регрессивного гипноза иногда открываются такие структуры в подсознании из прошлых воплощений, которые приносят пациенту по-настоящему душевные страдания. Он интуитивно сопротивляется непосредственной памяти о них. Поэтому есть ли смысл сознательно помнить о таких событиях? Конечно, нет!

Мало того, наша собственная душа имеет иные, дополнительные, специальные механизмы забывания, блокировки или что-то вроде фильтров памяти о прошлых воплощениях.

- И какие же это механизмы, и как они могут действовать?

- Я не знаю точно, как они действуют, но они  действуют. Например заметьте, что мы не помним большинства наших снов, а ведь они нам снятся и мы не просто их просматриваем как фильмы в кино, а сами участвуем в них, эмоционально переживая сон как явь.

Как вы наверное сами заметили, мы помним лишь только очень яркие и запоминающиеся сны — либо кошмары, либо удивительные, то есть те, которые на нас произвели глубокое впечатление. Другими словами, имели на нас эмоциональное воздействие.

- Если мы не помним предыдущего опыта, то неужели кто-то стирает из нашей памяти негативный опыт?

- Нет, никто «Там» после нашей смерти или после пробуждения специально не занимается стиранием каждой накопленной сознательной памяти, поскольку это был бы слишком трудоемкий процесс, а кроме того следует учесть, что во Вселенной все функционирует багодаря принципу естественности, оптимальности и спонтанности, когда все происходит как бы само собой автоматически без непосредственного постоянного участия неких внешних сил, и на основе существующих внутренних механизмов и движущих сил. Поэтому в Ней нет ничего лишнего и все, что происходит как с нами, так и со всеми живыми организмами и вообще всеми явлениями окружающей нас действительности, является необходимыми элементами тотального процесса духовного развития. Поэтому такое явление как перевоплощение является одним из важных элементов этого процесса.

***