Жемчуг молодой курорт Бурятии

Анатолий Просняков
На фото: вид на Саяны

В 12-45 я вышел из автобуса на перекрестке Тункинского тракта и дороги в поселок с названием Вышка, хотя место известно везде как Жемчуг. Время уточнил лишь по той причине, что из Иркутска автобус выходит в 8-45, то есть, идет ровно четыре часа, еще с заездом в известный в Восточной Сибири курорт Аршан. Поселок с таким именем – Жемчуг - находится в пяти километрах от Вышки. На указателе надпись: «До источника 3 км». Но везде, при вопросе куда собрался, говорят: «В Жемчуг». Никогда не сказали, что в Вышку или на Вышку. Когда я подошел,  закрываясь капюшоном от  пронизывающего ветра с мокрым снегом,  к поселку, то увидел трансляционную мачту, возможно, отсюда и название. Вдоль дороги и в центре поселка территория засыпана кучами песка, всюду следы бульдозера. Обустраивают. Даже новый асфальт местами засыпан намокшей землей, приходилось обходить грязь. Моей задачей было найти железнодорожную базу отдыха, о которой мне говорил сослуживец. Увидев ожидаемую вертушку перед торговой площадью, повернул направо. О вертушке накануне рассказала старшая дочь Танюша, дважды уже побывавшая здесь. Возле вертушки проходящий мимо бурят ответил, что базу продали.  На искомой базе в конце улицы – запустение. Слева вижу вывеску «Радуга» на пустующем доме, а ближе к базе - на террасе здания, примыкающего к базе, двух людей. Открываю калитку на железных воротах. Навстречу идет мужчина. В общем, после любопытного диалога оказываюсь в отдельном номере. ( Диалог такой: спрашиваю, есть ли хозяин. Ответ: - Есть. Я: - А где он? Мужчина не знает, что ответить, я спрашиваю: - Вы? Он кивает головой, после чего вопрошаю о свободном номере и цене (350 рублей за ночь) и говорю: «Все, устраивайте»).  Мужчина, оказавшийся моим тезкой, то ли управляющий то ли хозяин этого комплекса (еще одно двухэтажное здание в стороне Иркута), включил инфракрасный нагреватель на потолке на максимум. В номере была по ощущениям уличная температура. Когда он ушел, пришлось включить еще электроплитку. На неё поставил кипятиться эмалированный чайник, который нашел в тумбочке. Похоже, его не использовали, на вид, как новый. Получилось два нагревательных прибора. Пообедав, пошел в бассейн. По пути оказались торговые ряды, где сразу же купил шерстяные носки из яка, себе и дочери; еще перчатки из того же яка, все монгольское. Пройдя дальше, видел, в основном, вещи из Монголии. Торговок было немного, но выходной начинается завтра – вот и посмотрим. Еще в автобусе мечтал о монгольских носках, потому что взял в запас только тонкие, а ноги стали мерзнуть уже в пути. По дороге местами лежал снег, погода движется к зиме. Теперь о номере. Двухместный, подселять никого не будут, и кровати двухместные, широкие, на каждой постели по две подушки. Постельное белье, кроме пододеяльника и простыни, содержит две наволочки. Зачем одному человеку две подушки? Кто объяснит?  Не лучше ли включить в комплект полотенце? Телевизор на холодильнике "Дон"(в холодильнике грязно, в нижнем судке вода), полукруглая тахта вокруг столика; тумбочка с электроплиткой и электрочайником; в тумбочке – столовая посуда, кастрюля и обычный чайник; рядом – умывальник с ведром. Два пуфика, мягких, в комплекте к округлой тахте. Еще тумбочка между кроватями у окна. Стол пришлось оттирать от жирного слоя влажной тряпкой, хотя здесь до меня проживала женщина, о чем свидетельствовал длинный волос на кровати. Одно пожалел, что не взял с собой спирта. Обычно в бурятских поездках протираю грязные поверхности спиртом – надежней.
В бассейне в вестибюле за стойкой сидели две женщины, обе бурятки. Так как я оставил в номере тапки, начал с этого. Тапки они могут выдавать в прокат, за 10 рублей. Тапки лежали за ними, вылезая из полного мешка. Бурятскому сервису я не удивляюсь давно. На самом деле это не гигиенично. Я еще не знал, что в раздевалке нет душа, где можно было бы помыть тапки. Женщины посоветовали прийти попозже, узнав, что номер мой еще не прогрелся: застужаться после процедуры нельзя. Я привык слушаться обслуживающий персонал на курортах: их устами гласит истина. Главный совет, самый полезный, был в указании, что вернуться к своему жилью я смогу вдоль берега Иркута, как я и сделал. Люблю новые пути, тем более, краткие. Заодно сделал снимок коровы на берегу, с любопытством наблюдающей за мной. Видимо, удивилась, что спокойно иду мимо. Просто знаю, что бурятские собаки не кусаются, а коровы не бодаются. Кстати, как только я впервые появился возле нового жилья, еще хозяин не принес ключ от номера, ко мне подошли, видимо, приветствуя, две собаки, крупная и помельче. Мелкая лизнула, ее погладил по голове, крупная дотронулась носом до моей ноги, я прислонился в ответ к носу ее тыльной стороной ладони, гладить, на всякий случай, не стал. Потом они отошли в сторону на веранде и стали друг с другом общаться носами. Теперь я для них свой.
Через полтора часа я вернулся в бассейн уже по известной тропке над берегом, заодно сделав фото рыбаков. Сделал фото электронного табло, где показана температура источника 55 градусов и перечень заболеваний, что тут излечивают. Отдал двести рублей за сеанс. Ценные вещи, мне сказали, можно положить в сейф под ключ. Подумав, положил в сейф кошелек. Хотя знаю, что здесь ничего не потеряется. Душевой в раздевалке не оказалось. Это первый случай в моей практике. Вернее, второй. Год назад я был в Кучигере, тоже полудикий термальный источник (где нет медперсонала), там душевой тоже нет, но там лечебная грязь, которую смываешь водой из этой же ямы, где побывали сотни людей (душ по-бурятски). Кучигер находится на восточном берегу Байкала, в том же Курумканском районе много термальных источников. В этой лечебнице  сбоку летит фонтан горячей воды с температурой, по ощущениям, около 45-50 градусов, но капли быстро остывают в холодном воздухе;  вода в бассейне по колено, или чуть выше, температура воды 36-37 градусов. Дно песчаное. Постояв вдалеке в брызгах, понял, что могу замерзнуть. Женщина, с которой стоял рядом,  посоветовала встать ближе к истоку фонтана. Там я согрелся. Женщина потом подошла и предупредила, чтобы не перестарался – может быть плохо с сердцем. Ответил, что я привык к термальным источникам, еще более горячим, все будет нормально. Когда стал одеваться, пришла большая партия мужчин, видимо, заезд на выходные.
Источник находится на берегу Иркута, который течет на протяжении всей Тункинской долины, затем поворачивает налево и, пробившись через горные хребты, уходит к Ангаре. Место слияния находится в городе Иркутске, где каждый рабочий день я пересекаю Иркут на электричке. Интересно, что вдоль Иркута по Тункинской долине расположено множество минеральных источников, составляющих часть иркутской воды. Наиболее известен курорт Нилова Пустынь, отсюда в километрах 60-70. Но есть и рядом. Например, от поселка Жемчуг идет проселочная дорога к другой стороне долины, надо проехать не менее шести километров. Я там не был, но рассказывали. Там находился  военный санаторий в послевоенные годы.  На этом месте расположены около десяти источников от разных заболеваний, они подписаны. Сейчас место заброшено. Видимо, если окультурить и дать рекламу, то и народ потянется.
Вечером пошел за водой, остатки воды из ведра кончились. Увидев свет в окне второго особняка, зашел. В номере были двое мужчин и женщина, все в камуфляже. Больше похожи на охотников или рыбаков, чем на курортников. Я не знал, где брать воду. Думал, что придется набирать в реке. Мне объяснили, что надо пройти за машину, включить вилку в розетку и из шланга польется вода. Пройдя в сторону махнувшей руки, оказался на территории той самой железнодорожной базы, которая временно не работает (так сказал тезка-хозяин). Интуитивно прошел в округлое небольшое здание, оказавшееся водокачкой, где и набрал воды. Поставив чайник кипятиться, решил прогуляться по этой территории, чтобы завтра сфотографировать. Наступали сумерки. Залаяла собака за загородкой. Вышел человек из здания, спросил, что надо. Оказался, мой тезка Анатолий. Он еще здесь подрабатывает сторожем. Рассказал, как мучают контролирующие органы, как дорого стоит электричество: если в Иркутске киловатт-час стоит 82 копейки, то здесь на 2 рубля больше.
- Вон в том здании - ванны, написано, вода идет по трубам из источника, охлаждается по пути, поэтому поставлен мощный нагреватель в трубе, он берет много энергии.
Базу закрыли как раз из-за водокачки: от жилья по новым нормам скважина должна быть на расстоянии не меньше 50 метров. А в Дирекции социальной сферы даже не знают об этой базе, выразили удивление, два дня назад я звонил туда. Анатолий сказал, что база принадлежит этой самой дирекции. Показал здание, виднеющееся в стороне на берегу. Его должны снести, а там сделать скважину, тогда база будет соответствовать нормативам, и ее откроют. Наконец, тайное стало явным.
Второй день начал с коммерческого бассейна, расположившимся за муниципальным, где был вчера. Стоимость здесь меньше на 50 рублей. Вестибюль с баром, где и уплачиваешь за вход, где можно, выйдя, испить чаю. Спросил, что за чай. Барменша ответила: - У вас же сделан, в Иркутске. В основном, различные смеси с зеленым чаем. В раздевалке металлические ящики с дверцами, с замком, но без ключа, куда и складываешь одежду, вешалок нет. Посередине стоит ведро – для отжатия плавок. Душа тоже нет, поясняю для особо культурных. Кто привык к бурятскому сервису, тому и не нужно. Зато бассейн такой, как я привык видеть на термальных источниках. Размером относительно большой, может быть, пятнадцать на пятнадцать метров. Над бассейном высокая крыша из прозрачного материала.  Площадка для спуска, по сторонам ступени в воду. С площадки дети прыгают в воду, маленького ловит мужчина, тот вновь взбирается, прыгает, и картина повторяется, пока они не уходят. Более старшие ребята прыгают и головой и плашмя, и перекручиваясь. Вода гораздо теплее, чем во вчерашнем «лягушатнике». Я сразу встал у трубы, где выливается минеральная вода, горячая, если долго держать ладонь, можно обжечься. Подальше в воду уходит шланг, у него удобно греть спину. Группа из двух женщин и двух мужчин передают друг другу бутылку с водой, на бутылке этикетка «Иркутская». На мой вопрос, что они пьют, был ответ: «Эту же воду, что в бассейне,  и пьем». Попробовал: вода с характерным вкусом и запахом газированной воды, что говорит о присутствии углекислоты. По описанию из Интернета вода питьевая. В другой стороне бассейна вода быстро остывает из-за холодного воздуха. Пришла вчерашняя женщина, с которой стоял в соседнем фонтане. Те же спутники рядом – двое мужчин. Приехали на машине из Иркутска. Один из них муж, другой – друг семьи. Когда я перепутал, кто муж, стали выяснять, сколько уже дружат. Друг сказал, что лет двадцать. Женщина возразила: уже лет тридцать пять. Муж молча стоял в стороне, а друг активно грелся да шутил возле шланга, где стояли женщина и я. Зато, когда муж прыгнул в воду, поднялись волны. Детей уже не было, люди сменились, поэтому прыгал с площадки и плавал  друг семьи. Женщина пошутила: «Если оба прыгнете, нас выбросит наверх волнами». Мужики они крупные и активные. После этого бассейна чувствовалось, что согрелся.
После обеда исследовал окрестности. Сопровождала маленькая собачка. Назвал ее Жучкой. На каждом диком курорте меня сопровождает собака. Год назад то же самое было в Кучигере, диком курорте восточного берега Байкала. Тункинская долина находится южнее Байкала (уточнения для тех, кто еще не был на Байкале). Открыл, что рядом течет неизвестная речка, широкая, но мелкая, закругляется. Не об этой ли говорили, что делает петлю? Речь была об Иркуте: мол, рыбаки сплавляются по реке, делающей кольцо, потом перетаскивают лодку и повторяют сплав. Но эта не годится для сплава, видимо, такой приток Иркута. Красивы Саяны в снегу, цепью охраняющие Тунку с запада. Поселок Вышка оказался большим. В центре идет строительство, экскаватор грузит грунт в самосвал. Солнечный день, затишье. Интересная скульптура медведя у волейбольной площадки. Не было с собой штатива, чтобы сделать фото на память.
Вечером в бассейне грелся у шланга, а ко мне приплывали женщины с разговорами. Новость: открывают бассейн у метанового источника. Завтра попробую туда попасть. Из происшествий: один парень из компании нырнул и разбил себе голову. Уровень воды – по пояс. Друзья его отвели под руки. Я этого не видел, зашел позже. А вечером они отправились в баню. Это отдых по-русски: сами ищут приключения, потом будет о чем рассказать.
Третий день. После бассейна, когда одевался, услышал новость: в поселке нет света. Утром не завтракал. Теперь сижу на сыроедении: морковь, репа, помидоры, хлеб с отрубями кончился. Утром было холодно, иней все разукрасил вокруг: минус десять градусов. Снега здесь нет. Шел к бассейну  вдоль берега Иркута, вдали четко видна цепь заснеженных хребтов. Красота! В бассейне было немного народа, не все знали, что сегодня он открыт с девяти утра – по просьбам отдыхающих. Когда спускался в бассейн, предупредили, что часы встали. Отшутился, что не часовой мастер, будем отсчитывать секунды. Из трубы вода не текла, только из шланга. Через полчаса пришел ремонтник, разумеется, бурят, поскользнулся на инее, упал вниз, вылез и наладил – вода пошла. С утра вода всегда прохладнее, даже из шланга можно в ладонь набирать и пить. Одна женщина-иркутянка, гревшаяся рядом со мной у шланга, рассказала, что приехала по туру из Иркутска, достаточно позвонить по телефону: 612-999, причем, стоимость тура 2350 рублей, не намного выше, чем обошлось мне. Довезли на автобусе до места, расселили по номерам, но питание и процедуры за свой счет. Другая женщина, пожилая и худенькая, сказала, что номер телефона не запомнит. Вчера она приходила одна, сегодня – с мужем. Я ответил, что запомнить легко: четыре девятки, первые три цифры нужно сложить. Женщина из тура рассказала, как возникло название Вышка. Она сюда ездит лет десять. На этом месте был бассейн типа лужи, люди намазывались грязью, собирали со дна, потом этой же водой смывали, все было бесплатно. Когда-то в советское время здесь искали нефть, но пошла горячая вода. Была нефтяная вышка, отсюда и название. Потом стали исследовать воду, химический состав, открыли, что она полезна для организма. Бассейн наполнялся людьми, пришла вчерашняя компания. Я погружался с открытыми глазами. Если волосы мокрые, то голова быстро охлаждается – приходится чаще погружаться. Вечером обратил внимание, что зрение от таких глазных промываний стало лучше. Сказал об этом собеседнице из вчерашней компании, она тоже стала промывать глаза, потом крикнула подругам, что эта вода улучшает зрение.
Я улыбнулся ей: - Вот так рождаются мифы.
 Потом будут говорить, что один мужчина пришел слепой, а вышел зрячий. Таких мифов на каждом курорте хватает, а здесь еще не успели создать. В Ниловке и на Шумаке (горный курорт) есть одна легенда про слепую девушку, которая ушла зрячей. Но в Ниловке глазной источник идет прямо из русла реки Эхэ -Угун, притока Иркута. На Шумаке более ста источников, и каждый подписан. Когда одевался, вошедший мужчина сказал, что в поселке полностью нет света, вероятно, это связано с работой экскаватора – возможно, порвали кабель.
Больше трех часов нет электричества. Комната стала остывать. Меня спасают чуни – войлочные тапки, купленные у монголов. Сижу перед ноутбуком в куртке, как на улице. На улице – солнце сияет. А я взялся читать детскую повесть «Армия Трясогузки», в электронном виде. Придется пойти погулять. Видимо, надо купить кофту из верблюжьей шерсти. В комнате руки уже мерзнут.
Прогулялся по поселку, вид на горы замечательный! Верхняя часть хребтов в снегу, небо чистое. Глядя на них, представляешь Становой хребет из описания Григория Федосеева. Вечером дочитал его «Последний костер», который был у меня в рюкзаке. Кстати, Федосеев описывал быт кочевых ненцев, по стилю жизни буряты похожи на ненцев. К примеру, у них огорожены приусадебные участки рядом с домом, но посадок на них нет. Даже картошка – чрезвычайная редкость. Это исторически сложилось, ведь кочевым племенам нет смысла что-то культивировать. У торговки покупаю кофту из яка. Она сама мне предложила, видя, что я неспешно прогуливаюсь. Ей сказал, что такая безрукавка у меня есть.
- А вы купите кофту, - предложила она. Настойчиво подала примерить, дала скидку десять процентов от первой цены в три тысячи. Як – горное животное, поэтому шерсть его теплая. К тому же она не «лезет», как верблюжья, по утверждению торговцев. Она же и сказала мне, что здесь часто отключают электричество, в том числе и летом. Я показывал ей кафе, работающее от дизель-генератора, в нем было полно народа. По пути зашел в «позную», за ней тоже гудел дизель, посмотрел меню. Цены просто кусачие: кусочек хлеба – три рубля, чай простой – тридцать пять, салат простой – 55, с сыром – 85 рублей, и так далее вверх. В магазине света не было, купил хлеб «Рижский», изготовлен в Байкальске. Вот он и был у меня с помидором на обед, запивал растительным маслом. Кстати, хлеб понравился. Не надо ни мяса ни поз и ни пельменей. И так вкусно. Но вот какая мысль посетила меня. Сегодня – воскресенье. Многие отдыхающие берут с собой пищу. Чтобы поесть, им нужно электричество. Если нет электричества, то нет чая, кипяченой воды, сварить люди не могут, так же, как и я. На столе лежит сырая картошка, пачка макаронных изделий. Но есть это сырым я не смогу. И вот такой хитрый ход. Именно в воскресенье местные буряты отключают электричество – люди идут в кафе питаться, потому что редко кто сможет поголодать, считая, что вредить собственному здоровью нельзя. Я тоже думаю, что вредить здоровью нельзя, но с точностью до наоборот: лучше поголодать, чем питаться позами и пельменями. Как сказал Омар Хайям: «ты лучше спи один, чем с кем попало». А теперь можно и в бассейн. Наберу там углекислой воды и ее буду пить вместо чая. Если к темноте, часов шесть, свет включат, то мое предположение о бурятском сговоре верно.
Час просидел в бассейне. Когда заходил, услышал странный разговор женщин между собой. У них тапочки слетают, неудобно ходить по бассейну.
- Может быть, снять тапочки? – спрашивает одна. Другие сомневаются. Я понял, что они попали сюда впервые.
- Конечно, снимайте, - сказал я. – Получается, что вы тапочки здесь моете, а потом сами же купаетесь.
Одна из них подтвердила мою мысль, видимо, ее тапочки стояли у ступеней. Другие возразили, что тапки у них чистые, для душа. Но та ответила:
- Вы же по полу в них ходите, собираете грязь.
В общем, тапки сняли. Эти женщины вместе сюда приехали - впервые.  Я наполнил бутылку из-под сока минеральной водой из трубы, предложил женщинам, сказав, что воду можно пить. Женщины попробовали, всем понравилось. Потом еще несколько раз просили повторить. Через некоторое время они стали собираться на выход.
- Нам сказали, что быть здесь не больше пятнадцати минут.
Я сообщил, что утром просидел около часа – вроде живой остался, это ж не радоновые ванны. Конечно, никому не рекомендую нарушать порядок, но здесь углекислотные ванны, нагрузку на сердце не заметил. Люди, разумеется, разные, поэтому должны решать самостоятельно. Две женщины ушли, две остались. Одна женщина была в очках, близорукость, минус четыре диоптрия. Рассказал ей, что можно полоскать глаза в этой воде, я, как кажется, получше стал видеть за три дня. Она сняла очки, опустила глаза в воду, удивилась, что не чувствуется разницы: что на воздухе, что в воде. Подсказал, что в китайской медицине есть точки от близорукости, их можно найти в Интернете. Вскоре они ушли, хотя близорукая просила свою подругу еще минутку обождать. Понравилось. Оставшееся время я вел себя, как дельфин, потому что был в бассейне один. Плавал по дну, крутился, делал гимнастику в воде, загорал под прямыми солнечными лучами, стараясь, чтобы солнечная дорожка тоже облучала лицо, и стоял под горячей струей, обливая шлангом разные части тела. Температура в бассейне такая же, как была в Паратунке, это термальный источник возле Петропавловска-Камчатского. Хоть и давно я там был, но запомнилось. Отвел душу, накупался. Когда оделся, заметил, что подошва ботинок грязная, по мокрому полу остаются следы. Тогда прошел до выхода в тапках. В баре уже дежурил парень-бурят. Здесь русские среди персонала редкость. Спросил у него насчет электричества, часто ли такое бывает. Он ответил, что - впервые, связано с тем, что проводят водоканал, в пять часов должны включить. Вот так мое подозрение разрушилось, никакого сговора нет, просто – случайность. А подобные мысли возникают от холода и голода. Хотелось вареной картошечки.
Вечерний бассейн. Перед посещением еще раз прочел показания для лечения этими водами. Сведения из Интернета были отпечатаны на листках, чтобы прочесть в дороге. Но прочли только две девушки в автобусе, ехавшие в Аршан. Потом они собирались в Жемчуг, однако больше я их не встречал. Говорится, что принято решение расширять и реконструировать здравницу на Жемчугском месторождении термальных метановых и углекислых вод, расположенных на правом берегу Иркута. Я убедился, что работы действительно идут.  Медицинские исследования были проведены в 1999 году. Метановый источник, скважина Р-1 пробурена в 1954 году, глубина 850 метров, температура 38 градусов. Благоприятные результаты получены при лечении заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, женской и мужской половой сферы. Углекислотный источник, скважина Г-1, находится в двух километрах от скважины Р-1, пробурена в 1988 году, глубина около 1000 метров, температура 55 градусов. По заключению Томского НИИ курортологии и физиотерапии водой этой скважины можно лечить наружно те же заболевания, что и водой скважины Р-1, а питьевым способом, то есть, внутрь – большой перечень заболеваний ЖКТ: гастриты, язвы, колиты, энтериты. Это месторождение уникально по наличию разных лечебных вод. Ни в России, ни в других регионах Европы и Азии нет таких месторождений одновременно. Прочтя такое, решил на метановый источник не ходить, хотя бассейн имеет притягательное название «Жемчужина». Для меня он прохладный. Метановый душ расположен рядом. Метановый источник оставляю для летнего посещения. Тем более, что действие обоих источников похоже.
Была половина восьмого. Отдав деньги за посещение бассейна, спросил девушку, до какого времени работает бассейн. Ответ был: «До восьми, больше никого пускать не буду». Я был уверен, что – до девяти, но полчаса на последнее посещение мне хватало. Без лишних слов отправился в раздевалку. В бассейне была только парочка. Вода меня приняла в горячие объятья. Парочка: худощавый грузинообразный мужчина и пышная молодая женщина. Видимо, я оказался третьим лишним. Женщина пошла к выходу. Мужчина, что-то сказав, бросился наверх, вернулся, переложил розовые тапочки к женщине, и стал фотографировать каждое ее движение. Женщина жеманничала, мол, не так выглядит. Я просто отвернулся, чтобы не смущать их. Оставшись один, взялся плавать. Почувствовал, что суставы стали крепче. Дело в том, что вода более плотная, чем обычная, нагрузка на плечевые суставы больше. Никаких негативных ощущений.  Через четверть часа пришел еще мужчина с возгласом: «Знакомые лица!». Это был муж худощавой женщины. Он тоже взялся плавать, подплывая, разговаривал со мной. К восьми часам еще стали заходить люди. Зашла женщина с девочкой лет восьми. С этой женщиной мы встречались почти в каждое посещение и молча обменивались взглядами. Стройная фигура, красивое лицо, возраст 30-35 лет. Потом она молча уходила с девочкой, от которой я тоже не слышал ни слова. На этот раз после них нетвердой походкой зашел крупный мужчина, и его шатнуло, когда он снимал тапки. Я догадался, что это их мужчина. Женщина грелась с девочкой возле шланга. Уже стемнело, лицо ее было в тени. Я находился возле трубы, метрах в двух, полуприсев, чтобы вода покрывала меня полностью до губ, и делал движения ногами, имитируя ходьбу. Девочка пошла к площадке. Мужчина плотно прижал к себе ее мать. Та пыталась вырваться, он не отпускал и словно  опускал ее в воду. Тогда с ее губ вырвался нечленораздельный крик, горловой, как предсмертный, когда слова уже ничего не скажут, потому что было уже все сказано. Тогда он отпустил свои клещи. Она метнулась к площадке и засела с девочкой на ступенях, в дальнем углу, подальше от всех. Мужчина еще пару минут полоскался, потом пошел наверх. Через минуту и женщина с девочкой ушли. Я набрал воды из трубы в бутылку и через минуту пошел в раздевалку. Мужчина сидел на скамье, опустив голову. Когда я зашел, он зашевелился и встал. Когда-то это был стройный человек. Сейчас лицо обрюзгло, вниз свисает большой живот. Видимо, когда-то он был спортсменом. Он начал одеваться, тоже чуть не упал. Я быстро оделся, вышел в вестибюль. Поблагодарил барменшу за курс лечения. Она пригласила завтра утром посетить еще, но я объяснил, что буду собираться на автобус. О том, что она мне говорила о времени работы бассейна, я даже не вспомнил. Дело в том, что к бурятам у меня особое отношение. Я их заранее прощаю. Я отношусь к тем редким людям, кто видел Бурхана. А буряты – это племя, охраняющее святые места. Источник – это святое место. Вот почему, к примеру, я обязательно покупаю что-то у местных продавцов. Для меня это как ритуал: определенного вида жертва. Обязательно я торгуюсь, но все по-доброму, и принимаю их условия. Например, вчера я что-то купил у молодой торговки только потому, что понял, что ей надо получить от меня жертвоприношение. Но ей я сказал, что купил, чтобы она не скучала. Она мне улыбнулась, потому что поняла, что я мог и не покупать. Все эти места одухотворены. С плохими мыслями не стоит сюда приезжать. Буряточка пожелала мне всего наилучшего, и чтобы я еще обязательно приезжал. И я знаю, что это сказала не она, но сказано ее устами.
Словно вымерло все до рассвета. Ни огонька ни людей, даже жутковато идти по пустынному проулку, спотыкаясь о выбоины. Этот проулок от центра, хотя и называется улицей, совсем не освещается, и в домах ни огонька. Вечер воскресенья – все уехали. Достал из кармана ультразвуковой отпугиватель собак, он светит фиолетовым светом, иногда подсвечивал дорогу. Потом решил, что в темноте лучше видно неровности. Почувствовал, что не один. Оглянулся. Никого. Смотрю: впереди бесшумная тень движется. Жучка! Вот она, настоящая, преданная собачка. Не оставит своего друга, хоть и временного. Проводила до самого крыльца. И не просит за свою преданность вознаграждения. Побежала дальше по своим делам. Может быть, еще кого-то выручать.