В стране динозавров

Ольга Вересова
  -Что  там  не так? -  Я сосредоточился  на  его  лице.   Молоденький   участковый  держал  перед  собой  мой  паспорт  и  серьезно  поглядывал  на  меня.   Молчание  затянулось.               
   –А  я его паспорт  не спрашивала.  Живет,  да  живет себе,  безобразиев  не  устраивает..   да у нас и вовсе  без паспортов  узбеки  живут.  Почитай – три года  живут,  и  никто к имя  не  приезжал  из  милиции.-  Васильевна  серой  тенью  метнулась   из  сеней.               
  – Из милиции не приезжали,  а  из полиции  приехали.-  Участковый  протянул  мне  паспорт.-  Я  вот  думаю,  что  Вы  здесь  делаете?.  Приехали  в начале  лета,  вон и одежду  зимнюю  не  захватили,  ходите  в каких-то  опорках,  а теперь  Новый год на носу  и вы  всё  ещё   здесь.   Я помню  Вас  по  делу  Прохора  Мелкозёрова.   Студент  пятого  курса  Екатеринбургского  университета,  приехал  в  Таскино  для  сбора  информации  по  истории села.  Я  правильно  излагаю?  А теперь  Вас разыскивают  родители.  Так что?  Сами  дадите им  знать  где Вы ?-
 
 Я  поразился  тому,  что пролетело  почти  восемь  месяцев,  как  оказался  в  Таскино.               
  – Мне бы  телефончик…   мой  без  денег…  пожалуйста.-     Полицейский  протянул  мобильник.               
  –Я  смску  скину…  меньше  денег  уйдет  на  роуминг.-  Он  кивнул  головой.         
  – Нужно  возвращаться…  нечего  здесь  делать,  бомжатник  засасывает.  Тамара  Васильевна,  Вы  бы  приодели  его  почище,  что ли.-               
   -Тако,  одели  что  было.   Как  Проху  посадили,  так  его  одёжу  и  забрали  квартиранту,  наследников  никого  нетути  у  имя.   Сапоги  тож,  Прохины  подошли,   носки  какие  ни  есть…    подлатала  небось,  пятки  целы  ишо.-               

  Она  всё  еще  перечисляла  годные  части  прохиного  туалета,  когда  полицейский  садился  в  уазик.               
  –Вишь,  Серега,  а к  узбекам  не поехал!   Всех  подкупили,  и  с тебя,  вишь,  хотел  получить.-      -Да нет,  это  он  из-за  запроса  родителей  появился.  У тебя  подлечить  голову  есть  чем?  Впрочем,  не  надо,  лучше  рассольчика  капустного.-
  - Дровишек  подколишь  седни,  кончаются  уже  в сарае.-  Она   выставила  на  стол  миску  с горкой  квашенки.-  Окромя  картошки  ничего  нетути,  пенсия  кончилась,  а  хлебушка  в  долг  не  дает   Татарча,  можа  дальнобойщики  завернут,  так  подхарчимся  с тобой.-   
 
  Чистенький   полицейский  вдруг напомнил  собою  университет,  где  по  коридорам   ходили  такие же  холеные  мальчики  и  девочки,  и  где  таким  же  был  и я в  какой-то  далекой,  нереальной  жизни.  Хотел  бы я  туда?   Пожалуй  нет.  Я  выбыл   из  проблем  зачетов,  экзаменов,  клубных  тусовок.   Оттуда  выбыл  и  не нашел  ничего  другого,  кроме  невесомости.  Такое  сладкое  чувство – одиночество -  заполонило  меня  без  остатка.    Думать  не  хотелось  вовсе,    да и о чем  думать  в  Таскино?               
  Шестнадцать  дворов,   выстроенных  по  извивающейся  улице   меж  овсовых  полей  и  березовых  колок,   дымили с утра  трубами   полузанесенных   снегом  домов,   и  призывно  манили  к себе   знакомыми  лицами  и  их  жизнями.
 
  - Неторопко  живем,   нам  ведь  мало  нодоть.  Это  вы  по городам  все  бегаете,  чего-то  хотите,  а у нас  есть  всё.   Внуки  по  заграницам  отдыхают,  им  тут  скучно,  однако.-  Васильевна  бубнила  свою  вечную  тему  брошенной   старухи,  и таких  здесь  было  большинство. – А  мне город  хуже  каторги,    даже  дышать  нечем.  Здеся  я  родилась,  всю  жизнь  прожила  и умереть  здеся  хочу.   Ты  уедешь,   одна  останусь,  да и это  хорошо  будет.  Дрова  наколоть  найму,  вода  во  дворе,  чего  ишо  мне  надоть?   А  ничего  и не надоть.   Можа  телевизор  какой куплю,  там кино  кажут.  Попрошу  дальнобойщиков   и привезут.   Они  как  заночуют  здеся,  так  и  деньги  будут….-               
  Я вышел  из  дома. Нос  по-прежнему  был полон  выхлопами  вчерашней  попойки. Посмотрев   на утопающую  в  снегу дорожку  следов  до  сарая,  пошел  за  лопатой.   

   Обязанностей  у меня  было  немного.    Откинуть  снег,   и обеспечить  дровами.   Стирала  бабка  редко,  и   воды  было нужно  немного.               
   Я  откинул  крышку  с колодца,    вода  парила  на  утреннем  морозе.  Жизнь  не останавливалась ни на минуту   в подлунном  мире.   Дальний  дом  Симочки  тоже  дымил  трубою,   и я  двинулся  к  нему  согласно  принятым  на  себя  обязанностям.     Симочка  хлопотала  у плиты  - послеобеденный  автобус  привезет  из  школы   сына,  так  его  надо  сытно  кормить.     В  леднике  лежало  замороженная  стерлядь  и  озерные  карпики,  в  избушке  хрюкали   свиньи,   запас  овощей  хранился  в погребе.               
  Она  старалась  жить  для  сына  достойно.  Я  был  принят  ею  как  наиболее  подходящий  мужчина,-  с  заезжавшими  шоферами  она  не  зналась,  а  местные,  немногочисленные  свободные  самцы  ею  не привечались.    Встречи  наши  были  лишь по утрам,  когда  в  доме  не  было  Костика.   
  Старинная  усадьба,  доставшаяся  ей  в наследство,   стала  им  убежищем  после  развода  с городским  мужем.   Меня  влекла  к ней   приятность  общения  и   необязательность  отношений.   Я  откинул  снег  с  дорожки,  видя  в окне  её  раскрасневшее  от  плиты  лицо.               
  Завтрак  горячими  лепешками   и молоком  ожидал   на столе.  После  визита  полицейского   всё  виделось  новыми  глазами,   не  как ежедневная  рутина,  а  как  определяющее составное  моей  жизни.      
 
   Мысль,  увидеть  родину  своих  деда  и  бабули,  появилась у меня после первого  курса.  И  натолкнули меня  на  эту  поездку,  уклончивые  ответы  об   их  юности.  Вот  про детство  они рассказывали  взахлеб,  а  дальнейшая  жизнь  умалчивалась.   Я, конечно,  слышал  о  фронтовой  жизни  деда,  об  обороне  Москвы,  куда  он  прибыл  в составе   сибирской  дивизии,  о  его  ранении, госпиталях,  а вот  дальнейшее  умалчивалось.  Как  будто  всё  обрывалось,  и  за  этими  провалами  крылась  какая-то  тайна.  И  моя  рукопись  не  продвигалась, что  грозило   дипломной  работе  крахом.   Сразу после  сессии,   я и поехал  в Сибирь,  в  далёкую  деревню  Таскино.  Ведь,  по  словам  отца,   я  знал,  что выехали  старики    именно  оттуда  на Урал. 
 
  Из Новосибирска  я  добирался  на перекладных,  а  последняя машина,  подвозившая  меня,   вдруг  заглохла  на  трассе  километрах  в   десяти   от  Таскино.   Шофер  матерно  обругал  сменщика,  который  недоглядел   за  машиной  у  кафе,  где они  по  очереди  обедали,   и  кто-то  слил  солярку   из  фуры.               
  Меня  подсадили  на  личника,   и  я  очутился   в паре километров  от  деревни.   Уже  хлестал  дождь,  когда  я подошел  к  первой  избе,  которой  улица  упиралась  в  трассу.    На  площадке  стояли  три  фуры,  и из открытых  дверей   дома доносились  голоса.               
  Мой  рассказ  не вызвал  у них  энтузиазма,   они отдыхали  от  дороги  за  стаканами  самогонки  и не  были  настроены   выйти  из-за стола    под  ливень.
  - Надо  Парашке  сказать,  что  её  хахаль  на  дороге  стоит.- Прожевал  вместе с пучком  лука  один.-   Ей  в удовольствие  будет… на коняшке  прокатится.-    Народ  смеялся  им  одним понятной  шутке.                – 
  - Так  как?  Мне-то  что  делать?-               
  Хозяйка,  равно принимавшая  участие  в  веселье,  заявила,  что  Парашки  нет  дома,  что  на выгонах  с табуном  совхозным.                – У  неё  мой  старший  в подпасках  ходит,  так,  поди  приедет  на ночь.    Сгоняет  на велеке   с фонариком.-  Местный  мужичок  обнадежил  меня  и я  был  рад.               
 -Сам-то  ты  кто?- Полюбопытствовала  Хозяйка.               
 –Я  по  своим  делам  приехал,  историю села  изучать.-               
 -А-а,  тоже на  динозавра  смотреть.   Почитай,  лет пять  как  скелет  нашли,  а  не  забирают,  приедут,  обсмотрят  всё вокруг  и уезжают.  Видать,  науке  не  нужен  наш  динозавр.-         
  -  А  кому  эти кости  вообще  нужны.  Ни  науке,  ни  нам.  Какой  от  динозавра  прок-то?   Только  в газете  пропечатали  и  сфоткали  ребятишек,  что нашли  эти кости. Ежели  мы,  живые  ещё,  не  нужны,  то динозавр  и  подавно!- Шепелявил   беззубым  ртом  местный  доходяга.       
   - Слышь,  студент,  садись за  стол,  пошамаешь  чем  бог  послал.-               
 Мне  придвинули  табурет,   и  я очутился   перед  тарелкой вареной картошки   и стаканом  мутной  жидкости.      

  Веселье  продолжалось  дотемна,  когда  с улицы  донесся  лошадиный   топот.         
 – Никак  ваша  мамзель  сама  прискакала?  -  Выглянул  в окно  шофер  Батяня. -  Иди,  студент,  обскажи,   где   фура  стоит,  а солярку  я  дам.  Николаич  стоящий  мужик,   для  него  не  жалко.-
 - Куда он пойдет!   Сама  прибежит,  машины  видела   на площадке,  вмиг  здеся  будет…   она,  да не  прибежит!-  Лежавшая  на  топчане  хозяйка  залилась  смехом.-  Ты  бы  шел  спать  в сараюшку,  развезло  с устатку… Параська  сама  найдет – одна  трасса  же…-
  Из  очередного  забытья  меня  вывел  грохот    и  громкие  голоса.   
  Внушительной  комплекции    женщина   отшвыривала  от  стола   набившихся  в  избу  людей,   и  те послушно  исчезали  в ночи.
 
  Наконец,  я  увидел   Николаича   и его  сменщика  с  сумкой  провизии   в руках.               
  – Уработали  моего  студента…   пять  часов  ждали  на дороге,  так  и  думал,  что   здесь  уже  гуляют  дружки.   Привет  Батяня!  Уже  пустой?   А я  только   до Сургута   скатаю   и назад.   Можа  подождешь  здесь?    Дело  есть  к тебе.  Тыщь  по  пятьдесят  заработаем  на  этом.-               
  - Лады,  Николаич.   Вернешься  через  три  дня,  так  дождусь.    Сменщика  отправлю  и дождусь.-   
  - А  то!  Здеся  весело…  -  Подала голос  хозяйка.  -  Борща  налить?-               
  -Наливай,  да  и поедем.  До  заправки  хватит соляры.  Пока  ждали - выспались  нето.-   
 
  Сквозь  пьяное  забытьё,  их голоса  доносились  сплошным  бубнением,  но  когда  я,  наконец,  проснулся,  в  пустом  доме  стояла  духота  и  гул  от  мух.   Я  выбрался  за порог,  и  солнце  окатило  меня  свежей  и  яркой  волной  света.   Одинокая  фура,  с дико смотревшейся  рекламой  на  фоне  березового  леса,  стояла  на площадке.
  - Ё моё!  Который  же час?  Какая  гадость  этот их  самогон…-  Я  стоял,  постепенно  ощущая  вселенскую  боль  организма.   Деревня  казалась  вымершей.  Только    вдалеке,  по  трассе,  бродили  куры,  пренебрегая  червями  подворья.   
  - Первая  загадка моей  прародины.-               
 Я  побрел  назад в  дом.  Страшно  хотелось  пить   и  успокоить  желудок. 

  Моя  маята  продолжалась  до вечера. Я  уходил  в  лес,  что начинался  сразу  за  изгородью,  лежал   в  траве  и почти   плакал,  тихо подвывая  от  слабости.   Потом  появилась  свинья.  Внимательно  поглядывая  на  меня  узким  глазом,  принялась  рыть носом  землю,  докапываясь  до  сырой  прохлады,   и  улеглась,  испуская  стоны  удовольствия.    Солнце  спускалось,  окрашивая  горизонт  в  обманчивый  розовый  свет,   и  хотелось  бежать  туда,  в  разноцветную    жизнь радуги.    А  мы  со  свиньей  спали   в  подкрадывающихся,  седых  сумерках  и  умолкающем   щебете  птиц.
 
  В  доме  продолжалось  веселье.   Батяня   раскрыл  обьятия   и  затолкал  меня  за  стол.               
  – А  я  рыбалил,   уха  мировецкая!   Акинья!  Ты  где?   Налей  студенту  ушицу,   совсем  зеленый  с  устатка….   и  стакан  чистый  поставь.  После  спасибо  скажешь,    подлечись  вначале…-               
  - Чего  Ваши  куры  по  трассе  ходят,  а не  на  земле?- Выдавил  я   из  себя  утрешний  вопрос.               
  – Так  там  зерно  посевное  возили, они  и собирают.  Свово  не  осталось  уже.-  Акинья   зачерпнула  в  желтых  блестках   уху.-  Ешь  с  богом,  на  здоровье.-
 
  Только  на третий  день                я  выбрался  из  этого  дома  и   из  обьятий  Батяни.               
  Васильевна  сама  нашла  меня  и увела  в  свою  избу,  на противоположной  стороне  улицы.   Вновь  подкатившиеся  на  ночевку  фуры   и толпа  шоферов   с  лихвой  возместили  Батяне  моё  исчезновение.   Я  отходил  двое  суток,    Васильевна  отпаивала  меня  Куринным  бульоном   и  травяными  отварами.  Под  тихое  мурлыканье   хозяйки,  я  обдумывал   пережитое.  Память  сохранила  отрывочные  моменты   этих  дней,   ведра  квашеной  капусты,  которые  деревенские проносили  на  общий  стол,   крики  и мордобой  мужиков  во  дворе,  трупом  валявшуюся  Акинью   в  углу  сеней,  бутыль  мутного  самогона   на  подоконнике.   Меня  трясло,  когда  я  встал  по  нужде.  Часов  на руке  уже  не  было, как  и  денег  в  бумажнике.               
  –Часы  я  тебе  найду.- Успокоила  Васильевна.-  А  вот  деньги  не вернут.   Сам  виноват.-
   - Я позвоню  родителям…  или  ребятам…  я  заплачу  Вам   за  квартиру.-  Поспешил  сказать,  заползая  за  чистенький  стол.
   - И-и-и,   милой!   Мне  мильонов  не  нужно…   чем  могу,  помогу.  Ты  зачем сюда  приехал-то?   Дело  како-тако  у  тебя?-  Васильевна  присела   на  табурет. 
   -  Мне  бы  со  старожилами  встретиться,  хочу  найти  тех,  кто  знал  моего  деда   и  бабушку.   Они  отсюда родом.   Деда  отсюда  на  войну  призвали.- Мой  голос  дрожал  от  внутренней  тряски.
  - Тако  я  отсель  родом,  и  войну  здесь  пережила.   Ты  из каких  будешь?-
  - Дед  мой  Памфила  Сунцова  сын – Михаил.   А  бабушка  на двенадцать  лет  младше  его.  Елизаветой  звали,  а  фамилию  девичью  не  знаю, но  она  тоже  здесь родилась.  Они  после  войны  поженились.-
  - Вона  как!   Значитко,  ты  моей  подруженции  внукой  будешь!  - Старушка  прослезилась.-  Довел  господь  увидеть…   Они  как  сбежали  отсель,  так  ни  слухом ,  ни  духом…  а ты  ведь  и похож  на  её родову.-                Она  перекрестилась  на  образа, шепча  молитву.               
 – Как  есть,  её  брат  обличаем.  Стало  быть,   свойственник  мне  по  мужу.   Я  ведь  замужем  была  за ним.  Лизка   этого  и не  узнала.   Как  помер,  живу  одна.    Дочка-то  наша  в городе  живет.   А  ты мне,  стало  быть,  внучатым  племянником  приходишься   по  мужу.    Помню  твоих,    как  сейчас  помню.-
  -Какая    маленькая  деревня,  я всего  одну  улицу  и увидел.-
  -  Так  разьехалась  молодежь-то,   одни  старики  и остались,  а ранее  она  была  большой.   Почитай  дворов  сто   было.  Женихи  табунами   за  околицей  собирались.   Сунцовы   не  числились  зажиточными,  бедный  двор  был.   Коровенку  держали,  а  лошадь   у  родни  брали,  как  что  привезти  надобность  была.   Отрабатывали потом  на покосах.   Да  и  Лизкина  родова  в середничках  ходила.   Опосля,  я тебя  к  Лушке  отведу,  кровная  родня  тебе  будет.  Ознакомишься  и про  бабку  расспросишь.  А  Сунцовых  не  осталось,  брательника  Мишани  на  войне  убили,  старики  вымерли,  тока   у  Марии   две  дочки  от  Мишки  остались,  да  и  они  замуж  не пошли.  Так  и жили   обе   с матерью  здеся.  А  дом  их  ещё  стоит.  Пустой,  заколоченный,  но  стоит.  Я  могилки  их  прибираю,  как  к  своим  хожу.-
  -  Вы  сказали  -  Мишкины  дочки?  Это  моего деда?-
  - Так   женили  его  на  Марии,  ещё  до войны   дело  было. Его  жена,   Машка-то,  из  богатеньких  была.  В  приданное  ей  и  дом  дали  и  лошадей,  и  коров  отец  не  пожалел.  Да и то,  что  раскулачили  бы  его.  Вот  он  дочке  и  списывал  хозяйство.   Ей  да  и  Лушкиной  матери.   Так  и  удержался  при  всем  своём.   А  Памфил  тогда  совсем  захирел  было,   покалечился   на  лесосплаве,  рука  плетью  висела,  как вернулся  с  заработков.  Вот  Мишаня  и  женился  на  Маруське-  сохла  она  по нему.   А  как  с войны  вернулся,   тут  и  Лизка  подросла,  заневестилась.   Веселая  девка  была,  певунья.   Мы с ней,  бывалоче,  по  всей  ночи  голосили   в полях.    На  току  они  и  сошлись.   Таились,   да  что  в  деревне  утаишь?    Они  и порешили  бежать.  Да и то  сказать  -  забрюхатела  она,  позору  не  оберись  было  бы  ейной  семье.  Уж  дальше  не знаю  как   и  было,  но тока  Мишка  не   возвернулся  к  Маруське.-
  -  Вот  это  да!   Теперь  понятно  о чем  они  молчали.  О  брошенной  семье  деда.-  Я  был поражен,   благородный  образ  деда  рассыпался  на  глазах. – Значит  дед  двоеженцем  был,  а  добрая  бабуля  разрушила   жизнь   семьи…   и  даже  думать  об  этом   не  думали.-
  - Не сладко  девчонкам  пришлось.  Мария  на  сносях  была,  когда  он  бросил  их.  Парализовало  её,  а  младенчика   в  приют  забрали.    Бедствовала  семья,   время  тяжкое  было  опосля  войны.   Мужиков  нет,  калеками  вернулись,  девки  да  бабы  пахали   на  лошадях.  Я  сама  трактористом   десять  лет  работала.-
 Я  посмотрел  на тщедушное  тельце  хозяйки,  просто  не верилось,  что  крохотная  девчушка,  коей  она  была  в те времена,  тащила  на  себе   пахоту  полей.                – Сколько  Вам  лет-то  было   в 45 –ом?-
-  Мне тогда   восемнадцать  стукнула,  а  Лизка  моложе  меня   на  год  была.  Через год  они  и сбежали   с  Мишкой.-
  -  Но  мой  отец  родился   в  пятьдесят  втором.  А  он  у них  единственный  ребенок.  Значит -  не единственный  и не  первый.  Но  об этом  никто  не  знает  у нас.  Вот  партизаны!-
  -  А  ты-то один  у  родителей?-
  -  Есть  две  сестренки,  старшие.  Я  припоздал  что-то.-
  -  Наказал  господь  Лизку-то,  забрал  ребенка   у неё.    Это  им  за  Машкины  слёзы   наказание,  да за обездоленных  дочек.-  Она  перекрестилась  на  образа.-Отмолить  тебе надо  за стариков,  иначе  и у вас  жизнь  не сложиться.  До пятого поколения  грех  на  вас  лежит.  Не  ты,  так  твои  дети  расплачиваться  станут,  милок.-
  - Бабуля  часто  в церковь  ходила,   я  думал просто  как  верующая,  а она  прощенье,   видимо,   вымаливала.-
  - Ты-то  крещен?-               
 Я кивнул  головой.- Бабка  и крестила  меня,   а  сестры  нет.-
  - Хорошо ли они  живут,  здоровы  али как?-
  - Старшая  сестренка   уже  три раза  замуж  выходила.   Не везет  ей  с мужьями.  Но  они  здоровы.-
  -  Я  свожу  тебя  на могилку  Маруси,  покаешься  за   стариков.  Авось  минуют  тебя  беды.-               

  Поход  на  кладбище  деревни,  неожиданно   всколыхнул  во мне   неизведанные  мною  ранее  чувства.   Я  вдруг  почувствовал  себя   причастным  к  этой  земле,  как будто  впервые  вступил  на  родную  планету.    Мы  пробирались  между  еле  заметных  холмиков   с полусгнившими  крестами,   и  исчезнувшими  надписями,  а вокруг  меня  вихрем  носились  чьи-то  судьбы.  причастные  к  моему  появлению  на  свет.               
 -  Вот  здесь  семейное  место  родителей  твоей  бабки,  твоих прадедов,  стало быть.  А  за  огородкой    могилка  Марии. Я  отойду, ты поговори  с ней.-   Васильевна  исчезла,  оставив  меня  у  оградки.               

  Обратная  дорога  прошла в молчании.               
  Возле  дома,  через  забор,  просунулась  соседка.-  Подружка,  у тебя  не  будет ли лишних  трахалков?   Молочком  рассчитаюсь.-               
  Я  обомлел.  Это  что?  Намек  на меня?               
 -Приходь,  соберу  небось.-                Уже  отойдя от  неё,  я осмелился  спросить,  чего же  хотела  соседка.               
 –А  ты  чего  подумал?-  Залилась  смехом  Васильевна,  прикрывая  рукой  беззубый  рот.-  Это  капуста,  которая  не  завязалась.  Рыхлая  такая,  тряская.  Её,  испокон  веков,  трахалкой  зовут.-               
  Я  записал  слово,  немало  веселясь  от  него.               
 – Васильевна,  я у вас  уже  записал около  двадцати  слов,  неизвестных  русскому  языку.  Просто  кладезь  какой-то-.               
  – И  тебе  за  это  заплатят?-  Удивилась  старушка. –Это  твоя наука,  искать  слова?-               
  -Пожалуй  да,   моя  наука.  Вот  приеду  и  буду  защищаться  ими,  чтоб  диплом  получить-               

  Васильевна замолчала  надолго,  и только  вечером,  покряхтывая  на  своей  кровати,  спросила, продолжая  утрешний  разговор.-  Неужели  этим  люди  всю  жизнь  занимаются?  А  какое-нибудь  дело  они  делают?  Мужики  чай,  однако...-               
 У меня  не было доводов  для  неё,  чтобы  сравнить  её  труд  трактористки  с  написанием  ненужных  книжек  целой  армией  мужиков  по  городам.               

  Через  день  прикатили  фуры  Батяни  и  Николаича.   Левый  рейс  прошел  удачно,  и  деревня  вновь  загудела.     Я   впервые   рассмотрел   знаменитую  Параську.   
  -  Ну,  и  огромадная   она  у вас!-  Поудивлялся   я.
  -  Никто  замуж  и не  брал  ея.-  Засмеялась  Васильевна.-  Она же  любого  мужика  прихлопнуть  может  одной  рукой.  Ниче  ей  не  нужно,  окромя  лошадей.  Знатный  конюх  из  неё,  а  в пастухи  никто  не идут  из  мужиков.  Пришибет  осердясь. Одного,  осердясь,  так  пнула,  что  по  сию  пору  копчик  лечит.  Она  и мужа  сама  себе   выбрала,  безобидного   такущего.  Он  и  отказать  не посмел   Параське.  Загребла  его  в  охапку  и в дом,  как  рыбину  каку  под  мышкой    тащила.  С тех  пор  там  и  живет.  Как    она  загулят  с  шоферней,  так  Проха  из дому  уходит,  рыбалит,  или  ещё  чё,  но  держится подале  от неё.    Она    отойдёт   от   гульбы,  так  и  притаскивает  его  назад.  Кино  да и только!  Все  дальнобойщики  не  в  Таскино  едут  с ночевой,  а  к  Параське.   Адрес  такой  по  трассе,  так  и говорят,  мол,  заночуем  у  Параськи.   Она  и  батьку  свово  в  ежовых  руковицах  держала.  Так  он  бутылки  мужикам  ставил,  чоб  замуж  взяли  дочку.  Гульливая  баба,  чо  и говорить-то -  Шалава.-
 
  Компания   шумела  всю  ночь.  Я  выходил  выкурить  сигарету  и   видел   серые  тени,   колыхающиеся   во  дворе   Акиньи.  К  утру  фуры  исчезли,  а к обеду,  в  придорожной  канаве  нашли  тело  Параськи. Сбежавшиеся  собаки,  повизгивая,  вылизывали  кровь  с  травы  и её лица.    Деревня  отсыпалась  после  попойки,  и только  пополудни   побрели  сельчане  по  своим  делам  по улице.               

  Полиция  прикатила  быстро  и первым  делом  вошла  в   её  дом.            Проха  ел  вареную  картоху,  и  собирался   на  реку.    Почему  не сбежал   ещё  вечером?   Так   Параська  отобрала  у  него  закалымленные  деньги    за колку  дров, двинула  по  морде,  и   засунула  в  погреб,  придавив  лаз  коробом.   Он  промерз  там,   и  всю ночь  пытался  выбраться.               
  Короб  стоял,  сдвинутый   с  дверки  лаза,  но вот  свидетелей  его   спасения  не  было.   Денег  у  Параськи  тоже  не  оказалось,  и,  все   действующие  лица  той  попойки,   показали,  что  она  не  тратила  их  на  самогон.  Платил  Батяня,  и  в магазине  у  Татарина  продуктами  затоваривался  тоже  он.               

  Деревня  держала  глухую  оборону.   Акинья  отговаривалась  тем,  что  ничего  не видела  и не  слышала.   Сельчане  разбрелись   ещё  ночью,  и  Параська   осталась  там   до  утра.  Когда  она  ушла,  никто  не  знает,  как и то,  когда  же  отьехали  фуры.     Из  местных  никто  бы  не  осмелился  поднять  на  неё  руку,  да и причин  на  это  не было  ни  у кого.   Остался  один  Проха,  весь  в  синяках  от  побоев  жены,  и у него  была  и причина -  отнятые  деньги.   Его  забрали.     Состоялся  суд,  и  Проха,  так же  безропотно,   пошел  отсиживать  срок.   
 
  Шоферов  никто не  разыскивал, виновным  сделали  Проху,  и  деревня  тут  же  забыла   его.  Он  и раньше  был  незаметным  и  никому  не  нужным  в  Таскино.  А  вот смерть  Параски   стала  причиной  того,  что  фуры  перестали  останавливаться,   и   исчезла  дополнительная  кормушка  многим  деревенским.   
  -  Параска  на  деньги  была  падкой.  Увидела  у  шоферни  такие  деньжищи  и позарилась.  Пьяны  все  были,  она  и умыкнула,  я  так  думаю. Они  и  догнали  её,  деньги  отобрали,   и  по  злобе  убили. Их  трое  было,  и все  могутные  мужики.  А  Проха  не вовремя   вылез  из  погреба.  Сидел бы  там  далее, то  искали  бы  шоферов. Васильевна  высказала  общую  мысль  о  случившимся, и я согласился  с  этим.               

  Дело  тянулось  более  месяца, я не мог  покинуть  Таскино,  как  свидетель,  знающий  про  заработанные  сто  тысяч, да  и  не торопился  в город. Тогда у меня  ещё  было  время   до  осени.               

  Деревенская  жизнь, с  отсутствием  суеты  и  каких-либо  обязательств, мне  нравилась. Я  участвовал  в  рыбалках  на  Оби,  окучивал  картошку  Васильевне  и  соседкам,  зарабатывая  гроши,  которые  выкладывал  на  стол  в  виде    снеди  из  лавки  Татарина. Мои  записи  пополняли   тетради  и  я  тешил  себя  мыслью  о  дипломной. Потом  сошелся  с  Симой, и  пока  это  было  тайной  для всех. Она  была  добра,  не  болтлива  и очень  чистоплотна. Васильевна снабдила  меня  местной,  сероватой  от  старости,  одежонкой.               

  Отвесив  собственную  в  шкаф   на случай  отьезда,  я  как бы  сменил  кожу.    Мне уже  стали  понятны  нюансы  жизни  сельчан,  их  проблемы,  и укоренившееся  чувство   пофигизма  к  собственному  существованию. Научился  пить  самогон   и  заедать  его, тем,  чем  богат  огород.   
  Время  шло, перевалив  за  лето.               
 Кликуха "Студент"  ни о чем  мне больше не говорила. Я  не хотел  помнить  город,  с его  напряженным  чувством  долга  и  ответственности  перед  всем  миром,  и  я легко забыл  его.               
  Прохины  сапоги  с шерстяными  носками  были  мне  впору,  как и сама  жизнь  незаметного  человека.   Ко  мне  привыкли,  признали  своим,  и не  считались  с  моим  незаконченным  высшим  образованием.  Я  видел  кости  динозавра,  но  они  не  разбудили  во  мне  ни  одной  мысли,  как  не  разбудили  ни у кого  из  таскинцев.               
   Мир  сократился  до  размера улицы  в  шестнадцать  дворов. Любовь,  до  размера   Симочкиного  общения. Близкий  человек,  до  Васильевны.  И только  визит   молодого  полицейского,  еще  пахнувшего  юридическим факультетом,  вдруг   пробил   броню   сонного  мозга.               
  Я   брёл  по  заснеженной  улице,  видя  впервые  себя  чужими глазами.    Пришел  ли  я  в  осознание   себя?   Да, пришел.       

  Погружение  в  одиночество  и невесомость   засасывает, в  такой  жизни  легко  исчезнуть,  но  чем  дальше, тем  труднее  вернуться.      

   Я подошел  к стоящей  фуре. Незнакомый шофер согласился  довезти  меня  до  Новосибирска.               
  - Только  я  отправляюсь   до  Ханты-Мансийска, если  поработаешь  грузчиком,   возьму  сейчас. Это займет  дня  три. Если согласен, садись. Или  жди  на  обратной  дороге-               
  - Нет, я  еду  немедленно. Остаться  не  могу.- 
   Васильевна  торопливо  клала мне в чистую  трЯпицу вареные  яица   и  крестила  меня   вслед.  У  меня  ныло  сердце,  но я  не обещал  ей  вернуться  сюда.