М. Ю. Лермонтов - самый непонятый гений

Юрий Галкин
К 200-летию со Дня рождения

Цель данной работы – попытка по-новому взглянуть на самый известный и самый непонятый роман Лермонтова «Герой нашего времени». К сожалению, более полутора веков при рассмотрении этого произведения вольно или невольно исследователи отталкивались от точки зрения В.Г.Белинского. А он у всех современных ему авторов, которые отличались несомненным талантом, видел стремление выразить революционные настроения, борьбу декабристов и т.п. Именно поэтому долгое время даже в Пушкине он видел просто гениального стилиста и только, так как не мог найти в его творениях революционных мотивов.
Да и какую борьбу можно увидеть в таких, например, повестях Пушкина как «Метель» или «Выстрел»? Здесь Александр Сергеевич чуть ли не кричит: «Не надо бороться с судьбой, просто следуйте ей, и счастье вас найдёт». И в этом смысле «Герой нашего времени» - отчаянная попытка оспорить пушкинскую точку зрения и доказать возможность победы над роком.

Часть I

 О композиции романа

 Написано немало работ, где исследователи уделяют большое внимание странной архитектонике романа, хронологическому переплетению его композиции, пытаются выстроить хронологическую последовательность событий и понять, зачем понадобилось Михаилу Юрьевичу так всё усложнять? Впрочем, желающие легко могут самостоятельно найти и ознакомиться с данными работами. С моей точки зрения, наиболее интересное и полное рассмотрение этих вопросов представлено в фундаментальном труде Удодова «М.Ю.Лермонтов».

Итак, если не считать предисловия Лермонтова к роману, где он объясняется с читателями о характере главного героя, то роман построен следующим образом:
1. Бэла
2. Максим Максимович
3. Предисловие к журналу Печорина
4. Тамань
5. Княжна Мери
6. Фаталист

В «Бэле» мы знакомимся с главным героем. Он офицер действующей армии, участвует в боевых действиях на Кавказе. Его поведение иногда кажется странным, непонятным, а поступки (особенно с современной точки зрения) безнравственны. Он при помощи двенадцатилетнего подростка, брата главной героини повести, крадет её, несовершеннолетнюю девушку, принуждает к сожительству, а затем тяготится ею и не знает, как от неё избавиться. Наконец, Казбич – бывший жених Бэлы – делает попытку похитить её, но, чувствуя, что не сможет уйти от погони, смертельно ранит Бэлу кинжалом и оставляет умирать, а сам скрывается в горах.
Через несколько дней героиня умирает. Все эти дни Печорин заботился о несчастной, ухаживал за ней, но когда она умерла, в ответ на слова утешения Максима Максимовича он неожиданно засмеялся. И вот этот самый смех уже совершенно ни в какие ворота не лезет и совершенно необъясним с точки зрения обычной человеческой логики.

В «Максиме Максимовиче» помимо того, что мы более полно узнаём самого штабс-капитана и его характер, мы встречаемся так же и с Печориным. Он направляется в Персию. Зачем? С какой целью? Надолго ли? Ни на один из этих вопросов герой не даёт ответа ни нам, ни Максиму Максимовичу. Он спешит, не хочет задержаться ни на час и, как понял Лермонтов-повествователь, возвращаться назад не собирается. Иными словами, Печорин отправляется в путешествие в один конец. То есть едет умирать?

В Предисловии к Журналу Печорина первым делом автор сообщает следующее: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…» Итак, герой завершил свой земной путь. И что же, мы больше ничего о нём не узнаем? Но нет! Дальше умерший Печорин начинает сам рассказывать о себе. Дальше он попадает в Тамань.

В Тамань «Я приехал на перекладной тележке поздно ночью»… «Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» «…Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны»... «Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза».

Приведённые отрывки авторского текста выстраиваются в чёткий ассоциативный ряд: Печорин попал в преисподнюю. И что же делает там герой? Он встречается с ундиной или русалкой. У неё нет имени, по крайней мере, Печорину не удаётся его узнать. И даже его дневальный не называет её никак, кроме как бес-девка. Герой, стремясь выведать тайну этой таинственной женщины, попадает в устроенную ею ловушку. Борется с ней в лодке не на жизнь, а насмерть и, чудом оставшись в живых, видит, как она покидает землю в лодке с неведомым Янко. Ну, чем не Харон, перевозящий душу усопшей?..

Вскоре Печорин тоже покидает это «нечистое» место. «Слава Богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань. Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Вот так…

Куда же попадает Григорий Александрович из преисподней-Нави, которую он нашёл в  Тамани?

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками»... «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?»

Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться – душа Печорина попала в Рай или, точнее, Ирий – мир богов и небожителей.

И первый, кого он встречает в этом благословенной месте, Грушницкий. «…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

То есть Печорин здесь для того, чтобы сразиться с Грушницким?.. Да! Для этого он добивается любви Мери, затевает смертельно опасную для себя авантюру с дуэлью, из которой выходит победителем. После чего окончательно объяснился с несчастной Мери и покинул место действия. А после всего случившегося он «…теперь, здесь, в этой скучной крепости». Он вернулся в мир людей, чтобы завершить нечто, начатое здесь же в этой крепости и описанное в повести «Бэла».

В «Фаталисте» - финальной повести романа - это и происходит. Печорин помогает обезвредить преступника, зарубившего поручика Вулича.

Поведём итог всему написанному.
В «Бэле» Печорин зачем-то похищает девушку, её убивает Казбич, и она умирает.
В «Максиме Максимовиче» Печорин отправляется в путешествие, целью которого должна стать его собственная смерть.
И в «Предисловии» мы узнаём, что цель эта достигнута.
В результате чего герой достигает Нави – преисподней, где дожидаются своей участи души усопших. Там он сражается с ундиной-русалкой и побеждает её.
В «Княжне Мери» Печорин оказывается в Ирие или Раю. Там он дожидается нужного момента и убивает Грушницкого.
После чего опять оказывается в Яви – мире живых людей. И уже на земле захватывает и обезоруживает опасного преступника.
 
Данная композиция позволила гениальному писателю чисто мистический сюжет «Божественной комедии» Данте выразить сугубо реалистическими методами. А вот зачем и для чего герой Лермонтова путешествует в потустороннем мире, постараемся разобраться в следующей части нашей работы.