Образы образования

Алекс Никольский
     Каждый уважающий себя россиянин досконально разбирается в двух вопросах: в медицине и в образовании. Большинство из нас считает, что в данных вопросах не существует сколь-нибудь затруднений. Всё, казалось бы, на поверхности, всё предельно ясно. В каждой семье накоплен богатейший опыт по вылечиванию различных хворей и воспитанию собственных детишек.


     Наверное, именно поэтому государство не особенно утруждает себя лишними затратами на содержание образования. Сужу об этом не со стороны. Тридцать лет отдано делу воспитания и обучения. Какой негатив сегодня в школе? Что нам мешает?


     Первое: директор занимается не функциональными обязанностями, а составлением ежедневных отчётов и доставлением их в отдел по образованию. Он давно, с началом реформы в образовании, перестал быть учителем учителей.

 
      Лично я последние пять лет работы только тем и занимался, что составлял отчёты по трудным, по успеваемости, по воспитанию, по проведённым мероприятиям, вечно редактировал Устав школы, мотался с юридическими документами в РОНО и соседний район на утверждение, принимал инспекторов, проверяющих без конца и без начала всё и вся, ездил по судам выслушивать наставления и платить штрафы, регулярно посещал совещания в районе и т.д и т.п. Мне за хорошую работу регулярно давали премию. Один раз в квартал. От двухсот до пятисот рублей. Унизительно? О да!!!


     Второе: крайне низкая зарплата педработников. Миф, опубликованный в СМИ о том (прошлогодняя «Российская газета», где-то середина лета), о том, что средняя заработная плата в школе составляет 30 000 рублей такая же утка, как то, что у нас в стране всё идёт отлично. Пожалуйста, пример. Сменившая меня директриса получает больше всех в школе, работая чуть ли не на две ставки, почти тридцать тысяч. Однако остальные учителя получают на треть меньше, имея практически полторы ставки нагрузки. И это при доплатах за сельскую и малокомплектную. У меня всегда возникал закономерный вопрос: а почему бы не дать им по 2-3 ставки? Представляете, как выросли бы показатели по стране?


     Имея колоссальную нагрузку, учитель вынужден терять в качестве обучения, и от этого никуда не денешься. Поэтому у половины выпускников Лермонтов носит различные имена: Юрий Васильевич, Юрий Михайлович, и только около половины чётко помнят, что он был, есть и будет Михаилом Юрьевичем.
Третье: крайне низкая квалификация педагогов. Обожаю фильм «Дневник директора школы», где главный герой просит произнести фразу, где присутствует слово «трамвай». Если произнесено «транвай», то путь к детям такому учителю заказан.


     А у нас? В педагогические училища и вузы идут далеко не самые лучшие. Сколько раз доводилось наблюдать, как не сдавшие выпускные экзамены с первого раза идут в педучилища, потому как там вечный недобор. Не факт, что они в будущем станут работать в школе. Однако практика показывает, что многие идут именно обучать и воспитывать.


      Моя учительница физкультуры произносит такие фразы: «У нас такая же бревно было в нашей школе.» «Я купила себе красивую платью». Другая коллега употребляет массу слов типа «гребсти… капаток (кипяток), гробки (кладбище)». Скажете, а что ж я их не уволил сразу, в своё время? Беда в том, что их некем заменить. Потому и молчал в тряпочку. Замечания им делать – в такую позу становятся!


     Учитель начальных классов ведёт биологию, музыку и трудовое обучение. Учитель физики и математики ведёт химию. Другой учитель начальных классов преподаёт географию и информатику. Человек, окончивший высшую комсомольскую школу, преподаёт навыки немецкого языка всей школе. По диплому практически трудятся один учитель математики, учитель физкультуры, учитель-филолог, два учителя начальных классов (притом два на четыре класса). Пять из девяти. Яркий показатель?


     Жилища молодому специалисту не дают, зарплата на уровне сторожа (извините, охранника), а то и ниже. За 25 лет директорства прошёл громадный контингент. Городские, как правило, не приживаются. Сельские педработники в основном приходят несмышлеными девочками, через год-два выходят замуж и отбывают по месту жительства мужа.


     За время моей работы преподавателями только по району стали 16 наших выпускников. Самые стойкие, самые грамотные, самые отважные. Примерно столько же по области. Практически ежегодно у нас выходит по одному будущему учителю. Школа всегда была на хорошем счету (с высшей квалификацией четыре педагога).

 
     Однако попробуй отстоять свои права хотя бы на финансы. Распоряжается ими бухгалтерия и начальник отдела по образованию. То ли не доверяют директорам, то ли по какой иной причине? Номинально директор отвечает за всё, зарабатывает шишки, но попробуйте самостоятельно купить любую мелочь, вплоть до карандашей и  пачки бумаги!


     Третье: практическое отсутствие воспитательной идеологической работы. Мы поражаемся, как за неполную четверть века в Украине сумели взрастить столь агрессивное к нам поколение? У нас всё делается для галочки, смею заверить.   

 
     Причина одна: классному руководителю платят в нашей школе 300 – 500 рублей в месяц. За такую плату никто всерьёз работать не станет. Согласен, что при подобном отношении можно только составлять бумажки.


     Ни об идеологической работе, ни о развитии патриотических чувств речи не идёт. Может, следствием этого и является развивающаяся наркомания, вандализм, уход в иррациональный мир?


     Представьте, что у нас в сельской малочисленной школе обучаются дети из двух сёл. Почти десять лет назад дали автобус. Однако оказалось, что мы не имеем права возить детей в район хотя бы пару раз в неделю на секционные дополнительные занятия: нет на эти цели бензина. Реформирование требует жёсткой экономии. Это разве нормально?


      А наш учитель, при всём желании, не может после проведённых пяти-шести уроков вести кружки за символическую плату, а чаще просто бесплатно. Не те времена…


      И никто не говорит уже «спасибо» за счастливое детство. Но не судите за это учителей. Они делают всё возможное.