Mакс Эрнст -сюрреалист из Брюля

Тина Скон 1
                MАКС ЭРНСТ (1891-1976) – СЮРРЕАЛИСТ ИЗ БРЮЛЯ

                ( к 120-летию со дня рождения)

Как и большинство сюрреалистов, немецкий художник Макс Эрнст начинал свой творческий путь с дадаизма. Для него «антиискусство» стало островом спасения в мире буржуазных ценностей, он плевал на них с истинным наслаждением. Художник был одним из основателей направления сюрреализм в 1924 году, его знаковая фигура.
 
Первая  выставка Эрнста прошла в Берлине в 1916 году. В одном произведении  он соединял  разные материалы, техники и методы. Предметы вырывались из привычной среды и вступали в новые связи. Это была «случайная встреча двух различных реальностей на неподходящем плане» (Эрнст). На знаменитой эпатажной выставке дадаистов (1920 г., Кёльн) Эрнст предложил  публике топор: пусть сокрушат любое «произведение». В мужском туалете (вход на выставку) обнажённая девица успевала обругать ошарашенного посетителя.

В Париже с 1919 года существовала группа «абсолютных дадаистов»– это были известные  литераторы. Дадаисты  отождествляли искусство с жизнью, а разум назвали безумием,  так как те, кто развязал Первую мировую войну, считались разумными людьми. Художники-дадаисты  «успешно» участвовали в скандальных выставках, поддержали  дадаизм во Франции. Движение приобрело космополитический размах в искусстве.

Но вскоре внутри дадаизма наметился раскол. Эрнст отвергал полную бессистемность творчества и отрицания всего и вся: необходимо  новое знание и серьёзное отношение к своим изысканиям. Родилось мощное  направление в искусстве – сюрреализм. Теоретическое начало направлению положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 году.

Сегодня словом СЮРРЕАЛИЗМ обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности.Для Эрнста и  большинства сюрреалистов, основным признаком этого течения в искусстве были не разные техники, а три главных принципа: автоматизм, «сновидческие образы» и использование «обманок». Отличительной особенностью именно полотен Эрнста стали реальные, даже,  натуралистические изображения персонажей  в фантастических, бредовых сочетаниях – «обман зрения» или «обманка». (скандальная работа «Дева наказывает Иисуса...»,1926 г.). Авторитет художника утвердил такую манеру изображения.

...Отец Эрнста был учителем в школе для глухонемых в Брюле ( 15 километров от Кёльна и от Бонна). Макс – старший из его пятерых детей, позировал в образе Иисуса-младенца, когда отец  копировал открытки либо иллюстрации к Библии. Но  чаще работал на пленэре, тщательно выписывая пейзажи Брюля. Однажды отец забыл внести в пейзаж одно дерево: картина – не  точная копия, и отец срубил дерево. Глубоко раненный Макс назвал это «преступлением против воображения».

А воображение у мальчика было очень богатое. Казалось,  таинственные и мрачные брюльские леса скрывали в лесных чащах всевозможных  страшилищ.  Живопись Эрнста  представляла, по Фрейду, препарированные детские впечатления и страхи. Не брюльские ли непроходимые заросли стояли перед глазами художника, когда он писал композицию под  названием «Лес»? Картина, выполненная в технике фроттажа (от французского frotter – втирать), стала нововведением Макса Эрнста.

 Художник помещал лист бумаги на рельефную поверхность предмета и, рисуя на нём, получал изображение, повторявшее неровности основы. Случайные рисунки структуры дерева и камней становились главным изображением или фоном полотен, на которые Эрнст добавлял ещё фигуры. Эффект был непредсказуем,  художник  лишь подчинялся собственному творческому процессу, извлекая из подсознания причудливые образы,  схожие с галлюцинациями ( картина «Антипапа» )...


В 1929 Макс Эрнст создал знаменитый коллаж «Женщина о ста головах». В это же время он принимал участие в создании фильмов совместно с Сальвадором Дали и Луисом Бюнюэлем. Фильмы «Андалузский пёс», а затем и «Золотой век», потрясли первых зрителей: множество гениальных находок держали зрителя буквально за трепещущие нервы. Даже сегодня в кино с его огромным набором спецэффектов нет  ничего подобного. Эрнст известен, и Сергей Дягилев, создатель «Русских сезонов» в Париже, предложил художнику сделать эскизы декораций и костюмов для балетов.

У Макса сложились странные отношения с поэтом  Элюаром и его женой Гала (впоследствии жена художника Сальвадора Дали). В 1921 году  налаженную жизнь Поля Элюара и его супруги Елены, известной ныне всему миру по имени Гала, нарушает Макс Эрнст. Он уже известный художник, дадаист и скандалист:
 буржуазная публика ставит между ними знак равенства.

Макс Эрнст иллюстрировал написанный Полем Элюаром и его друзьями манифест под названием «Дада на свежем воздухе»1. Поль Элюар с Гала посетили Макса Эрнста в Кёльне, где он жил вместе со своей женой-красавицей Лу (Луиза Штраус) и годовалым ребёнком. Художник очаровывает супругов  открытостью, безмятежным характером и, главное, беззаботной улыбкой. Судьба в лице Поля посылает Максу близкого друга.

 Между мужчинами вспыхивает редкостная симпатия. Молодой французский поэт искренне восхищается не менее молодым немецким художником и признаёт его гениальность: он купил прямо с мольберта картину «Слон Целебес». Максу нравятся необычные стихи  Элюара. Их объединяет художническое братство и человеческое родство...Как ни странно, их объединяет даже то, что оба воевали в Первую мировую войну по разные линии фронта и ведь могли убить друг друга...

Эрнст иллюстрирует сборник стихов Элюара. Это 1922 год. Тогда и проявляется чувство Макса к жене друга. Макс пишет гуашью картину «Пертурбация – моя сестра», где  Гала изображена с обнажённой грудью. И хотя Поль для Макса «брат», его волнуют прелести Галы. Голубоглазый красивый блондин  быстро вскружил голову Гала. Художник – до глубокой старости  красавец с выразительным, вдохновенным лицом,  и все женщины в его судьбе будут ослепительными красавицами.

...О романе Макса и Гала  знают и друзья, и супруги.  Похоже, что Эрнст стал любовником Гала  с попустительства мужа. Элюар  любит Макса и любит Гала. Она же отвечает  взаимностью обоим мужчинам. Остры переживания поэта. Негодует Лу, у которой отбирают мужа. Она не поняла драмы Гала, которая не создана для двоих одновременно и не может выбрать между мужем и любовником, и не хочет, чтобы её делили. Словом, брак втроём ... Внезапно поэт исчезает из дома, – он не в силах переносить страданий любимой.
 
             Любовники находят Поля в Индокитае. Втроём они возвращаются во Францию, но союз даёт трещину... В Париж вернулся  раненый, неспокойный поэт и человек Поль Элюар. А блудная Гала возвращается к домашнему очагу с блудным мужем.  История «любви втроём»  не прошла бесследно: чувство жертвы, принесённой на семейный алтарь, сделало из неё другую женщину. Гала лишила Макса своей любви, но Поль остаётся его другом, помогает материально, покупает у художника несколько картин...

Уже «похоронен» дадаизм. В первую весну сюрреализма, весной 1925 года, творческое братство поэта Элюара и художника Эрнста  будет скреплено выходом  небольшого сборника «Вместо молчания». Муза, колдунья и героиня сборника, конечно, Гала. Стихи поэта влюблённые, жалобные и светлые. Рисунки художника  сумасшедшие – хоровод злых,  лиц, передающих  без нежности его восприятие Гала. Это прощание – последнее рукопожатие с Элюаром и разрыв с очаровательной и загадочной Гала.  Она не скрывает, что была «моделью и причиной любовного стона, который вырвала у обоих мужчин одновременно; его эхом на страницах книги обмениваются художник и поэт». Так напишет позже Доминик  Бона.

Мужская дружба кончилась после того, как  Эрнст  поссорился с Полем  из-за Мари-Берт. Новая жена художника плохо отозвалась о Гала. В возникшей ссоре Эрнст поддержал супругу боксёрским аргументом...

...Макс  встретил осенью 1926  в художественной галерее 20-тилетнюю  блондинку с голубыми глазами – Мари-Берт Оранш. По другой легенде, они познакомились на съёмках фильма Бюнюэля. Воспитанница монастыря «Верных подруг Христовых», дочь высокопоставленного чиновника, простодушная девушка покидает семью и следует за Максом Эрнстом: молниеносная любовь поражает их обоих.

Скандал:отец кричит о совращении малолетней, обращается в полицию. Помогают друзья: художник бежит с любимой, ускользая от полиции. Через много месяцев влюблённые  вырвали у отца согласие на свадьбу. Эрнст пишет в этот период работы «Невеста ветра», «Макс Эрнст, показывающий девушке голову своего отца», «Молодые люди, попирающие свою мать» и «После нас хоть материнство». Это «живопись вызова, противопоставляющая любовь правилам приличия»...Этот союз тоже не оказался вечным.Заглядывая вперёд, заметим,что в годы войны Мари-Берт Оранш - возлюбленная и муза выдающегося художника Хаима Сутина.Она принимает самое горячее участие в его судьбе, оставаясь с ним до последних дней его жизни.

...Осень 1938 года. Макс Эрнст живёт на юге Франции со своей любовницей Леонорой Карингтон, очаровательной англичанкой, талантливой художницей-сюрреалисткой. Она моложе его более чем на 20 лет. Дом рядом с Авиньоном – их тихая гавань. Макс  пишет феерические картины своего счастья: «Сон девушки на озере» и «Леонора в утреннем свете».

 На следующий день после начала войны Эрнста арестуют жандармы: ведь он – немец. Помогло вмешательство Элюара, обратившегося за помощью к президенту Франции, Макс выйдет из лагеря пленных  много месяцев спустя.

В мае 1940 года  Макс Эрнст  вновь арестован – и  вновь как военнопленный. Он бежал, был схвачен, снова освобождён, и ждёт корабль для отплытия в Америку. Леонора Карингтон сошла с ума: она была интернирована. Макс её никогда не увидит.

...В разгар Второй мировой войны Нью-Йорк принимает много художников-беженцев из Европы. Практически все они давно знакомы друг с другом. Тут же  в Америке Сальвадор Дали со своей женой Гала, да, той самой. Прибывает и Макс Эрнст, который еле вырвался из лап гестапо из оккупированной Франции(непонятно, почему он, немец живёт в стране, с которой воюет Германия). Но по прибытии в Америку он тотчас же попадает в тюрьму с ярлыком шпиона. Америка находится в состоянии войны с Германией, и немец, чистый немец, показался властям подозрительным.

 Его спасает Пегги Гугенхейм, страстная собирательница современной живописи. Она влюбилась в красавца  Макса. Вскоре они поженятся, и Эрнст – муж одной из самых богатых женщин мира, обитатель особняка на Ист-Ривер с великолепной мастерской.
 
Сердобольная, опекавшая модернистов, Пегги не оставила в беде многих  художников, приехавших за океан с семьями практически нищими. Их «исконный» правоверный сюрреализм существенно отличался от сюрреализма Дали, который не считал себя причастным  к сюрреализму при его зарождении, но в Америке вещал повсюду  «Сюрреализм – это я!». «Правоверные» открыто игнорировали Дали, презирали как человека. Макс Эрнст никогда не подавал ему руки.

Брак Эрнста с Пегги Гугенхейм  оказался непродолжительным, несмотря на большие деньги Пегги. За три года до окончания войны художник завершил работу над своим известнейшим полотном «Европа после дождя». Он уже предвидел последствия войны, изобразив заброшенную местность, где вьющиеся растения обвивают руины и застывшие человеческие фигуры. Война уничтожила старую Европу. Оправдались антимилитаристические, вызывaющие и трагические «хулиганские» акции дадаистов, к которым в молодости принадлежал Эрнст.
 
В Америке жизнь Макса Эрнста складывается удачно, и только картины, населённые фантазмами, говорят о его мучениях. Ему нравится Америка. Он оказал большое влияние на американский авангард 50-х годов ХХ века.Вслед за «Европой после дождя» и «Антипапы» Эрнст пишет по «предчувствиям» картины-галлюцинации, представляющие  пейзажи мест, в которых он никогда не был.
 
Покинув Пегги, Макс Эрнст страстно влюбился в Доротею Таннинг, юную американку, шведку по происхождению, фантастическую, «сюрреалистическую» девушку, и решил  жениться в четвёртый раз. Доротея Таннинг – художница. Её полотна необычны и навеяны подсознательными видениями. Супруги уединяются на окраине американского востока. Пристанище Макса соответствует его воображению.

В 1946 году Эрнст напишет одну из самых своих известных картин «Искушение Св. Антония». В Америке будет поставлен фильм именно по его сюжету.
Впоследствии Макс Эрнст вернулся в Европу, во Францию. Он уйдёт из жизни, прославленный и признанный, в 1976 году в возрасте 85 лет. И похоронен  будет в своём  любимом Париже. Франция считает его французским художником, Америка – американским. Работы художника-сюрреалиста украшают стены многих  известных музеев модерна. И конечно, немало картин  Эрнста в музее Брюля, родине художника.