Русская масленица. Монологи

Ибраев Геннадий
1. Мастеровой.

...Ты, Матрона, поскареича у печки-то ковыряйся. Некогда мне с тобой прохлаждаться: работа не ждет. Не господа, чай, пополдень за столом-то мельтеситься... Что? Десяток, говоришь? Давай покелева хоть их... Там видно будет… А где бутылка? Под лавкой? Ну ладно... Господи, благослови... Хорошо... Огонек быдто понутру-то пробежал... А блин-то! Не блин, а конфетина: сам во роту тает... Молодчага, Матрена... Ай, скусно... А ну-ка по второй... Господи Исусе... Проскочило... Можно сказать, на манер воробья махонького... А и блины-же... Подлейка, Матрена, маслица... А ну еще, последнюю... Ах ты, Господи, до чего тоись великолепно... Что? Не лакай, говоришь? Ах, Матрена, грех тебе... Всего три, да и то только по случаю столь великолепных блинов... Прибавь-ка... Да не жалей масло-то.... Блин без масла, что солдат без ружья. Правильно? Господи, благослови...  Что? Опять? Последнюю, Матренушка, ей Богу для праздничка только... Прибавь-ка блинчиков-то... Что? Пятнадцать, говоришь? А ты считаешь? Мужа родного учитываешь? Господи Исусе... Словно обожгло... Пьяница, говоришь? А кто пьет? Рази я? Горе мое пьет... Родная жена родного мужа учитывает.. Блином укорила... Не учена давно... Забыла, надо полагать, каким таким адикалоном возжи пахнуть... Молчать! Собственную пью, не краденую... Не пикни! Кто ты мне - жена ила нет? По какому-такому праву в собственном своем доме я не хозяин... И пью и некому до того дела нет, потому как я в своем праве... В кабак? И в кабак пойду, потому как тоже в своем праве... А ты нишкни... Что? Блины жри? А по какому такому праву ты на мужа своего зыкать смеешь... Али ты мне не законная? A? Отвечай? Что? Ухватом, говоришь? А по какому такому праву ты мужа своего ухватом в бок? По какому такому... А... больно говоришь? Руку изломал? Да ты не ори! Кто я тебе: муж али нет? Могу я тебя на счет науки наставлять... Что? Караулъ? А это кто? Волосья али нет?.. Что? Морду раскравянил? А ты молчи... Рази я не в своем праве...

II. Мещанин.

...Алена Митревна, прибавь-ка... перемени-ка тарелочку-то... Вот так... горяченьких, значит. Вишь-ты румяные какие, что твой кумач... А нет-ли у нас сметанки... Есть? Это хорошо, а то с одного-то масла меня мутить начало... А зубровочки нет-ли? Чистяк-то и за будни надоел... Есть? Недурственно... Да ты оставь рюмку-то, я сам, из стаканчика... Ух, как ошпарило... После такого пара, блинчик-то очень даже хорошо... А зверобоя нет-ли? Да ты не фыркай! Отвечай, когда тебя муж спрашивает... Нету, говоришь?.. Врешь... Очень даже хорошо помню, что полграфинчика осталось... А это кто? Не зверобой? Ты что-же, это его за шкаф-то припрятала? Может, берегла для кого? Уж не для полюбовника-ли какого? Что? Шары налил? А ты помалкивай! Не твоего это ума дело... Кто? Кто я? Трактирная затычка? Ах ты... Хочешь, я из твоей необразованной башки блин сделаю? Как? С ума спятил? А ежели я сейчас из твоих телес масло выжму... Что? Что? Графин отнимать? Ах ты... Для полюбовника  бережешь?.. А... стой... А, ты вот как? Так пусть-же ни тебе, ни мне... Пусть никому... Получай, фря... и-на!.. Ррасшибу! Вдррребезги!.. Тварь, необразованная... Вот тебе... Рррасчет...

III. Купец.

...Манефа, пододвинь масло-то... А сметана где? Под носом? Ах ты... затмение нашло... А ты, Манефа, прибавь к севрюжине-то xpенку... Пододвинь икру-то... Манефа! Ослепла! Не видишь, что пусто... Пусть Матрена положит горячих... А балык где? Под носом? Тьфу, опять затмение. С чего-бы это? Неужли с коньяку? Не может-быть… Всего пяток рюмок... Пододвинь-ка семгу-то... Ух, как после соленого-то славно... как по маслу... Опрокинуть разве еще одну? Хоррошо? Где сардины? Дьявол! Опять под носом...
Ах ты, Господи, затмило што-то... С чего-бы кажась... Пододвинь-ка квас-то... Ух... в пот вдарило... Антиресно-бы знать, каким манером теперь в Питербурхе кушают. Взять хотя-бы министров... Пододвинь графин-то... Царь, говорят, со щами пряники ест... Дай-ка еще блинчик... Ну, а министры? С чем они, примерно, блины кушают? Манефа! Аль ослепла? Не видишь штоли? Волоки свежих... Али генералы, примерное,  поди на севрюжину-то с хреном и не смотрят… Манефа! Где корюшка? А... Господи... что это... Под ложечкой жжение и в глазах мелькание... И... и-ка... и-к... И в икоту вдарило... Манефа! Пододвинь грибки-то... Господи... Манефа! Где ты? Здесь? По какому такому случаю туман? Манефа! Господи Иecyce... по какому такому случаю столоверчение? Манефа! Дура! Не держи меня. Не меня! Не меня! Стол держи, пустоголовая! Стол на потолок лезет... Дерр... Карр...

IV. Чиновник.

...Человек! Сделай-ка еще одно отношение к буфетчику. Рапортуй ему: мол, чиновник Перомскрипященский требует новый реестрик. Понимаешь? Пopцию блинчиков, графинчик водочки, ну и там прочее... Живо... Вот так… Молодчина!.. У, жирные какие... точь в точь щеки нашего экзекутора... А ну... запишем одну в исходящий... Гм... Ничего себе… Горлодер изрядный... А ну-ка блинчик... Гм… Не тово, как будто... Жестковато... Александрийская бумага, а не блин… Повторить разве? Кха, кха... Отчего это у буфетчика рожа такая несимпатичная? Тотчас видно, что прохвост... Что это он так, на меня смотрит? Думает, небойсь, что не заплачу... А... гм... А что если в самом  деле не заплатить? Ведь до двадцатого еще далеко... Гм... пусть в кредит запишет... Bедь он не смеет не записать... Как он смеет мне не доверить? Кто смеет заподозрить меня, чиновника 14-го класса, в недобросовестности? Оскор6ление мундира! Не позволю, и не позволю... Человек! Как ты смел мне подать, вместо блинов, александрийскую бумагу? Что? Почему я всю александрийскую бумагу съел? А потому... так как... Мерзавец! Как ты cмел мне вместо водки гадость какую-то подсунуть? Что? Ты спрашиваешь, почему я эту гадость до дна выпил? Ах ты... Ты знаешь, - кто я? А? Ты знаешь, кого ты оскорбил? Ты мундир оскорбил! Я не позволю... Я... я... городового сюда... околоточного сюда... я не позволю... я... я... полицмейстера сюда... Я не желаю за эту гадость платить деньги... Я... я до самого губернатора дойду...

V. Адвокат.

... Гм... Отчего-бы мне не апеллировать... А то что-то вроде казенной защиты выходит: раз-два и готово... Посолиднее следует... Гей, официант. Еще один портфель... то бишь порцию блинов... прихвати килек и... и... коньяку... Люблю ресторанные блины: и вкусные и... даже, пожалуй, изящные.. . А домашние - это что слишком уже неуклюжее, доморощенное, что-то вроде доморощенного подпольного адвоката. Ни вкуса настоящего, этакого щекочущего, ни изящества... А я эстетик, эстетик до мозга костей... Вот хотя-бы взять эти кильки или этот коньяк... Этой марки... Гм... Что-же это значить? Уже пусто? Неужели я уже того... Странно... А впрочем, это хороший повод к протесту... Это не чревоугодие... Это просто стремление к изяществу и протест против вульгарного домашнего стола... Да, да... У меня врожденное стремление ко всему изящному... Я протестую и стремлюсь... Стремлюсь и протестую... Человек! Во имя моего врожденного чувства изящества, еще порцию... Я протестую и стремлюсь... Стремлюсь и протестую... Я не плебс, я аристократ, аристократ ума... Что-же это, однако? Я не могу встать! Я прилип... А впрочем... да, да... это великолепный повод к кассации... Человек! Во имя трех Граций еще порцию... Да я стремлюсь и протестую... протестую и стремлюсь... Но куда? Отчего этот стул так скользок?.. Челов...

VI. Доктор.

... Да, господа, меня ужасно возмущает эта необыкновенная прожорливость русского человека. Особенно отвратительна эта блиномания. Положительно что-то скотское... Петр Петрович, будьте любезны пододвинуть сюда икру. В эту неделю русский человек считает своей святой обязанностью нажраться до полнейшего обалдения. Гадость такая!... Сидор Сидорыч, будьте так добры передать сюда графин!... Отвратительное явление... Ведь даже среди свиней никогда не бывает смертей oт обжорства, а среди людей случается... Мерзость... Анна Ивановна, советую вам попробовать этот балык: великолепная вещь... И ведь странно то, что роль в этом ужасном явлении играет совсем, не аппетит, а просто традиции: в человека ничего уже не лезет, так он пальцем кусок в рот пихает, потому обычай такой, обожраться полагается... Kакие великолепные блины! Не примите за комплимент, Вера Петровна: от полноты душевной, от чистого сердца... А если взглянуть на это дело с медицинской точки зрения? Не потрудитесь-ли, Андрей Андреич, налить мне еще рюмку: вам ближе... С медицинской точки зрения - это самоотравление, самоубийство... Ах, что это такое? Икра? Нет, кажется, какая-то рыба... Попробовать? Фу черт, как больно... Собственную левую руку за рыбу принял... Странно... Да, так я повторяю, господа, что это ужасный, отвратительный анахронизм, против которого все интеллигентные люди и особенно мы, люди науки, должны... должны... да мы должны... Странно... Кто-же это меня за ноги тащит? Позвольте... это... А понимаю! Закон тяготения... мировая механика... Помню: Ньютон и яблоко... Яблоко и Ньютон... Но я... я... Кто я? Господа! Кто я: Ньютон ИЛИ яблоко?..