Истина человека

Геннадий Ефиркин
                «Истина человека»

Эссе (может и нет)


  “В чём же истина человека?
       Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды. значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия,  эта мера вещей, эта форма деятельности, а никакая-либо иная, дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которое он в себе и не подозревал, значит именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека”
                (Антуан Де Сент Экзюпери “Планета людей”)


Много  лет назад, а точнее в 1980-ом году, в городе Благовещенске-на-Амуре, в букинистическом  магазине  мне  случайно попался на глаза сборник произведений французского писателя Антуана Экзюпери. До этого я уже читал  его «Маленького принца», эту  мудрую сказку для детей и взрослых, и остался покорённым   простотой  изложения  мыслей и непередаваемой легкостью его пера. Но после как-то не встречал его книг.


А в том небольшом сборнике оказалось почти всё, что он успел создать, сотворить за свою такую короткую, но такую ёмкую и содержательную жизнь. Говорят, что можно прожить  сто лет, в которых не наберётся и года жизни, а можно прожить год, который вместит и сто лет. Последнее - о нем.


В небольших по объёму произведениях бесценными для меня стали его рассказы о людях, рассуждения о человечестве, о добре и зле, о вере,  любви и морали,  о достоинстве и об элементарной порядочности и, самое главное, - о человеческих отношениях. Может- быть потому и легла эта книга мне бальзамом на сердце, что там, в его коротких произведениях очень просто и ясно были выражены и мои, уже не раз подтверждённые жизнью, мысли и убеждения.


Эта книга, в сказочно иллюстрированной твёрдой цветной обложке в виде раскрытого крыла падающей  птицы на  фоне синего неба с тех пор стала моим своеобразным жизненным талисманом. Много раз, через годы, я вновь и вновь возвращался к ней, возвращался  к Экзюпери, погружаясь в его светлый мир поиска истины, поиска  предназначения человека на этой планете. И эти погружения всякий раз подпитывали мои духовные силы.


Позже, получая большой практический жизненный опыт во время работы на заводе, в геологоразведочной экспедиции, в образовании, изучая  труды великих философов, слушая лекции известных ученых в Ленинградском и  Московском университетах, совершая  большое количество путешествий в горах, я всё чаще и чаще находил подтверждения тем простым истинам, к которым этот писатель в своих произведениях приблизился вплотную и которые помогали и помогают мне жить… .


Совсем недавно я вновь вернулся к моему любимому сборнику. И, как чудо, как откровение, этот человек открылся мне еще с одной, может быть, главной своей стороны.  Это – сострадание!  Сострадание, красной нитью и незатухающей болью пронизывающее все его отступления. Сострадание ко всем людям на земле. И боль за судьбы человечества.


Он был летчиком в пору прокладки первых воздушных почтовых трасс над  Южной Америкой и Африкой. Он много раз погибал, но вопреки всякой логике, выживал и вновь поднимался в небо. Он видел нашу планету мирную и видел её израненную, когда фашизм пытался поработить человечество. Борьбе с этой чумой 20-го века он, как военный летчик, отдал все свои силы и  …жизнь. Он не вернулся тогда, в сорок третьем, из разведывательного полета над Средиземным морем, как завещание, оставив человечеству свое такое краткое и такое ёмкое “ Письмо к заложнику”.


А теперь пусть говорит  Антуан и, может быть, в наше непростое время он поможет кому-то из людей понять самих себя, правильно расставить жизненные ценности, выбрать свой путь…







“…К чему спорить об идеологиях ? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат другу другу,  и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас, везде и всюду, стремятся к одному и тому же.
Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый её удар унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый её .удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми…
А мы хотим бежать с каторги…”.


“…Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких испытаний, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба—плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдёшь приют в его тени…”.



“…Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Работая только ради  материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить…”



“...Да, конечно, человек полон противоречий. Иному дается верный кусок хлеба, чтобы ничто не мешало ему творить, а он погружается в сон; завоеватель, одержав победу, становится малодушен, щедрого богатство обращает в скрягу. Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем, какого человека они вырастят? Кого породит их торжество? Мы ведь не скот, который надо откармливать. И когда появляется один бедняк Паскаль, это несравнимо важнее, чем рождение десятка благополучных ничтожеств.
Мы не умеем предвидеть главное. Кого из нас не обжигала жарче всего неожиданная радость среди несчастий? Её не забыть, о ней тоскуешь так, что готов пожалеть и о несчастьях, если с ними пришла та жаркая нечаянная радость. Всем нам случалось, встретив товарищей, с упоением вспоминать о самых тяжких испытаниях, которые мы прожили вместе.
Что же мы знаем? Только то, что в каких-то неведомых условиях пробуждаются все силы души...”



“…Чтобы понять человека, его нужды и стремления, постичь саму его сущность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевидные истины. Да вы правы. Вы всегда правы. Логически можно доказать все, что угодно. Прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества вздумает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым – и сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнём жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники.
Чтобы понять, в чем же сущность человека, надо хоть на миг забыть о разногласиях, ведь всякая теория и всякая вера устанавливают целый Коран незыблемых истин, а они порождают фанатизм. Можно делить людей на правых и левых, на горбатых и не горбатых, на фашистов и демократов – и любое такое деление не опровергнешь. Но истина, как вы знаете, это то, что делает мир проще, а  отнюдь не то, что обращает его в хаос. Истина – это язык, помогающий постичь всеобщее. Ньютон вовсе не “открыл” закон, долго остававшийся тайной,--так только ребусы решают, а то, что совершил Ньютон, было творчеством. Он создал язык, который говорит нам и о падении яблока на лужайку, и о восходе солнца. Истина—не то, что доказуемо, истина--это простота”...



“…Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы—команда одного корабля…   
    Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдём бок о бок, скреплённые узами братства, --но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех? Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам всеобщего. Им служит и физик, выводящий божественные уравнения, в которых разом определена сущность атома и звёздной туманности. Им служит и простой пастух. Стоит тому, кто скромно стережет под звездным небом десяток овец, осмыслить свой труд—и вот он уже не просто слуга. Он часовой. А каждый часовой в ответе за судьбы империи .Вы думаете, пастух не стремится осмыслить себя  и свое место в жизни?..”.



 “…Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти”…    


“…Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы всё спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю.
      Тогда они сами построят корабль”…

(Антуан Экзюпери, “Планета людей”).