Багратион. индославика происхождения имени и рода

Владислав Олегович Кондратьев
                БАГРАТИОН

ИНДОСЛАВИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕНИ И РОДА ПРОСЛАВЛЕННОГО РУССКОГО ПОЛКОВОДЦА.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОЭМЫ “ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ”

(В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА)


ИНДОСЛАВИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕНИ И РОДА ПРОСЛАВЛЕННОГО РУССКОГО ПОЛКОВОДЦА

Личность русского князя Петра Ивановича Багратиона (груз. ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;) принадлежит, безусловно, к знаковым фигурам русской истории. А между тем, нам очень многое о нём неизвестно. Можно, даже, говорить о нём как о персонаже из рубрики “Тайны (Загадки) истории”. Так, мы не знаем точно (или принято так считать), ни где, ни когда родился П. И. Багратион, ни кто была его мать. Но точно известно, где и как отдал свою жизнь русский герой.
      Поясним свою мысль. Е. Анисимов в книге, посвящённой П. И. Багратиону, отмечает, что “вероятно, мать Багратиона была знатного, возможно царского, рода. По мнению лучшего знатока генеалогии Багратионов И. С. Тихонова, она была из “грузинского княжеского рода”, однако из какого именно, учёный<…> пока что не сообщил”.[1] При всём уважении к лучшему знатоку генеалогии Багратионов и его, безусловно, авторитетному мнению, хочется напомнить, что, например, в юриспруденции, не может быть положены в основу приговора по уголовному делу (решения по гражданскому делу и т. п.) показания свидетеля, если он не может назвать источник своей осведомлённости. До тех же пор, пока И. С. Тихонов не сошлётся на заслуживающие доверия источники, его мнение не может быть принято во внимание. Словом, нам не известна ни национальность матери П. И. Багратиона, ни её социальное происхождение, ни…. Ничего не известно.
       Далее, мы не располагаем точными данными о дне рождения П. И. Багратиона. Так, данные справочных изданий расходятся на несколько лет: 1769 или… 1765 год. Но дело обстоит ещё более запутанным. Так, Е. Анисимов сообщает, что “В формулярном списке о службе Багратиона, составленном скорее всего в 1811 году, точная дата рождения не указана - в документах того времени обычно писали“отроду… лет”, поэтому <…> в нашем случае в формуляре отмечено: “Шеф, генерал от инфантерии, князь Пётр Иванов сын Багратион, 45лет, из грузинских дворян”. Получается, что князь Пётр родился в 1765 году. Этой даты придерживался Денис Давыдов, писавший в эпитафии Багратиона: “Князь Пётр Иванович на берегах Каспия, в Кизляре, 1765-го года родился”. Эта же дата стала основной в биографических справках о Багратионе от “Военной энциклопедии” И. Д. Сытина (1912год) до энциклопедии “Отечественная история” (1914 год). Этой же даты придерживается и автор наиболее полной биографии Багратиона И. И. Ростунов (1957 год). И только в третьем томе книги “Дворянские роды Российской империи” (1996 год) указаны две предположительные даты: “1762 или 1764”. Фёдор Ростопчин, описывая ранение и смерть Багратиона, писал, что “ему было уже около 50 лет”, то есть он считал, что наш герой родился около 1762 года. Наконец, И. С. Тихонов предположительно относит рождение П. И. Багратиона к 1769 году, хотя считает, что точно определить дату невозможно и, строго говоря, её следует отнести в промежуток между 1764 – 1769 годами.”[2]
       Если неизвестно, когда родился П. И. Багратион, то нетрудно предположить, что и место его рождения также неизвестно (наверное, можно сказать и иначе: что если неизвестно место рождения, то и с датой могут быть проблемы). И действительно, о месте рождения князя у исследователей нет согласия.
      Е. Анисимов сообщает следующее: “По поводу места рождения Багратиона почти все исследователи единодушны – это крепость Кизляр…”[3]. Но, тем не менее, есть и другие мнения, например “З. Д. Цинцадзе предполагает, что если князь Иван с семьёй прибыл в Кизляр в декабре 1766 года, то либо Пётр Иванович родился не в Кизляре, а в Грузии, либо дата рождения полководца должна быть отнесена ко времени после декабря 1766 года.”[4]
      Словом, о Петре Ивановиче нам очень многое неизвестно: где и когда родился, кто была его мать (имя, национальность, социальное происхождение). Стоит ли удивляться, что такими же гадательными являются и сведения о происхождении и национальности основавтеля рода Багратионов, а также происхождение имени Баг¬рат, от которого произведена фамилия Багратион (Багратиони;;;;;;;;;; по-грузински, Багратуни ;;;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; по-армянски). Забегая вперёд, скажем, что сведения о происхождении основа¬теля рода Багратидов настолько легендарны, что пытаться извлечь из них зёрна истины – это, даже, не то, что искать иголку в стоге сена, а молекулу во всей Вселенной. И, всё-таки, дело это не совсем безнадёжное – как нам представля¬ется. Мы предлагаем рассмотреть проблему происхождения и основателя рода, и его имени во взаимосвязи. Но прежде приведём версии (именно версии, а, увы, не гипотезы) происхождения рода Багратидов.
      Предполагается, что грузинские Багратионы происходили из местности (“провинции”- провинции чего?) Спери (современный Испир в Турции).[5] Это никак не отвечает на вопрос об этнической природе Багратионов. Они могли быть грузинами (картвелами, по-грузински – картвелеби ;;;;;;;;;; ), либо лазами (;;;;;;), либо армянами (;;;;;), либо, учитывая политическую обстановку в этом регионеи, персами или представителями одной из семитских племенных групп (например, арамеями). И действительно, именно такие версии происхождения Багратионов существуют в настоящее время.
      Так, автор К. Л. Туманов считает, что Багратионы, как и армянские Багратуни, имеют армянское происхождение – это потомки ар¬мянских Ервандидов.[6] Это утверждение, в целом, согласуется с древнеармянской традицией считать Багратидов потомками Хайка – эпонима армян. Если учесть легендарность сведений и о Хайке, и о Ерванде, то понятно, что научная ценность таких представлений крайне мала. Крайне…
      При этом делается вывод, что грузинские Багратиды (то есть Багратионы) – это младшая ветвь армянских Багратидов (то есть Багратуни).[7]
      Понятно, что грузинская историография придерживается версии о древне¬грузинском происхождении Багратидов – от древнегрузинского царского рода Фарнавазидов. Фарнавазиды (Фарнавазиани ;;;;;;;;;;;;;; по-грузински) – ле¬гендарная династия древнегрузинских царей, имеющих, как видим, персидское имя основателя династии, что говорит или о персидском (шире – иранском) происхождении Фарнаваза, или о персидском имени Фарнаваза ( в этом случае можно говорить о персидском влиянии в Грузии тех времён, но все эти построе¬ния, разумеется, будут иметь не более, чем гадательное значение).
      Имеется и ещё две версии происхождения Багратидов. Согласно версии Моисея Хоренского (Мовсес Хоренаци ;;;;;;;;;;;;;; по-армянски) союзник царя Навуходоносора – царь Армении Хайк II (Гайк II) – пленил знатного иудея Шамбота (Шамбата, Смбата по-армянски), который был потомком самого царя Давида. Он и является основателем рода Багратидов. Ту же версию приводит и Мовсес Каганкатваци.[8] От царя Давида вёл род Багратидов и армянский историк X века Ованес Драсханакертци.[9]У грузин первое упоминание о происхождении рода Багратиони от царя Давида датируется X веком.[10]
А вот Сумбат Давитис-Дзе в своём сочинении считает, что род Багратиони происходит от Клеопы, то есть брата Иосифа.[11]
      Словом, мы видим, что Багратионам приписывается армянское, иудейское, грузинское и персидское происхождение. При этом очевидна заангажированность авторов исследований: армянские исследователи, считая возможным иудейское происхождение Багратионов, отдают предпочтение армянской версии; грузинские, так же не исключают иудейскую версию, но отдают предпочтение грузинской, хотя приводимые ими данные могут, хоть и косвенно, свидетельствовать о персидском происхождении Багратионов. Очевидно, что на данном этапе изучения проблемы она не имеет решения.
      Попробуем же посмотреть версии происхождения имени Баграт, от которого производят фамилию Багратион (Багратиони, Багратуни).
      Здесь царит единодушие. Имя признаётся персидским по происхождению со значением “Богом данный”.[12] Однако, такой вывод представляется по меньшей мере небесспорным. И здесь надлежит, как думается, обратить внимание на следующее. Т. Я. Елизаренкова отмечает, что “в конце первой половины II тысячелетия до н. э. на территории Малой и Передней Азии встречаются языковые следы пребывания ариев, которые получили условное название “митаннийского арийского языка.”[13] С начала XX в. в результате находок клинописных архивов из Эль-Амарны и Богазкёя, а затем также документов из Митанни, Нузи и Алалаха учёным стали известны слова арийского происхождения, вкраплённые в тексты на других языках. Это были имена царей и знатных людей <…>.”[14] И далее : “Наболее многочисленны имена царей и знати, несколько десятков слов, представляющие собой, по-видимому, обозначения целых династий правящей верхушки государств Малой и Передней Азии. Эти имена по большей части – сложные слова типа bah;vr;hi (прилагательные с релятивным значением) или tatpuru;a (существительные, составные члены которых выражают падежную зависимость <…>.”[15] Для нашего исследования особый интерес вызывает приводимая, среди прочих имён, следующая пара : “<…> Tu;ratta (инд. *du;ratha“имеющий колесницу, приносящую вред [врагам]” ) ”.[16] Данное имя нам интересно своей второй частью. Это и.-а. слово - rathа ;; в ведийском языке обозначало боевую (именно боевую) колесницу. Отмечается, что “боевая колесница (ratha), все части которой связывались ремнями, была разборной. <…>Колесница была двухместной: справа стоял колесничий, правивший конями, слева находился воин (он мог сидеть или стоять).”[17] Именно поэтому сложные имена, содержащие в себе слово ratha трактуются “что-то + колесница”. Так, В. А. Кочергина в своём санскритско – русском словаре приводит такой перевод слова (имени) Дащаратха (данная транслитерация наша, обычно имя транслитерируют в форме Дашаратха) da;aratha;;;; : “1. bah. имеющий десять коней. 2.m.nom. pr. отец Рамы, правитель города Айодхья <…>”.[18] Однако, уже в ведийскую эпоху слово ratha стало приобретать и дополнительные смыслы. Так, Т. Я. Елизаренкова отмечает : “Лексика и фразеология РВ в высшей степени подвержены влиянию стиля. Известно, что основные характеристики лексики РВ – это полисемия и синонимия. Многозначность слов в этом памятнике осложняется ещё и тем, что очень широко распространено метафорическое и символическое употребление слов. Так, например, слово ratha- “колесница” в гимнах обозначает не только реальную боевую колесницу или же мифологическую колесницу богов, но ratha- может также служить метафорическим названием жертвы богам или молитвы, возносимой к богам <…>.”[19]
      В санскрите эта многозначность ведийских слов не только не уменьшилась, но, скорее, даже увеличилась. И уже в словаре В. А. Кочергиной мы находим такое объяснение слова rathа ;; “m. 1) повозка; колесница 2) воин, сражающийся на колеснице 3) воитель 4) герой.” [20] Дополнительно отметим и ещё одно слово rathа ;; “m. радость; наслаждение. ”[21]Но, очевидно, при объяснении имён, содержащих компонентrathа ;;предпочтение следует отдавать значениям “боевая колесница” и производным от него.
      Нам известны и другие имена, в том числе и за пределами Южной Азии, содержащие компонент rathа ;; . В этой связи следует вспомнить, что шесть царей Каппадокии носили имя Ариарат (древнегреч. ;;;;;;;;;, лат. Ariarathes). Надо думать, что компонент ;;;;- (древнегреч.), Aria (лат.) – это и.-а. слово “;;;; arya1. 1) благородный; 2) верный 3) дружественный 2. представитель одной из трёх высших каст. ” [22] Либо “;;;; ;;rya 1. благородный, достойный, досточтимый 2.m. 1) арий 2) представитель одной из трёх высших каст 3) господин;Voc.;;;;! о благородный!, о господин.”[23] В таком случае царское имя Ариарат можно перевести как “благородный (верный, дружественный; досточтимый, достойный) воин (воитель; герой) ”.
      А всё это позволяет надеяться на то, что и имя Баграт, коль скоро оно действительно и.-а. по своему происхождению, будет нами расшифровано правильно.
      Второй компонент имени можно считать расшифрованным. Остаётся расшифровать первый. Думается, что это и.-а. слово ;; bhа;ga (бхага), имеющее значение: “m. 1) nom. pr. Один из Адитьев <…>; 2) счастье; благополучие 3) красота 4) любовь. ”[24] Кроме того, есть ещё одно слово, с ударением на последнем слоге – “;;; bh;gа; m. 1)часть,доля наследственная доля, наследство 3) собственность 4) место, сторона <…>.”[25] Однако, именно это слово, как станет очевидно далее, к расшифровке искомого имени отношение не имеет.
      Но вернёмся к слову ;; bhа;ga (бхага). Так, В. Н. Топоров, создатель (совместно с Вяч. Вс. Ивановым) «теории основного мифа», отмечает, что ;; bhа;ga (бхага) в значении nom. pr. Один из Адитьев может относиться и к другим богам, особенно к Савитару.[26] Бхага участвует в свадебных церемониях, приносит плодородие, а потому нет ничего удивительного, что с ним ассоциируются и сексуальные коннотации (bhaga “vulva”, bh;gya “оргазм”).[27] Позднее этим словом обозначается богатство, процветание, красота, слава, геройство, а тот, кто обладает этими качествами, - бхагават, то есть имеющий имеющий bhaga[28]. Нетрудно заметить, что и словобхагават bhagavat ;;;;; , и русское слово богатырь, означают, в сущности одно и то же - “обладающий бхагой”, следовательно, можно предположить, что имя, этимологизируемое нами, находится в этом ряду.
      И действительно, наше предположение находит своё подтверждение в санскритском языке. Существует имя Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;;: “m. nom. pr. царь Солнечной династии, благодаря аскетническим подвигам к-рого Ганга спустилась с небес на землю, чтобы воскресить из пепла сыновей Сагары <…>.”[29] Это имя интересно ещё и тем, что существует производное от него имя Бх;гиратхи Bh;g;rath; “f. nom. pr.эпитет Ганги”.[30]
      Можно с большой долей уверенности утверждать, что имя Баграт имеет и.-а. происхождение, является формой имени Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; со значением “Божественный (славный, счастливый) воин (воитель, герой)”.
      Но может ли это само по себе дать ответ на вопрос о том, кем был основатель рода Багратидов, из какой этнической среды он происходил? И перс, и грузин, и иудей, и армянин могли носить и.-а. по происхождению имя. Понятно, что и индиец тоже. Здесь уместно небольшое отступление. Адептам теории о скандинавском происхождении руси, русских князей и, в целом, Русского государства – теории откровенно антинаучной, расистской, - хватило голословного утверждения, что, де, имена русских князей и вообще всей русской государственной верхушки имеют не то скандинавские параллели, не то скандинавское, словом, немецкое, происхождение. И из этого, более, чем сомнительного, предположения, был сделан вывод о, якобы, скандинавском происхождении Русского (Древнерусского) государства.Антинаучность таких потуг легко проиллюстрировать таким примером: Иван IV Васильевич (если имя Иван действительно имеет еврейское происхождение) был евреем, но сыном грека (коль скоро имя Василий имеет греческое происхождение); его отец – Василий III Иванович – грек, но сын еврея; Иван III Васильевич – еврей, сын грека; Василий II Васильевич – грек, сын грека. По “логике” норманистов выходит, что Русское государство, якобы скандинавское, оказывается, на поверку,… “древнееврейско-древнегреческим”… Разумеется, так исследовать проблемы нельзя. И мы пойдём другим путём.
      Ясно, что даже если наша этимология имени Баграт права и оно имеет и.-а. происхождение, то ответ на вопрос о происхождении рода Багратидов мы, только на основании знания о происхождении имени, дать не сможем. И, тем не менее, здесь имеется и подсказка. Дело в том, что иудейское происхождение рода исключает грузинское, армянское и персидское происхождение. Грузинское – исключает армянское, персидское и иудейское. И так далее. Есть ли выход? Думается, да. Но здесь требуется пояснение.
      Рассмотрим происхожденрие этнонима иудей откуда Иудея (страна и государство) и иудаизм (религия). В ветхозаветной традиции известен четвёртый сын Иакова от Лии – Иуда ( ивр. ;;;;;, Иегуда;, Y;huda, Y;h;;;h, «хвала Яхве», греч. ’;;;;;;) – эпоним племени иудеев.[31] Допустим, что правы те источники,что сообщают нам об иудейском происхождении предка Багратионов. Но означает ли это, что предок Багратионов происходил именно из ближневосточного региона? Казалось бы – ответ очевиден. Но с древними источниками не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
      Поясним свою мысль несколькими простыми (можно сказать, хрестоматийными) примерами. Где находится Камбоджа? Даже не очень успевавший в школе по географии человек (разумеется, если это не президенты США, путающие Ливию с Ливаном, Бразилию с Боливией, далее – везде) ответит, что Камбоджа – это страна и государство на территории полуострова Индокитай. Но стоит проявить любознательность, как явитсяКамбоджа ( санскр. ;;;;;;, Kamboja, ;;;;; ;, Kamb;h) – народ индоиранской группы ( индоарийской или иранской – точно неизвестно, да для целей нашего исследования это и не нужно) и государство к северу от Гандхары (санскр. ;;;;;;) где-то на территории современных Северного Афганистана, Северного Пакистана, таджикского Памира и долине Зеравшана, вокруг горного хребта Гиндукуш, включая Бадахшан. На вопрос об Эфиопии “Отец истории” – Геродот (др.-греч. ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;) Галикарнасский даёт ответ о … четырёх Эфиопиях (трёх в Ливии – то есть в Африке – иодной в Индии). Всё это общеизвестные факты.
      А вот ещё. Где находится Палестина и почему так называется? Казалось бы, ответ очевиден: Палестина;; (араб. ;;;;;; — Филястын производно от арамейского ;;;; – Pele;et) – страна (историческая область) в Восточном Средиземноморье (в Западной Азии) – названа по имени филистимлян. Но оказывается, историческая Палестина (др.-гр. ;;;;;;;;;;) находилась на западном побережье … Балканского полуострова и называлась по имени племени пеластов (;;;;;;;;;),[32] которые, как предполагают, переселившись, в числе других народов моря, на Ближний Восток, дали имя ближневосточной Палестине, отразившись в Ветхом Завете как филистимляне.
      Логично допустить, что и имя иудеев может иметь другое, нежели мы привыкли полагать, значение. И наше предположение оправдывается фактическими данными.
    Нам известны и.-а. племена Индии. В Древней Индии существовали две прославленные династии: Солнечная, царём в которой был Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;;, а также Лунная. Среди потомков тех или иных царей Лунной династии мы встречаем племя… яудхеев (эпонимом которого, очевидно, был царь Яудхейя yaudheya ;;;;;).[33] Яудхеи известны нам в междуречье Джамны и Сатледжа, именно они нанесли сильнй удар по индийским владениям империи Кушан,[34] царство Яудхейя захватывалось Чандрагуптой.
Представляет интерес происхождение слова Яудхейя yaudheya ;;;;;. Оно производно от слова ;;; yaudha воинственный.[35] То, в свою очередь, происходит от слова ;;;;I yudh (;. yudhyate – IV; fut. yotsyate; pf. yuyudhe; aor. аyuddha; pp. yuddha) воевать, сражаться с(Instr.), за что-л. (Loc.); завоёвывать,[36] и ;;;;yudhII 1. m. боец 2. f. борьба; сражение,[37] откуда ;;;;;yuddhan.1) , битва, сражение 2) борьба,[38] откуда двусоставные слова: ;;;;;;; yuddha-bh; f. место сражения, поле битвы, [39] ;;;;;;;;; yuddha-bh;mif. – то же,[40] ;;;;;;;;;;; yuddha-;;lin 1) смелый2) боеспособный.[41] Со словом ;;;; yudhсвязано и имя ;;;;;;;;; yudhi;;hiram. nom. pr. старший из Пандавов, сын Ямы, герой “Махабхараты.”[42]
      Но и это ещё не всё. Имя и этноним Яудхейя yaudheya ;;;;; связано со словами: ;;; yodham. воин, боец,[43] ;;;;;yodharm.1) борец, 2) солдат.[44]
      Это последнее слово употребляется ещё и как исключительно второй компонент сложного слова ;;;;;;yodhin (- o) сражающийся, побеждающий.[45]
      Следует обратить внимание ещё и на такой факт: ветхозаветная традиция считает Иуду сыном Иакова, но Иаков получает от Бога (после борьбы Иакова с Богом) имя Израиль, что согласно Библейскому энциклопедическому словарю. (Э. Нюстрем. 1868. (изд. пересм. и испр.)), означает «Божий герой», то есть … Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; по санскритски. Даже если это и всего-лишь совпадение, то уж слишком показательное, что бы быть случайным.
      А если предположить, что имя Баграт – это видоизменённое Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;;, и сам основатель рода имел и.-а. происхождение, то единственное непротиворечивое предположение может быть следующим: основатель рода Багратидов мог иметь имя Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; и быть из племени Яудхейя yaudheya ;;;;;. Позднее знание об этих фактах было связано с ближневосточными иудеями (сам этноним которых мог иметь и.-а. происхождение, но здесь не место для детального рассмотрения этого вопроса), а тот факт, что Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; происходил из варны кшатриев (воинов), из которой происходили цари, был впоследствии переосмыслен, как представление о происхождении предка Багратидов от иудейского царя Давида.
     Очевидно, что тема требует дополнительных исследований. Думается, определённый интерес представляет возможность генетических исследований лиц, являющихся (и считающих себя) Багратидами.


О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОЭМЫ “ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ”


     В связи с исследованием данной темы нам представляется интересным рассмотреть ещё и вопрос о происхождении образа главного героя поэмы “Витязь в тигровой шкуре.”
      Эпическая поэма Шоты Руставели (груз.;;;;;;;;;;;;;, род. 1160-1166г., ум. 1216 г.) “Витязь в тигровой шкуре” (груз. ;;;;;;;;;;;;;;, Вэпхисткаосани), известная в русских переводах как “Рыцарь в тигровой шкуре” (“Витязь в тигровой шкуре”, “Витязь в барсовой шкуре”, “Носящий тигрову (барсову) шкуру ”, “Барсова кожа” и др.), была написана им, по его же собственному признанию (16 строфа поэмы), как переложение персидского рассказа. Есть и другие мнения о происхождении сюжета поэмы: Д. И. Чубинов (Чубинашвили, ;;;;;;;;;;;;;;;;, 1814—1891) доказывал оригинальность творения Ш. Руставели как прославления царицы Тамар и её правления; А. С. Хаханов (Хаханашвили) полагал, что поэма основана на народных сказаниях (подобно “Фаусту” и “Гамлету”). В любом случае, это не даёт ответ на вопрос происхождения образа Тариэла – “Витязя (Рыцаря) в тигровой шкуре”.
      Думается, ответ может скрываться в происхождении самой царицы Тамар. Царица Грузии – Тамара (Тамар) Великая (груз. ;;;;;;;;;;), как известно, происходила из рода грузинских царей Багратионов (груз. ;;;;;;;;;;;;Багратиони).
      Предположение, что Тариэл – это образ основателя рода Багратиони как выходца из Индии– основывается ещё и на том основании, что и Шотой Руставели Тариэл называется выходцем из Индии. Даже если учесть, что Ш. Руставели помещает своих героев в частично выдуманные страны, указание на Индию представляется неслучайным. Вот только это не объясняет, почему же витязь (рыцарь) оказывается в тигровой шкуре. Можно было бы предположить, что это отсылка к образу Геракла (др-гр. ;;;;;;;) со шкурой убитого им немейского льва, но такое объяснение, по сути, ничего не объясняет, является случайным, притянутым.
      Нам же представляется возможным дать объяснение, исходя из самого имени Бхагиратха Bhag;ratha;;;;;. Не должно удивлять, что с течением времени имена, этимологически прозрачные в языке, могут переосмысляться. В таком случае и с имнем Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; могло это произойти. Но, если первый компонент имени – слово rathа ;; “m. 1) повозка; колесница 2) воин, сражающийся на колеснице 3) воитель 4) герой”[46] и в новоарийских языках сохранило (в целом) древнее значение – колесница (с пометкой ист.),[47] то второй компонент мог быть переосмыслен как слово ;;; bagha тигр.[48] В таком случае древнее имя Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; стало представляться как Багхиратха ;;;;;;  bagh;ratha Тигриный герой, то есть Герой (в) тигровой (шкуре).


      P. S.Нами представлено исследование (в порядке постановки вопроса) о Петре Ивановиче Багратионе – как индославика происхождения имени и рода Багратионов. Очевидно, что требует пояснения сам термин индославика.
      Этот термин произведён мной от этнонима индо-славы (индославы) из книги"От Волги до Ганга" индийского учёного Рахулы Санкритьяяны (кстати сказать, автора худ. произведения под названием “Хвала тебе, Яудхейя”, 1944 года), книга которого, к сожалению, малодоступна русскому читателю[49]. Если очень коротко, то главный вывод историка состоит в следующем: предки современних индийцев (говорящих на и.-а. языках) – выходцы из территории современной России и являются потомками народа, который он назвал индо-славами. Из этого следует, что и славяне, и индоарии – потомки этого народа. Такой вывод представляется экстравагантным, даже таким исследователям, как Н. Р. Гусева, которая постулирует, что славяне – не арии и никогда ими не были[50], а ведь Р. Санкритьяяна (или, в русском варианте, Рахул Санкритьяян) вовсе не утверждает, что и.-а. произошли от славян, или славяне - от и.а. Самое большее, что признаётся Н. Р. Гусевой – предки славян и индоариев, будучи разными народами, какое-то время соседили, где-то на Русской равнине, а потому заимствовали  всё то, что относится к общему наследию славян и индоариев.
      А между тем, есть основания полагать, что т. н. индославы, являясь нашими общими предками, говорили на одном языке (понятно, что диалектно членённом), реконструкция которго – дело лингвистов будущего (если, конечно, будет на то желание и, признаем, научное и просто человеческое мужество). К тому множеству примеров индославянского языка, на котором говорили индославы, приведённых у Н. Р. Гусевой,[51] добавим следующие показательные примеры.
      В русском языке существует слово щенок – оно всем понятно и не нуждается в пояснениях. Очевидно, что слово образовано от корня щен-. Но вот слова щен со значением взрослая (большая) собака в активном составе русского языка нет. Но оно, безусловно было, коль скоро от него образовано слово щенок. Посмотрим, не смогут ли нам помочь индоарийские языки древнего периода. Откроем словарь санскритско-русского языка В. А. Кочергиной. И здесь мы обнаружим, что особенно и не удивляет, слово, родственное русскому щенок – ;;;; ;unaka m. маленькая собачка. [52] Итак, щенок и щунака. Но этим дело не ограничивается. Отсутствующему в активном лексическом фонде русского языка мы находим санскритский аналог – ;;;; ;un; f. cука. И таких примеров санскритологи могут привести немало. Но важно не просто то, что имеются такие соответствия. В конце концов лингвисты не отрицают родство славянских и арийских (индоарийских и иранских с дардскими ) языков в рамках индоевропейской языковой семьи. Лингвисты давно привлекают данные родственных языков для решения той или иной прблемы конкретного языка или группы языков. Вот и в нашем примере – наличие прежде в русском языке слова, отсутствующего в языке современном, можно доказать наличием его аналога в родственном языке.Важен другой вывод: если мы имеем в русском языке (а, шире, в славянских языках) какое-нибудь слово, которое нам непонятно, то это ещё не говорит о том, что такое слово обязательно заимствовано из другого языка. Причём, в отношении русского (шире –славянского) и санскритского (шире – древнеиндийских) языков это – дорога с двусторонним движением: не только славянские слова можно этимлогизировать с помощью древнеиндийских слов, но и наоборот.
      Проиллюстрируем нашу мысль таким примером: есть санскр. слово ;;; kula n. 1) стадо 2) рой 3) стая толпа; множество 4) семья; род 6) знатная семья; знатный род 7) союз 8) хозяйство 9) жилище; дом 10) назв. участка земли опред. размера.[53] Всякая попытка представить это слово заимствованием разбивается о следующее: от слова ;;; kula производно слово ;;;;; kul;na родовитый; знатный.[54] Но именно это слово известно в русском языке в значении знатная (старшая); уважаемая женщина.[55] Наличие славянского слова делает невозможным заимствование слов ;;; kula и ;;;;; kul;na в санскрит из доарийских языков Индии. В свою очередь, санскрит позволяет опровергнуть попытки М. Фасмера расславянить, так сказать, следующее слово: окула «обманщик, мошенник», окулить, окулать «смошенничать, обмануть», что Фасмер считает тождественным слову акула.[56] Слово акула, в свою очередь, он считает заимствованием из др.-исл. Языка – hakallакула, отвергая попытку Итконена обосновать заимствование из саамского akkli.[57] То, что немец выводит русское слово из языка, отдалённо родственного немецкому, а финн – из финно-угорского языка,- здесь не имеет значения. Показательно другое: когда постулируется мысль, что “чистота” русского народа сильно разбавлена финно-угорским субстратом, особенно на Русском Севере, оказывается высоким процент “заимствований” из финно-угорских языков, но когда такое заимствование (действительное или мнимое) грозит норманнской “теории” происхождения Русского государства, тогда, конечно же,финно-угорским влиянием можно и пожертвовать.
      Справедливости ради, отметим, что Фасмер о слове окула пишет неопределённо: “Вероятно, тождественно акула ‹…›.”[58] Когда, в разных языках, разбойников называют (отождествляют) с волками – это понятно и не вызывает возражений. Если бы словом окула назвали бы именно разбойников, то предположение о тождестве слов окула и акула можно было бы говорить с высокой долей вероятности. Но обманщик, мошенник – это, всё же, не волк и не акула (скорее уж, лис). Очевидно, что предположение Фасмера неверно. А что же окула?
Представляется, что ответ, как и следовало, ожидать подсказывает санскрит. Если кула;;; kula имеет, кроме всего прочего, значение знатная семья; знатный род, то нужно предположить, что в санскрите должно быть слово акула в значении, противоположном слову кула;;; kula. Есть ли такое слово? Да, такое слово есть – ;;;; akula неблагородный, неродовитый.[59] Следует отметить, сто и слово акулина, в значении неаккуратная, неопрятная женшина, традиционно объясняемое как производное от имени какой-то неаккуратной, неопрятной женшины именем Акулина, объясняется как исконнородственное с санскр. ;;;;;; akul;na = ;;;; akula.[60] Мы могли бы продолжать и далее, не уходя от гнезда этих слов…
      А что же Багратион? Выше мы показали, что имя Баграт, от которого произведена интересующая нас фамилия, происходит от Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;; со значением “Божественный (славный, счастливый) воин (воитель, герой)”. Первая часть имени – это и.-а. слово ;; bhа;ga (бхага), имеющее значение: “m. 1) nom. pr. Один из Адитьев <…>; 2) счастье; благополучие 3) красота 4) любовь. ”[61] нетрудно заметить, что данное слово исконнородственно русскому (славянскому) слову Бог. Сильно ли мы ошибёмся, если предположим, что это слово, а, следовательно, само понятие о Боге для славян будет объявлено заимствованием?
      И действительно, как отмечает П. Я. Черных “‹…› иногда о.-с. *bog считают заимствованием из др.-иран. диалектов (напр., из скифских). ”[62] В действительности, отнюдь не “иногда”. Но даже М. Фасмер отвергает эти потуги: “‹…› постоянно постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ;в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это; можно также объяснить укр. Влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. так же не доказывает заимств. ввиду наличия ещё и др. соответствий (ради, святой), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52) Коржинку (LF 67, 289) и др.”[63]
      Он же считает, что русск. Бог ст.-сл. Богъ: “Родственно др.-инд. bhagas «одаряющий. Господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. Ba;a «господь», «бог» от др.-инд. bhajati, bhajate «наделяет», «делит», авест. ba;;aiti «участвует», греч. ;;;;;; «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.-инд. «достояние, счастье», авест. ba;a-, baga-, «доля, участь »; ‹…›.”[64]
      П. Я. Черных тоже считает, что общеславянское *bogъ, не является заимствованием из др.-ир. языков, так как “параллельные образования имеются, однако, и в древнеиндийском. Ср. др.-инд. bhaga-h – «благосостояние», «счастье». А так же «наделяющий», «дарующий» и как эпитет некоторых богов, bhagavant – «блаженный», «великий» (ср. совр. хинди b;;гй; – «счастье», b;аг;в;н – «бог»). ‹…› И вообще говоря, слова этого корневого гнезда не являются достоянием только индо-иранской и славянской групп и.-е. языков. Ср. греч. у Гесихия: «;;;a;;;… ;;;;;;;;;;;» (фригийское наименование Зевса) ;;;;; – «ломоть хлеба», а так же «владыка», «царь» (правда, эти слова не всегда связывают с др.-перс. baga-) ‹…›.”[65] И тем не менее дискуссии о заимствовании славянского слова продолжаются, что можно найти в статье, посвящённой слову “* bogъ” в Этимологическом словаре славянских языков. Праславянский лексический фонд.[66]
      Очевидно, что общеславянское слово *bogъ, русское Бог – исконнородственно первому слову в имени Бхагиратха Bhag;ratha ;;;;;. Но и второй коммонент –rathа ;; боевая колесница – возможно имеет соответствие в русском языке. Так, есть русское слово ратка «одноколка», которое М. Фасмер считает заимствованием из фин. ratas «колесо», мн. Rattaat «телега»,[67] что может быть и ошибочным мнением.
      И ещё нужно отметить одно обстоятельство. Выше мы приводили сведение, что с именем эпического Бхагиратхи Bhag;ratha ;;;;; связано название реки Ганг (Ганга на санскрите и современном языке хинди) – Бх;гиратхи Bh;g;rath; “f. nom. pr.эпитет Ганги. Это обстоятельство интересно вот чем. Отмечалось, что “главной областью для ригведийских ариев был бассейн р. Инд. ‹…› следует ещё отметить, что существовала тенденция переносить названия рек по мере продвижения вперёд. Так, Sindhu, Sarasvat;, Sarau имеют свои соответствия в Ав., а последнее название было со временем перенесено индоариями уже в пределах Индии из бассейна Инда в бассейн Ганга. ”[68] Следует отметить, что это не единственный пример переноса названий рек из бассейна Инда в бассейн Ганга. Так, само имя Инда было перенесено в бассейн Ганга: Инд носит имя;;;;;; sindhu, Синдху в санскритском языке и в современном хинди языке, но именно так на русских картах – Синдху(то есть Инд) – называется правый приток Ганга.
      Логично допустить, что если верно то, что из северо-западной Индии индоарии переносили названия рек в юго-западную, то и в северо-западную Индию они переносили названия из более западных и северных районов, по мере своего передвиженияв Южную Азию.
Общеизвестно и то, что Ганг ( санскр. и хинди ;;;;, ga;g;) – священная река индийцев, соответствует авестийской ( в Вендидате) Ранхе. Но ведь Ранха – это Волга.[69] Получается, что Волга – это Ранха – это Ганг. Следовательно, Волга – это Ганг (;;;;, ga;g;), а Ганг – это Бх;гиратхи Bh;g;rath;. Волга – Бх;гиратхи Bh;g;rath;.
      Получается, что фамилия Багратиони ( груз. ;;;;;;;;;;) в переводе на русский язык имеет, кроме основного, значение… Волгин (любопытно, что и русская фамилия Волгин, и грузинская Багратиони оформлены, по-сути, одним и тем же патронимическим суффиксом: -ин; -они). Но и это ещё не всё. Русская река носит исконнославянское ( из индоевропейского языка) имя. Так, этимологизируя слово влага, П. Я. Черных отмечает, что к нему относится и слово Волга ( и Wilga – название двух речек в Польше) – из о.-с. *volga; корень*volg-; на другой ступени вокализма *vьlg-; – из и.-е. корня *uel-g- (*:–;ol-g-; *;;-g-) со значением влага, жидкость.[70] К этим гидронимам ( русск. Волга и польск. Wilga) М. Фасмер добавляет ещё и чешск. Vlha – реку бассейна Лабы.[71] Но можно ли согласиться, что имя крупнейшей и прекраснейшей реки Европы означает всего лишь … влага? Думается, что нет. И действительно, этимоолгизировать имя главной реки России возможно именно с использованием санскрита, где мы и найдём слово ;;;;; valgu1) милый, приятный 2) прекрасный, красивый.[72] На возможную связь славянских и лето-литовских слов со значеним влага, влажный, мокрый с санскр. словом указывал ещё М. М. Маковский.[73]

      Следовательно, наша Волга (Волга – русская река) носит имя красивая, прекрасная.

     P. S. В Избе-читальне и на Литпричале этот текст имеется с сохранением слов, написанных алфавитом деванагари и др. алфавитами.

  Адрес для замечаний и предложений: mr.vladislav.kondratiev@yandex.ru
               
________________________________________
[1] Анисимов Е. Генерал Багратион. Жизнь и война. М., С. [2] Там же. С. [3] Там же. С. [4] Там же. С. [5] См.:История Грузии. Тб., 1962. Т.1; БердзенишвилиН. Вопросы истории Грузии: Историческая география. Т.1 С. 129 [6] Toumanoff C., prince. Les dynasties de la Caucasie chr;tienne de l’Antiquit; jusqu’au XIXe si;cle; Tables g;n;alogiques et chronologiques.Rome. 1990. [7], Toumanoff C., Iberia on the Eve of Bagratid Rule, p. 22, cited in: Suny (1994), p. 349 [8] См.: Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. [9] См.:Абуладзе И. Сведения Иоанна Драсханакертци о Грузии. Тб., 1937. С. 3. [10] СМ.:Лордкипанидзе М.Д. История и повествование о Багратионах. Тб., 1979. С. 14(69). [11] См.: Там же.С. 19. [12] См., например,: Суперанская А. В. Современный словарь личных имён: Сравнение. Происхождение. Написание. М., 2005. С. [13] Библиографию основных работ см.: Ригведа. Избранные гимны / Пер., комментарий и вступ. Ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972. С. 4 – 9. [14] Елизаренкова Т. Я. “Ригведа” - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I – IV. М., 1999. С. 429 – 430. [15] Там же. С. 430. [16] Там же. [17] Там же. С. 450. [18] Кочергина В. А. Санскритско – русский словарь. М., 2005. С. 262 – 263. [19] Елизаренкова Т. Я. Слова и вещи в Ригведе. М., 1999. С. 8 -9. [20] Кочергина В. А. Указ. соч. С. 537. [21] Там же. С. 538. [22] Там же. С. 72. [23] Там же. С. 99. [24] Там же. С. 474. [25] Там же. С. [26] См.: Топоров В. Н. Бхага // С. [27] См.: Там же. [28] См.: Там же. [29] Кочергина В. А. Указ. соч. С. 474. [30] Там же. С. [31] См.:Иванов В. В. Иуда // Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. М.,1991. Т. 1. С.580. [32] См.:Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С. [33] См.: Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. М.,1991. Т. 1. С. 504. [34] См.: Рыжов К. Все монархи мира. Древний Восток. М., 2001. [35] См.: Кочергина В. А. Указ. соч. С. 534. [36] См.: Там же. С. 532. [37] См.: Там же. [38] См.: Там же. С. 531. [39] См.: Там же. С. 532. [40] См.: Там же. [41] См.: Там же. [42] См.: Там же. [43] См.: Там же. С. 534. [44] См.: Там же. [45] См.: Там же. [46] Там же. С. 537. [47] См.: Ульциферов О. Г. Современный русско-хинди словарь. М., 2004. С. 388. [48] См.: Там же. С. 1028. [49] См.: Рахул Санкритьяян. От Волги до Ганга. М., 2002. [50]См.: Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002., См также: Она же. Русский север- прародина индославов. М., 2010. [51] См.: Там же. [52] См.: Кочергина В. А. Указ. соч. С.650. [53] См.: Там же. С. 167. [54] См.: Там же. С. 168.. [55] См.: Гусева Н. Р. Указ. соч. [56] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2003. Т. 3. С. 131. [57] См.: Там же. Т. 1. С. 67. [58] Там же. Т. 3. С. 131. [59] См.: Кочергина В. А. Указ. соч. С.18. [60] См.: Там же. [61] См.: Там же. С. 474. [62] Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 98. [63] Фасмер М. Цит. раб. Т. 1. С. 182. [64] Там же. С. 181-182. [65]Черных П. Я. Цит. раб. Т. 1. С. 98. [66]См.:Этимологическом словаре славянских языков. Праславянский лексический фонд. (ЭССЯ). Вып. 2. С. 161 -163. [67] См.: Фасмер М. Цит. раб. Т. 3. С. 447. [68] Елизаренкова Т. Я. “Ригведа” - великое начало …// Ригведа. Мандалы I – IV. М., 1999. С. 442 – 443. [69] См.: Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи М., 1988. [70] См.: Черных П. Я. Цит. раб. Т. 1. С. 150. [71] См.: Фасмер М. Цит. раб. Т. 1. С. 336. [72] См.: См.: Кочергина В. А. Указ. соч. С.569. [73] См.: Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М., 1989.