Коротко о памяти

Дмитрий Лонский
Память так устроена. Она есть. Она присутствует. Она передаётся. Как бы даже независимо от нас. В школе я не любил историю. Странный предмет... советская история... Мой отец был офицер советской армии. Родом из польской деревни на востоке Винницкой области. Его отца, моего деда, расстреляли ... в январе 1938 года в Виннице... и закопали в Винницком парке, что был сразу за забором Винницкого энкавэдэ. Вместе с 9349 такими же как он... виновными в том, что они не украинцы проживавшие в приграничном районе эсэсэсэра... Этническая чистка приграничных районов. Особо секретный приказ  №  00485 от 11.08.1937. Но этого никто тогда не знал. Его забрали ночью. И он исчез. Его нашёл я в 90-х. Его дело. Я попытался представить эту ситуацию. Я понял, что этих людей обманули. Они не догадывались что с ними собираются сделать. Их родные так и не узнали что сними сталось и где они захоронены.
Рядом с польским селом было еврейское. Это Бершадский район Винницкой области. В 1941-м пришли немцы. Они расстреляли всё еврейское село. Я видел это захоронение. Прямо на месте. В лесочке. Мать возила меня и брата на родину отца летом, когда я был во втором классе. Это место отметил в своих мемуарах Илья Эренбург. Мама пережила оккупацию в возрасте 12-ти лет. Я любил слушать её рассказы и всегда удивлялся, что их не расстреляли. По рассказам матери дедушкина сестра разговаривала с немцами... используя идиш. Она объясняла то, что их не тронули тем, что в их месте пребывания стояли только действующие войска и небыло эсэсэвцев, а в среде местных не оказалось антисемитов.
Когда пришли немецкие оккупационные войска, вначале они брали всё что есть из продуктов питания, потом покупали у населения. Из домов не выселяли. Когда пришла советская освободительная армия, солдаты расположились в домах, жители переселились в сараи. Со слов мамы, брали всё, что есть из продуктов питания... Когда покинули деревню и они смогли зайти в дом, в доме ничего не оставили, кроме стола на котором нагадили... Это было в еврейском местечке Рожив, Брусиловского района, Киевской области.
Вот такая история моей семьи. В которой мама еврейка а папа поляк... а я украинец... Правда... Так написано в моём советском паспорте... Вот он... сохранился...
Мой отец говорил,- любая история, это история власти, а любая власть это насилие. Я родился и жил при советской власти. И историю советского насилия, в Ужгородской школе № 11, мне преподавал Григорий Михайлович Лавер... С его слов он был участник расстрела людей в городском парке..., после войны..., что за мостом, через речку от 11-ой школы, там где городской бассейн. На месте захоронения моего деда, тоже в парке, только в Виннице, всё советское время была детская площадка. Места захоронения казнённых немецкими фашистами евреев были в лесах, в которых мы гуляли и собирали грибы. Григорий Михайлович рассказывал всё, кроме этого. А в памяти сохранилось только это... и ничего из того, что рассказывал Григорий Михайлович... Ну..., кроме его участия в расстреле мирных граждан.
И вот, что я думаю. Война была договорная. Как это не фантастически звучит, но она была договорная. Гитлер очистил Европу от евреев, награбил и смылся. Сталин замазал свои довоенные репрессии и стал генералиссимусом. Цели достигнуты. Задачи выполнены. Свидетели уничтожены. Для этого был необходим форс-мажор. А форс-мажор, это война или стихийное бедствие. И тот факт, что два главаря одинаковых режимов, тесно сотрудничая экономически и политически, так усердно демонстрировали тот факт, что они никогда не встречались, только подтверждает..., что война была договорная.